Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер

Нищета эскапизма

Почему от государства не убежишь и не спрячешься?

В рубрике «Нас не спрашивали» могут высказаться все приятные люди. Опостылевшие медиа, возмутительные стартапы, потерявшие стыд политики — всем рано или поздно воздастся. Коротко. Субъективно. Жестко.

дата:
17 октября

Михаил Пожарский наблюдает за протестами в Гонконге и рассуждает о том, почему склонность недовольных масс в России сидеть тихо и не лезть в общественные дела не приведет ни к чему хорошему

Если  вам  нужен  образ  будущего,  вообразите сапог, топчущий лицо человека — вечно.

Джордж Оруэлл

Несколько недель в Гонконге продолжаются массовые акции гражданского неповиновения с требованиями прямых выборов администрации города. Главная движущая сила протестов — студенческие организации.

Глядя на Гонконг, мы можем смеяться. Сквозь слезы. В ситуации, в которой семимиллионный город дает бой полуторамиллиардному «старшему брату», жители нашей великой страны сносят стоически любые побои. Цензура? Эмбарго? Да пожалуйста. Случалось ли в новейшей российской истории, чтобы студенческие организации устраивали массовые протесты?

Если и существует идеология, консолидирующая все наше общество от первого олигарха до последнего студента, — это идеология эскапизма. Не надо лезть в дела общественные, там опасно и скучно. Лучше заниматься «своими делами» и вообще «начинать с себя»: сходи на курсы личностного роста, организуй стартап, усынови собачку, обустрой лужайку возле дома такой нужной (особенно зимой) велодорожкой.

Ну да, был тут один со стартапом. Попытка засунуть голову в песок еще не спасла жизнь ни одному страусу (именно поэтому страусы так вообще-то не делают). А попытка удалиться из общественной жизни приведет лишь к тому, что отнимут даже любимую велодорожку. Прихватив заодно жизнь и свободу. Далее постараюсь объяснить почему.

Оседлый бандит

Начнем с теории. Ее любезно предоставил нам американский экономист Мансур Олсон. За отправную точку берется то, что основой власти является насилие, а главной человеческой мотивацией — корысть. Не то чтобы мы все из себя такие циники, просто модели, объясняющие работу социума, не должны зависеть от качественных характеристик людей («хороший», «плохой», «злой»).

Самая примитивная форма власти — это кочевой бандит: племена гуннов Аттилы, монгольские орды Чингисхана и тому подобное. Кочевой бандит живет по принципу набежал — отнял — убежал, стремится отобрать все до последнего, подчас вырезает все население, включая грудных детей. Just for lulz.

Глубокая философская база кочевого бандита отражена в цитате, которую приписывают Чингисхану:

Самая большая радость для мужчины — это побеждать врагов, гнать их перед собой, отнимать у них имущество, видеть, как плачут их близкие, ездить на их лошадях, сжимать в своих объятиях их дочерей и жен».

Эта цитата впоследствии органично прозвучала из уст Конана-варвара

<iframe width="420" height="315" src="//www.youtube.com/embed/Oo9buo9Mtos?rel=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

Но рано или поздно кочевой бандит либо украсит своим черепом ограду какого-нибудь города, либо остепенится и превратится в бандита оседлого — автократа. Автократ властвует над ограниченной территорией, из года в год обирает одних и тех же подданных и должен оберегать свои инвестиции. Поэтому вместо тотального грабежа теперь респектабельное налогообложение, вместо изнасилований — набор в гаремы и право первой ночи. Одним словом, культура. Автократ завязывает с привычкой справлять нужду прямо с седла, учится пользоваться вилкой, объявляет себя защитником истинной веры, потомком легендарных героев или сразу богов — это уж как наглости хватит.

Большую часть истории большая часть человечества жила под властью того или иного автократа, периодически меняя хозяина при переделе территориальной собственности. Сдавала зерно в казну, сыновей — в армию, дочерей — в гаремы. Автократия — это, можно сказать, естественное состояние общества.

А демократия, согласно Олсону, выходит нечаянно, когда несколько равноценных wannabe-автократов сталкиваются лбами на небольшой территории. В интересах каждого из них оказывается создание такой системы, в которой ни один не сможет узурпировать власть, основав очередной тысячелетний рейх. А в качестве побочного эффекта права и свободы перепадают и простым смертным. Жить захочешь — напишешь и билли о правах, и конституцию, и хитрую систему разделения властей выдумаешь.

Демократия с гораздо большей вероятностью случится на маленькой территории, чем на большой (отсюда и города-государства). Но эта конструкция крайне неустойчива: стоит системе дать сбой как — аве, Цезарь! — она уже не демократия, на границах точат зубы армии автократов, а на дальних подступах бродят неприкаянные чингисханы с ордами воинственных оборванцев. Греческие полисы отбивали-отбивали атаки персидской автократии, а все равно закончили автократом Александром Македонским.

20 000 монгольских тугриков с Чингизханом

Но есть у демократии одно махонькое преимущество. Демократические правители, сознавая, что трон под попой стоит шатко, вынуждены ограничивать свои аппетиты и больше расходовать на общественные блага, чтобы граждане-избиратели оставались сыты и довольны. Этим объясняются экономические успехи демократий. Несмотря на это, крупные автократии веками давили маленькие демократии. Изменения наметились после того, как несколько протестантских банд не смогли поделить Англию в XVII веке, а еще через век ее же бывшие 13 колоний умудрились создать демократию на довольно обширной территории. Но даже сейчас на планете всего 28 демократий из 167 государств. И даже заслуженные демократии из верхней части списка регулярно проходят тесты на вшивость — вспомните Эдуарда Сноудена и шутки спецслужб.

