Суть задротства
Лайфстайл в эпоху реакции
Прошлой зимой увлечение политикой на мгновение охватило всех. Лайфстайл-издания принялись освещать митинги. За чашкой кофе стало модно обсуждать выборы. Целыми офисами люди шли на очередное шествие.
Волна, как это, в общем, свойственно волне, накатила и ушла. Затем накатила снова и снова ушла. И вот за окном ноябрь. Поскорей бы, что ли, пришла зима и занесла рожь, овощи, вот это все. В стане света, добра и правды (самоназвание) не просто раскол, а бесконечные трещины. Все спешат найти крайнего. Генералы революции устали и молчат, а пехота разбежалась. На уме — новый айфон, новое платье, новая машина, новогодние, в конце концов, каникулы.
Увлечение политикой тем временем вернулось в привычное гетто, стало политотой, как презрительно его называют в интернете. Как и год назад, пламенные перепосты, заумные колонки, походы на все более инфернальные пикеты стали уделом горстки задротов, то есть нас.
Увлечение движухами втиснулось обратно в мифический лайфстайл. Нашло себе скромное место среди всех развлечений большого города: где-то между комиксами и футболом, выставками и распродажами. Ну что поделаешь, хобби такое. Время мы так убиваем. Лениво нажимаем Share, заходим с плакатом (куда там?) к Следственному комитету или даже голосуем на выборах в Координационный совет. Поэтому, наверное, и отвалились народные массы от протестного движения, что подобные способы проведения досуга — одно лишь комильфо, а не настоящая точка опоры, которая перевернет мир.
Но что же остальные? Это не столкновение идей, а спор задротов. У нас — известно кто, а у них — Бэтмен, Каракс, Хиддинк, Лагерфельд, кто там еще. Воздушные замки с разными вывесками, но похожей структурой. Конвейер Касталий, дешевая модель для сборки, сломанные розовые очки. Ей-богу, если б это был толстый роман про другое время и других людей, я бы от души посмеялся и не поверил писателю, что так бывает на самом деле с умными и взрослыми людьми.
Касталия
—
вымышленная философская республика, занятая сочинением метатекста (игрой в бисер) и оторванная от мира обычных людей в романе Германа Гессе «Игра в бисер».
«62. Модель для сборки»
—
нелинейный роман Хулио Кортасара.
Политические задроты в кулак хихикают над всеми задротами, корят их в несознательности, за глаза называют безынициативным быдлом. Задроты неполитические потешаются в голос над фанатиками, неизменно кривя рот и приставляя к именам горячо любимых политиков и журналистов презрительное «этот твой». А потом, когда произойдет что-нибудь — детский садик закроют, культурное наследие продадут под паркинг, больных детей бросят умирать, сайт любимый запретят, ограбят, изобьют, оштрафуют, — придет тогда один к другому и спросит по-простому: что делать-то, ты же в этом разбираешься вроде.
Сядут вместе, почешут в затылке и выпьют водки на кухне, по старой традиции. Потому что оба толком не знают ничего.
Проблема ведь не в том, какого типа ты задрот — политического или нет (один смотрит на грызню пауков в банке и делает ставки, а другой брезгует). Настоящая проблема в том, что ты в принципе задрот. Этому слову, наверное, нужно определение. Идеалист с потухшими глазами, прозябающий в мире своих грез и избегающий реальности всеми силами. Тот, кто делает вид, что он и жизнь в широком смысле существуют параллельно друг другу. Тот, кто следит за большим миром, обсуждает его, даже ругает, соглашается, но никогда не увидит связи между миром и этим днем из своей жизни, который надо дожить.
Мысль о том, что можно связать логикой собственную кухню с судьбой страны, куда революционнее смены какого-то там невзрачного пожилого человека в Кремле.
Политика — не политота.
Не ретвиты, не колонки,
не флэшмобы.
Это прежде всего видение мира в целом, его нулевой уровень, база, подложка, где не бывает закрытых сайтов, ям во дворе и низких зарплат самих по себе, где все вытекает одно из другого, где за спадом идет подъем, где объективные процессы оказываются сильнее прихоти тирана, где репрессии приводят к бунту, а выборы рождают интригу. Исходный код жизни, если угодно; понимая его, невозможно потерять надежду. Не просто философия и жажда все знать. Это и ловкий спорт, и капризная мода, и коварная наука, и прекрасное искусство. Дебил-депутат, пикет на десять человек, бронированный кортеж, несправедливый суд — лишь темные штрихи среди миллиардов прочих, соединяющихся в огромную картину; учиться видеть ее можно всю жизнь.
«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»
—
11-й тезис Карла Маркса о Фейербахе.
Подпишитесь на нас в социальных сетях