Художник недели. Никита Кольцов
Единственный современный автор, который может дешево подвезти вас до дома
Долгие месяцы Никита Кольцов служил чернорабочим рубрики «Художник недели». Он молчаливо следовал за каждым героем с камерой в руках, подбирал удачные планы и выслушивал затяжные беседы о судьбах искусства в эпоху постмодерна. Одинокими вечерами он монтировал интервью в своей каморке: Никиту переполняли эмоции, ведь творчество современных художников не может оставить равнодушным. Чтобы справиться с чувствами, Никита сминал бумажки и разбрасывал по полу. Поначалу никто не мог разглядеть в них прообраз будущих глубокомысленных инсталляций. Прорыв случился на открытии Биеннале молодого искусства. Вокруг собрались иностранные журналисты и кураторы, и Никита больше не мог скрывать своего подлинного призвания: с криком «Опаньки, перформанс!» он бросил в ведро пустую бутылку из-под колы. В эту секунду закончилась эпоха поп-арта, а на небосклоне актуального искусства взошла новая звезда.
W→O→S Кто на вас повлиял: Жиль Делёз или Иосиф Бакштейн?
— Делёза я всегда читал в самых неподходящих местах, и места эти повлияли на меня гораздо больше чем, собственно, сам Жиль. А когда я подрабатывал на Ленинградском шарикоподшипниковом заводе, нам вместе с пайками завозили различную макулатуру, в том числе и Бакштейна. Но так как я воспринимал его исключительно в макулатурной парадигме, влияние его было пагубно, пусть и ничтожно.
W→O→S Вы планируете получить профессиональное образование в области современного искусства? Институт проблем современного искусства, Школа Родченко, Сент-Мартинс?
— Профессиональное образование в области современного искусства сегодня — это в первую очередь сугубо техническое образование. Начинающему художнику я бы порекомендовал не Школу Родченко, а какой-нибудь технический колледж. Насколько похорошеют его инсталляции, если он хоть раз постоит за шлифовальным станком.
W→O→S Как вы относитесь к Марксу? Читали «Капитал»? Вдохновляетесь творчеством Арсения Жиляева?
— «Капитал» Маркса я слышал однажды в пересказе Жиляева, на богемном квартирнике где-то в Кузьминках. С тех пор я стараюсь держаться подальше и от Жиляева, и от капитала.
W→O→S Возможно ли сегодня оставаться гегельянцем?
— Ха-ха, куда как проще быть вегетарьянцем! (Сквозь слезы.) Думаю, и сам Гегель это прекрасно понимал…
W→O→S Вы не находите, что ваша инсталляция «Композиция ХВ-13» разжигает религиозную ненависть? Вы атеист?
— Как вы помните, моя инсталляция представляла собой трехметровое распятие, которое самовоспламенялось еженедельно (по пятницам). Все совсем наоборот: это религиозная ненависть разожгла мою инсталляцию.
W→O→S В чем смысл искусства? Возможно ли искусство в эпоху его технической воспроизводимости?
— Я не задумываюсь ни о смысле искусства, ни о безнадежности его судьбы в эпоху технической воспроизводимости. Последний человек, которого это хоть как-то заботило, покончил с собой где-то на границе оккупированной нацистами Франции. Не хочу разделить его судьбу (смеется).
W→O→S Вы рассматриваете искусство как средство заработка? Сколько стоят ваши работы?
— М-м-м… Хороший вопрос. Дайте подумать. Сейчас скажу. Искусство… (продолжительная пауза) — это... безусловно, средство заработка… Но не моего! Я зарабатываю частным извозом и считаю это занятие куда более достойным, нежели размазывание какашек по цветному стеклу.
W→O→S Вы дружите с другими современными художниками и кураторами?
— Это они пытаются подружиться со мной, ведь я единственный, кто может дешево подвезти их до дома! Впрочем, они еще не знают, что я тоже художник.
W→O→S Кто ваш идеальный зритель?
— Ну разве это вопрос? Что это значит? Все свои работы я распространяю через интернет за счет отправителя, так что я никогда не встречал получателя, которого вы называете зрителем.
W→O→S В каких международных фестивалях и биеннале вы планируете поучаствовать в ближайшее время? Собираетесь номинироваться на премию Кандинского?
— Премию Кандинского я уже сделал себе сам, из бумаги. Недавно принял участие в Грушинском фестивале, но приза не выиграл… ничего! У меня еще все впереди… (продолжительная пауза) …в отличие от Вальтера Беньямина (заливисто смеется).
Визуальная анкета
Под другим углом
Философ афинской постсократической школы Леонидас Марантиди о возможности индивидуальной трансгрессии в суггестивном пространстве современного искусства
Никита Кольцов для меня — росток налитой соком пшеницы посреди выжженного буржуазным концептуализмом поля современного искусства. Профанируя знаковую систему капиталистического социума, он находит пластическое выражение эмоции настолько острой, что она не может быть нивелирована спекулятивными интеллектуальными конструкциями.
Своими акциями с бумажными комками он показал, что культуртрегер сегодня — не представитель творческой интеллигенции, служащий высшей цели искусства, но один из чернорабочих на свалке постиндустриального общества, нещадно эксплуатируемый вчерашними горе-теоретиками, прячущимися сегодня под маской демиурга. Однако стоит подчеркнуть, что разоблачение является не целью, а лишь неизбежным следствием этого радикального в своей одновременно интеллектуальной и чувственной трансгрессивности художественного акта.
Подпишитесь на нас в социальных сетях