Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер

Бесчеловечная психология: эксперименты над людьми

Издевательства над детьми-сиротами, женщинами и крысами в истории самой гуманной науки

Среди расхожих анекдотов про психологов шутка про постоянные эксперименты над окружающими – одна из самых избитых. Тут мало общего с правдой: любой стоящий эксперимент требует труда и затрат, а самые интересные из них еще и нарушают закон и потому редки.

дата:
20 июня

Впрочем, как и многие другие вещи, раньше психология была куда лучше. В ее истории было несколько энтузиастов, сумевших провести ряд любопытных экспериментов, которые идут вразрез с современными представлениями о психологической этике. W→O→S отобрал восемь исследований, невозможных в современной психологии. Некоторые из них вошли во все учебники, другие не научили нас ничему, но все они были связаны с насилием над людьми и животными.

 

1. Джон Уотсон

Альберт, крошка Альберт

 

Любопытный эксперимент по уничтожению детской психики провел в 20-х годах Джон Уотсон, основатель бихевиоризма — древнего направления в психологи, изучавшего не сознание, а исключительно поведение человека и животных.

Уотсон, вдохновленный экспериментами Павлова, кроме всего прочего, интересовался формированием условных эмоциональных реакций у детей. Путем нехитрого обучения и отрицательных раздражителей он успешно приучил одного из своих испытуемых, девятимесячного «Альберта Б.», бояться белых вещей.

 

Процедура

Для чистоты эксперимента Уотсон сначала приучил малыша любить белую крысу, показывая ее Альберту в течение двух месяцев. После того, как младенец привык к раздражителю и спокойно с ним играл, ученый начал систематически пугать ребенка, ударяя по железной пластине каждый раз, когда Альберт тянул к крысе ручки. Не остановившись на этом, Джон начал подсовывать крысу ребенку в постель и увеличил число ударов. Результатом эксперимента стал страх Альберта сначала перед крысой, а потом перед любыми белыми вещами, хоть отдаленно ее напоминающими (кроликом, маской Санта-Клауса, ватой и так далее).

 

Что мы узнали

Почти ничего. Эксперимент с Альбертом — пример классической дрессировки, с «воспитанием» нужной эмоции и постепенным распространением реакции на более широкий круг стимулов. Конечно, мы столетиями наблюдали этот феномен при дрессировке животных, но кто мог поручиться, что получится и с младенцем?

Порой можно встретить упоминания о том, что Альберт был сиротой, а Уотсон позже смог отучить его от привитого страха. И то и другое неправда — вскоре после эксперимента ребенок был увезен матерью в неизвестном направлении. Не так давно выяснилось, что малыш к тому же страдал гидроцефалией и умер от нее в возрасте десяти лет.

Цитата:

«В момент, когда была показана крыса, ребенок начал плакать. Почти сразу он резко повернул влево, упал на левый бок, поднялся на четвереньки и пополз прочь так быстро, что с трудом был пойман у края стола».

Почему сейчас нельзя

Табу на моральное и психологическое насилие над младенцами и необходимость репрезентативной выборки для получения надежных выводов.

 

Как можно

Сразу несколько направлений современной психотерапии, выросших из бихевиоризма и необихевиоризма (поведенческая, когнитивно-бихевиоральная, рационально-эмоционально-поведенческая), основаны на законах формирования условных рефлексов. Несмотря на кажущуюся примитивность, такой подход дает неплохие результаты, особенно при краткосрочной терапии, ориентированной  на конкретную проблему.

2. Карини Лэндис

Декапитация и джаз

 

20-е годы были богаты на психологические эксперименты. Карини Лэндис, студент Минессотского университета, в 1924 году использовал крыс в своих опытах по установлению общих черт эмоциональной реакции.

 

Процедура

Лэндис отталкивался от предположения, что можно найти нечто общее в мышечном выражении эмоциональной реакции у разных людей. Поэтому он набрал группу из студентов своего же университета и начал измываться над ними: показывал порнографические фото, заставлял нюхать аммиак, засовывать руку в банку с жабами и слушать джаз. В качестве финального теста испытуемым предлагалось отрезать голову живой крысе, на что большинство из них, со слезами конечно, но согласились.