Обратите внимание, что модель Олсона не различает сорта стационарного бандитизма на основе их цвета, запаха и консистенции (монархия, теократия, фашизм, коммунизм, вот это все). Не различает — и правильно делает. Легитимность якобы той или иной автократии стоит считать простым следствием перераспределения общественных благ в пользу идеологической обслуги конкретного автократа. Случается, кому-то бандиты в короне нравятся больше, чем бандиты в кителе, или наоборот — это просто личные эротические предпочтения, будем к ним толерантны.

А есть ли у вас права?

Таким образом, наш мир — довольно неуютное место. Наивно думать, будто можно выйти из большой игры автократов, посвятив свое драгоценное время тому, чтобы постить котиков в «Фейсбуке». Попытка обменять лояльность на права не пройдет. Противоположная сторона (автократ) — она, как та мексиканская мафия из фильма «От заката до рассвета», не знает слова «бартер». И слова «права» тоже не знает.

Представления о том, что у людей есть личное пространство, занимают в мировой культуре примерно то же место, что демократии в мировой истории. В большинстве культур высшей добродетелью считается лояльность начальству, а львиная доля мировой философии сводится к тому, что нужно покорно сносить самодурство правителей, тем самым повышая личный уровень духовности или накапливая бонусы для обмена в потустороннем мире (см. стоицизм, христианство, буддизм и т. д.).

Концепцию неотъемлемых или естественных прав выдумали в демократической Греции. Причем изначально права распространялись лишь на небольшую прослойку полноценных граждан (это которые не рабы, не вольноотпущенники, не бабы), да и тех могли заставить выпить яду за неподобающие речи. Демократиям понадобились века социальной эволюции и ведра крови, по завету Джефферсона пролитые на дерево свободы, чтобы в священный круг приняли женщин, низшие классы и неправильные национальности.

Но для автократий сама концепция естественных прав — нонсенс. Что естественно, так это слушаться правителя. Все остальное — происки врагов, подкоп под фундамент нашей многовековой духовности. Понятие «право» приравнивается к понятию «закон», а законы издает автократ. В общем, право — это то, что барин разрешил. Вот и вся правовая концепция стационарного бандитизма (некоторые называют такую систему потестарной).

Наведение порядка

Здесь как раз уместно вспомнить недавний опрос, согласно которому дорогие россияне видят в родном правительстве моральный авторитет. То есть источник суждений о добре и зле, ни больше ни меньше. И это неудивительно. Последняя демократия на этой территории закончилась в 1480 году (почему так получилось, можно почитать у гарвардского историка Ричарда Пайпса, лондонского историка Джеффри Хоскинга и других матерых русофобов). В дальнейшем все ситуации многовластия, которые могли потенциально привести к демократии (в отечественной терминологии — «смута», «бардак», «ослабление государства»), неизменно заканчивались пришествием нового автократа (в отечественной терминологии — «наведением порядка»).

Итак, чем чревато очередное наведение порядка?

Минимизация расходов на общественные блага

Предоставление общественных благ — это вынужденная для автократа мера. Он делает это в минимальном объеме, дабы население совсем не зачахло (самые наглые автократы еще именуют эти услуги «бесплатными»). Поэтому нечему удивляться, если внезапно выясняется, что бюджетные расходы на такие блага, как здравоохранение и образование, в несколько раз меньше, чем расходы на аппарат насилия (армия и полиция).

Глобальные проекты

Автократ мыслит глобально, поэтому меряется богатством он не с соседом по даче (это мелкобуржуазно, пошло), а сразу со всем миром. Отсюда и соответствующие проекты: пирамиды, дворцы, монументы до неба, факельные шествия. Нынче в тренде Олимпиады. Олимпиада — она, конечно, зрелище для народа. Примерно как пирамида Хуфу — усыпальница для египтян, а Версаль — дворец для парижан.

Война — спорт королей

Демократиям обычно невыгодны завоевания. Новые территории — это новые избиратели, которых нужно ублажать. Но для автократий — новые подданные, источник дохода. Поэтому нет на свете такой автократии, которая не мечтала бы о возвращении исконных территорий, которые по справедливости принадлежали ей в каменном веке. Ура, #судетынаши!

Воспитание

К содержанию голов подданных автократ относится не менее трепетно, чем к содержанию их кошельков. Отсюда ярая любовь к морально-нравственному воспитанию населения и прочий brainwashing. Поэтому религиозное образование в школах (с одновременной отменой домашнего образования), запрет на бездуховные концерты, цензура в СМИ. Хорошо бы еще отцензурировать интернет, только непонятно как, поэтому просто стукнем по нему дубиной. Научим всех (например, дизайнеров одежды) правильно родину любить.

В общем, все идет по плану. И чем дальше, тем хуже, не обольщайтесь. По Олсону предельной для автократии является такая степень давления на общество, которая чревата потерей прибыли. Но это если предположить, что автократ — существо рациональное, без психических отклонений и пристрастия к тяжелым наркотикам. А подобные обстоятельства, между прочим, угробили не одну великую автократию. Порой и 16 покушений не помогают, спросите у немцев.

Олсон также исходит из установки, что автократ живет, взимая налоги с населения. Но что, если основа дохода автократа — вовсе не население, а некий природный ресурс? Не должен ли тогда автократ воспринимать население не как ценный актив вроде стада овец, а как назойливых вредителей вроде саранчи? Тогда многое становится еще понятнее, а будущее выглядит еще более радужным. Нужно и дальше проводить крестные ходы против коррупции, авось поможет. Хотя мне кажется, что предполагаемый адресат этих хождений сейчас благоволит скорее нехристям Гонконга, ведь они хотя бы пытаются.

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+