 

Что мы узнали

Никаких всеобщих закономерностей функционирования лицевых мышц Карини найти не удалось. Зато он наглядно доказал, что большинство студентов не могут нормально и аккуратно отрубить крысе голову.

Порой можно найти упоминание о том, что Стэнли Милгрэм вдохновлялся экспериментом Лэндиса, но это неправда.

Цитата:

«Они пытались сделать все как можно быстрее, но в результате обезглавливание крысы превращалось в трудную и долгую работу».

Почему сейчас нельзя

Недопустимо насилие над животными.

 

Как можно

Если исключить из исследования акты бессмысленного насилия, то при согласии испытуемых им можно подсовывать все, от порнографии до джаза (за исключением воздействий, вредных для здоровья). Другое дело, что технические достижения сейчас делают возможным точное наблюдение за реакциями людей и в более естественных условиях.

3. Уэнделл Джонсон и Мэри Тюдор

Дети-заики

 

Следующий небольшой эксперимент провели Уэнделл Джонсон, ученый из университета Айовы, и его аспирантка Мэри Тюдор в 1939 году. Заинтересовавшись факторами речевого развития, они собрали 22 приютских ребенка и попытались искусственно сформировать у них заикание.

 

Цитата:

«Делай что угодно, чтобы не заикаться. Даже не пытайся говорить, пока не сможешь сделать это правильно. Ты же видишь, как [имя знакомого заикающегося ребенка] начал заикаться, верно? Он начал точно так же, как и ты».

Процедура

Джонсон и Тюдор случайным образом разделили детей на две группы. Сирот в первой группе постоянно хвалили и подбадривали. Второй группе повезло меньше: верная науке Мэри Тюдор высмыивала и унижала их. Большинство подвергнутых экспериментальному воздействию детей вскоре перестали идти на контакт и стали заиками на всю оставшуюся жизнь.

Эксперимент и его результаты долгое время держались в секрете. Тайна всплыла только в начале 2000-х на страницах какой-то калифорнийской газеты. Университет Айовы принес официальные извинения и получил шесть исков от участников эксперимента.

 

Что мы узнали

Подтвердилась житейская мудрость: если орать на ребенка — выйдет заика, а если хвалить и поддерживать, то он даже сможет справиться с уже имеющимся дефектом. А за перенесенную в детстве травму можно отсудить почти миллион.

Почему сейчас нельзя

Журналисты прозвали эксперимент Джонсона «Кошмарным исследованием» (The Monster Study) — громко, но в духе современной морали. Психологическое и моральное насилие над детьми, сироты в качестве испытуемых, попытка снять с себя ответственность — все это сейчас запрещено и уголовно наказуемо. Ну, если вас, конечно, поймают.

 

Как можно

Изучать динамику воспитания детей при помощи различного позитивного подкрепления (или его отсутствия).

4. Близнецы Реймер

Отрезанная жизнь

 

Вам наверняка известна пара шуток про неудачное обрезание. Самый скверный случай в таком роде, пожалуй, случился в 1966 году с восьмимесячным Брюсом Реймером, которому небрежный врач во время хирургического обрезания сжег член электрическим током. Сегодня это сулило бы большие проблемы больнице, но, похоже, в 60-е годы люди были проще. Родители, вместо того, чтобы отсудить у врача толстую стопку долларов, решили растить оскопленного Брюса как девочку рядом с его более удачливым братом-близнецом.

 

Процедура

Эта история не была запланированным экспериментом. Родители, повздыхав над искалеченной судьбой своего ребенка, нашли Джона Мани, врача и  признанного специалиста по вопросам пола. Мани был ярым сторонником теории о ведущей роли социального окружения в формировании гендера. То ли искренне желая ребенку добра, то ли стремясь проверить свои гипотезы на практике, он посоветовал отрезать Брюсу яички и воспитывать его дальше как девочку Бренду. Родители поверили Джону без лишних вопросов, провели необходимые операции, посадили его на таблетки и закупили ворох девчачьих платьиц.

Для научной общественности все шло хорошо и операцию по превращению мальчика в девочку описывали как безоговорочный успех, пока в 2000 году сам Реймер не рассказал о себе широкой общественности. По его словам, он с самого детства находился в состоянии стресса и жил в смещенной реальности, бунтовал, отказывался пить гормоны, интересоваться мальчиками и играть в куклы, из-за чего был гоним классом и довольно несчастен. Весь эксперимент развалился в 1977 году, когда Бренда категорически отказалась от операции по формированию у нее женских половых органов. В 13 лет Бренда, узнав после порции мороженого все подробности своего рождения, настояла на обратной операции и гормональной терапии, что окончательно поставило крест на эксперименте, превратив Бренду в Дэвида. К слову, наблюдавшие за Реймером психиатры опубликовали о нем статью еще в 1997, но пока историю не узнали нью-йоркские журналисты, никто не обратил внимания на этот случай. Впрочем, это не слишком помогло самому Дэвиду, всю жизнь сидевшему на антидепрессантах. В 2004 году он, потеряв работу и жену, скормил себе пулю.

 

Что мы выучили

Этот случай часто приводят как пример невозможности насильственного изменения природы пола, хотя куда логичнее было бы использовать его как аргумент против обрезания. Следует упомянуть, что эксперимент, несмотря на всю свою показательность и кажущуюся точность, все же не был чистым. Дэвида-Брюса начали перевоспитывать, когда ему было больше года, перед глазами ребенка всегда стоял пример брата-близнеца, и кто может поручиться, что родители не обронили по его поводу парочку случайных замечаний? Вопрос о формировании пола и гендера сложен и для современной сексологии, хотя в общих чертах считается, что врожденные особенности сильнее приобретенных.

Врача в этой истории выставляют опереточным злодеем, насилующим личность ребенка ради чистого научного интереса и, наверняка, дьявольски хохочущего при этом. Так это или нет, сказать трудно. Если судить по отчетам и статьям Мани, он либо бессовестно врал, либо принимал желаемое за действительное. Джон до сих пор жив, хоть и очень стар, и из недр своего особняка (заработал он своей практикой немало) никаких комментариев не дает.

Цитата:

«Хоть девочка и доминировала над братом-близнецом в раннем возрасте, в четыре года можно было безошибочно определить, кто из них девочка, а кто мальчик. В пять она уже предпочитала платья штанам, с удовольствием украшала себя бантиками, браслетами и оборочками и просто обожала быть папиной маленькой сладостью» (из отчета доктора Мани).

Почему сейчас нельзя

Медицинский запрет на хирургическую коррекцию пола до 18 лет.

 

Как можно

Строго говоря, детские операции по коррекции пола проводятся, но исключительно у гермафродитов. Родителям дают исключительную возможность на месте решить, хотят ли они мальчика или девочку, а дальше оставляют их самостоятельно разбираться со своим запутанным ребенком. Некоторые детские сады в Северной Европе пытаются воспитывать детей до определенного возраста по принципу «гендерной нейтральности» среды, но во всем остальном тем, кто хочет создать девочку из мальчика (и наоборот), можно надеяться только на себя.

5. Рон Джонс

Историк как новый фюрер

 

Вторая мировая война произвела неизгладимое впечатление на целое поколение психологов и педагогов. Долгое время (почти все 60-е и начало 70-х) конформизм и подчинение были самыми популярными темами психологических исследований (наиболее широко известны из них эксперименты Стэнли Милгрэма и Филиппа Зимбардо).

При этом психологи и педагоги не останавливались на взрослых. В апреле 1967 года простой учитель истории Рон Джонс менее чем за неделю сумел превратить своих учеников в маленькую фашистскую группу.

 

Процедура

Эксперимент был задуман в педагогических целях. Джонс, решивший наглядно показать ученикам становление тоталитарного режима, начал планомерно внедрять в своем классе жесткие правила. Понедельник новой учебной недели он начал с объяснения «силы дисциплины», применив такие необычные для американской школы методы воздействия, как сидение в положении «смирно», бессмысленные вставания и рассаживания по местам, четкие и точные ответы на прямые вопросы. Во вторник учитель перешел к подробному объяснению «силы общности», придумав для зарождающегося движения название «Третья волна» и общее приветствие: «салют» со своеобразным вскидыванием правой руки.

Цирк продолжался всю неделю. От идеи общности ученики с восторгом перешли к действиям, активно пропагандируя стиль «Третьей волны» среди однокашников (ошеломленный собственными педагогическими успехами Джонс не встретил никакого сопротивления среди взрослых и умудрился даже получить «салют» от директора школы). Единственным, кто выразил протест, разгромив класс, стал побывавший в немецком плену отец одного из учеников. И то он потом извинился.

Рону это все надоело и он ускорил эксперимент, в четверг рассказав ученикам про «силу гордости», объявив их частью общенационального движения и заставив удалить из класса трех «неблагонадежных» учениц. Исследование закончилось в пятницу, когда Джонс раскрыл карты перед двумя сотнями учеников. Говорят, дети уходили домой в слезах.

 

Что мы узнали

Пубертат – возраст любопытный. Подростками движут противоречивые стремления к уникальности и поддержке товарищей, желание отделиться от родителей и найти авторитетного наставника. В общем, если история чему-то и учит, так это тому, что идеологическую обработку надо начинать уже в старших классах школы.

Интересно, что дети воспринимали все эти дисциплинарные воздействия как забавную и интересную игру, нечто свежее на фоне повседневной учебной рутины.

По мотивам опыта Джонса сняты фильмы «Волна» (1981 год) и «Эксперимент-2: Волна» (2008).

Цитата:

«Во вторник… я вошел в класс и нашел детей сидящими в условленных позах. На некоторых лицах блуждали улыбки, но большинство учеников смотрели прямо перед собой, серьезно и сосредоточенно».

 

Почему сейчас нельзя

Потому что вы не можете собрать в классе подростков, заставить их надеть одинаковую форму, садиться и вставать по команде, а потом сколотить из них послушную тоталитарную секту. Хотя, погодите…

 

Как можно

Создать полувоенную организацию из школьников вполне легально, пока вы не используете явно фашистские или антиправительственные лозунги (примеров тому уйма, от скаутов до детских казацких объединений). Используйте нейтральную идеологию, строгую форму, выработайте подходящее приветствие, и поддержка окружающих взрослых будет вам обеспечена.

Про следующие два эксперимента многие слышали, но не упомянуть их было бы верхом жестокости.

6. Стэнли Милгрэм

Электротоком по человечности

 

Стэнли Милгрэм, еще один социально-психологичесий авторитет, был евреем, на которого произвел неизгладимое впечатление Холокост, и посвятил большую часть 60-х годов изучению влияния авторитета на поведение человека. Тщательно варьируя одну и ту же процедуру, он пытался выяснить, возможны ли обстоятельства, при которых ни один человек не будет подчиняться антигуманным требованиям вышестоящего лица и, честно говоря, получил потрясающие результаты.

 

Процедура

Эксперимент Милгрэма — бессмертная классика и образец настоящего психологического исследования. Суть его во всех вариациях проста: испытуемого (в классическом варианте это мужчина от 20 до 40), которому заплатили заранее, сажают за «пульт подачи тока» с 30-ю тумблерами и надписями от «Слабый ток» над первым до «Опасно для жизни» над последним. К «генератору тока» присоединяют подставную «утку», актера, играющего роль второго испытуемого. Под предлогом исследования влияния наказания на педагогический процесс экспериментатор предлагает сидящему за пультом «учителю» зачитывать привязанному к креслу «ученику» группы ассоциативно связанных слов. При неправильном повторении ученик получает «удар током», причем после каждой ошибки мощность должна расти.

Первоначально планировалось, что испытуемые не будут видеть ученика или слышать что-нибудь, кроме его ответов. Но вскоре Милгрэм с ужасом обнаружил, что все его подопытные беспечно нажимали на кнопки, не обращая никакого внимания на угрожающие надписи. Решив сместить фокус исследования с покорности на неповиновение, он добавил в эксперимент четыре степени близости ученика к учителю: размытый силуэт за стеклом, приоткрытая дверь в другую комнату, нахождение в одной комнате и, наконец, прямой физический контакт (в дальнейшем эксперимент еще больше варьировался). После определенного «разряда» актер-жертва начинал орать и сопротивляться дальнейшему исследованию, а в конце – не подавал признаков жизни. В свою очередь, экспериментатор давил на испытуемого, упрашивая и прямо требуя от него продолжать эксперимент.

Результаты исследования  поражают. Милгрэм доказал: чем ближе «учитель» к жертве – тем больше наблюдается отказов, но не смог добиться стопроцентного неподчинения авторитетному экспериментатору ни в одной из своих экспериментальных групп. При любой степени близости находился человек, доводивший дело до конца и подававший смертельный разряд — даже прижимая руку обмякшего человека к электродам и  слушая только записанный на пленку голос.

 

Что мы узнали

Людям чрезвычайно трудно выйти за пределы социальной роли, связанной с ситуацией подчинения и следования правилам, исходящим от вышестоящего лица. Несмотря на волнение и очевидно стрессовую ситуацию, испытуемые Милгрэма не ощущали собственной ответственности за происходящее, перекладывая все на плечи экспериментатора.

Впрочем, в безнадежных выводах милгрэмовских экспериментов есть и светлые проблески. Варьируя условия своего исследования, он все же выяснил, что испытуемые отказывались продолжать пытки в присутствии второго вышестоящего лица (то есть в случае конфликта двух авторитетов) и в тех случаях, когда экспериментатор выступал для них как равный по статусу человек.

Цитата:

«240 вольт. Нет, с меня хватит. Что? Я должен продолжать? Нет, я не собираюсь убивать его. Тут есть и 450 вольт — это уже слишком. Я знаю, знаю, что должен продолжать, но ведь он там кричит».

 

Почему сейчас нельзя

Сразу после первых публикаций на эксперимент обрушилась волна критики. Милгрэма обвиняли в аморальности, ненаучности и даже подтасовке результатов (сам Милгрэм считал это реакцией на полученные «неприятные» результаты). По современным меркам эксперимент действительно неэтичен: ученый намеренно вводил испытуемых в стрессовую ситуацию и не давал им полной информации о процедуре исследования. И хотя принципиального запрета на обман испытуемых нет, а формулировка этического кодекса Американской психологической ассоциации о непричинении вреда испытуемому расплывчата, в современной психологии практически невозможно выставить человека сволочью и палачом.

 

Как можно

Нет никакого запрета на экспериментальное изучение покорности самой по себе, но планирование такой работы требует от психолога определенной ловкости, а результаты в любом случае не будут настолько впечатляющими. Необходимо полностью исключить реальное или воображаемое насилие и вообще любое воздействие, которое может причинить испытуемым вред, но ничего невозможного в этом нет. В конце концов, любая офисная компания со строгой субординацией и бессмысленными правилами – прекрасное поле для исследования власти и покорности.

7. Стэнфордский тюремный эксперимент

 

Самый известный социально-психологический эксперимент был проведен в 1971 году психологом Филиппом Зимбардо по заказу военно-морского флота США. Зимбардо попытался изучить, как действуют взрослые мужчины в закрытом помещении при наличии твердых, но расплывчатых инструкций.

 

Процедура

Участников набрали по объявлению в газете, которое честно предлагало поучаствовать в «симуляции тюрьмы» за $15 по курсу того времени.

Из 24-х психически крепких белых ребят были случайным образом сформированы две группы — «заключенных» и «охранников». Тюрьму построили на базе кафедры психологии, создав там ряд неприятных для заключенных условий. Охранникам выдали дубинки, зеркальные очки и униформу военного образца. За день до эксперимента охранникам объяснили, что в их обязанность входит обход «тюрьмы» и создание в заключенных чувства тоски и страха. Никаких ограничений, кроме строгого запрета на физическое насилие, не было.

Заключенных забрали из дома ночью, быстро и тайно, подвергли унизительным полицейским процедурам, поместили в тюрьму и… эксперимент почти тут же вышел из-под всякого контроля. На второй день в тюрьме вспыхнул бунт, который охранники подавили жестко и самостоятельно. После этого вход пошли физические истязания, лишение пищи, матрасов, гигиенических процедур.

Сам Зимбардо, выступавший в роли начальника тюрьмы, увлекся своей игрушкой, активно участвовал во всех этих делах и даже попытался перенести эксперимент в настоящую тюрьму, серьезно расстроившись, когда департамент полиции не пошел ему на встречу.

Этот адский карнавал продлился всего шесть дней (из запланированных двух недель).  Невеста Зимбардо, пришедшая в ужас от происходящего, буквально заставила его завершить исследование. Психолог потом вспоминал, что она была единственной из пятидесяти свидетелей эксперимента, кто усомнился в его этичности.

 

Что мы узнали

Нет ничего хуже закрытого заведения военного образца, а 70-е теперь официально считаются самым ужасным десятилетием XX века. Поразительна не столько жестокость охранников, сколько их инициативность и преданность делу без особых на то причин, исключительно из-за оказавшейся в их руках власти.

Филипп Зимбардо после нашумевших публикаций активно выступал за проведение тюремной реформы, но, к сожалению, не преуспел.

Цитата:

«Создайте в заключенных чувство тоски, чувство страха, ощущение произвола, чувство, что их жизнь полностью контролируется нами, системой, вами, мной, и у них нет никакого личного пространства… Мы будем разными способами отнимать их индивидуальность. Все это в совокупности создаст в них чувство бессилия. Значит, в этой ситуации у нас будет вся власть, а у них — никакой»

 

Почему сейчас нельзя

Нынешний эксперимент был бы прекращен если не самим экспериментатором, опьяненным наукой и властью, то любым независимым наблюдателем после первого акта насилия и унижения со стороны охранников. Если бы кто-то вообще допустил подобную организацию и содержание людей в подобных условиях.

 

Как можно

В экспериментальном виде никак. В начале 90-х некоторые отечественные энтузиасты попытались повторить эксперимент Зимбардо, но не нашли ни понимания, ни финансирования. Ученому, заинтересовавшемуся деформацией личности в организациях со строгой дисциплиной, остается лишь уходить в полевые исследования, изучая армию, колонии и школы.

По мотивам эксперимента сняты два фильма, американский и немецкий, с ожидаемым сгущением красок и неожиданным названием «Эксперимент».

8. Дэвид Стюарт

Влажные пранки

 

Список завершает самый изящный и неприятный эпизод из всех описанных. Это не совсем эксперимент — скорее, серия телефонных розыгрышей с сексуальными мотивами, зашедших удивительно далеко.

 

Процедура

«Телефонным стрип-розыгрышем» называют серию ловких преступлений, в период с 1995 по 2004 год. Пранк был организован всегда одинаково: некий мужчина звонил в ресторан или продуктовый магазин, представлялся сотрудником полиции и убеждал менеджеров проводить обыски сотрудников-женщин, раздевая их во имя закона и справедливости. Всего было засчитано около 70-ти таких звонков.

Звонивший выбирал в основном мелкие городки в сельской местности США, справедливо считая, что людей в них развести будет легче. Менеджеры Маков и Тако Белл (и мужчины и женщины) охотно уступали требованиям полиции, раздевали и лапали юных официанток, а жертвы покорно прыгали и позировали по малейшему требованию голоса из телефона. Веселье продолжалось до эпизода в штате Кентукки, во время которого пранкер умудрился развести 19-летнюю сотрудницу Макдональдса на нелепые упражнения нагишом в подсобке и оральный секс с незнакомым мужчиной. К счастью для всех остальных сотрудниц фастфуда, акт любви был запечатлен на камеру (и в интернете можно легко найти копию футажа), а менеджер ресторана после нескольких часов «обыска» догадалась позвонить своему боссу, а потом и в полицию.

Делу дали ход, звонок выследили, шутник по имени Дэвид Стюарт, оказавшийся сотрудником частной тюрьмы, предстал перед судом, а жертвы розыгрыша прославились, засветившись в нескольких передачах и ток-шоу.

 

Что мы выучили

Что ж, можно считать доказанным, что пикап работает, а охранникам на постах нечего делать. Поражает наивность, несамостоятельность жертв и их слепое доверие к любому человеку, осмелившемуся взять на себя власть. Стоит напомнить, что Стюарт продолжал свою деятельность около девяти лет и многие менеджеры были заранее  предупреждены о шутнике на специальных инструктажах.

По мотивам розыгрышей снят фильм «Эксперимент Подчинение»: мировая культура обогащена, а несправедливость наказана.

Цитата:

«- Почему вы подчинялись требованиям  злоумышленника?

 - Я боялась за свою жизнь»

 

Почему сейчас нельзя и как можно

Вы просто недостаточно хороши для этого.

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+