Каждый сам за себя, а Бойс против всех

Почему «величайший художник XX века» создавал работы из жира и войлока и что с этим знанием делать лично вам?

АВТОРЫ:
Дарья Борисенко,
Кирилл Савинов

С 12 сентября по 14 ноября в Москве проходит выставка «Призыв к альтернативе», ретроспектива художника Йозефа Бойса — отчаянного мистика и изощренного мистификатора. Современное искусство обязано ему многими приемами и уловками, и любой музей Европы считает своим долгом поставить работу Бойса на самое видное место. В то же время нынешняя выставка — всего вторая в России; первая, «Внутренняя Монголия», проходила 20 лет назад. Когда куратор проекта Ойген Блюме называет Бойса величайшим художником ХХ века, у русских слушателей от удивления поднимаются брови, но про жиропластику и диалоги с мертвым зайцем слышали многие.

За более подробной информацией лучше обратиться к каталогу выставки, полному серьезных и глубоких статей, а W→O→S вполне в бойсовском духе предлагает альтернативу. Попробуйте по примеру Бойса создать себе персональную мифологию, смастерите открытку в его стиле и придумайте собственный проект по улучшению общества. Виртуальные кровь и войлок очень гигиеничны; если молочные олени и люди из сала не сгодятся для любовного послания, отправьте открытку врагу.

I. Создайте ЛИЧНУЮ МИФОЛОГИЮ

Предыстория

Йозеф Бойс вырос в строгой католической семье — чтобы уйти от домашней опеки, он сначала вступил в гитлерюгенд, а после стал летчиком-добровольцем в Люфтваффе. Уже в это время Бойс увлекался антропософией Штайнера, а в 1941-м, перед отправкой на фронт, посетил дом Ницше. Любовь к последнему он сохранил и после войны, а в национал-социализме основательно разуверился.

Согласно известной легенде, летчик Люфтваффе прозрел в 1944 году, когда его истребитель разбился над крымской деревней. Выжить после падения и черепно-мозговой травмы ему якобы помогли татары: они намазали Бойса жиром, накормили медом и обмотали войлоком, чтобы исцелить и сохранить тепло тела.

Нельзя точно сказать, сколько в этой истории правды и помогает ли войлок исцелить переломы лицевых костей. После ранения Бойс еще год совершал боевые вылеты, пока не оказался в английском плену. Однако, вернувшись в 1947-м в Германию, решил стать художником и поставил перед собой цель: исцелить общество, культура которого сгорела в печах Освенцима.

В отрыве от этой истории искусство Бойса теряет смысл. Скульптуры и инсталляции из жира и войлока берут свое начало в крымской степи. Примитивные рисунки и шаманские перформансы с мертвыми и живыми животными (укрощение койота и дискуссия об искусстве с мертвым кроликом) восходят к историям о сибирской тайге и Внутренней Монголии, где, говорят, Бойс тоже каким-то образом побывал. Кресты и самолеты на многократно тиражируемых открытках пришли из военного прошлого и католического детства.

Краткое пособие

-1- Вспомните свою самую глубокую травму. Может, в детстве вас покусала собака? -2- Хорошенько восстановите все детали, связанные с травмой, украсьте историю новыми поэтичными образами. Например, что в пылу борьбы вы оторвали собаке кусочек уха и храните его до сих пор. -3- Рассказывайте историю всем, добавляйте все новые и новые яркие подробности. Но не заходите слишком далеко: не стоит говорить, что эта собака была оборотнем. -4- Объедините вашу историю с известной философской концепцией. Можете вспомнить Маркса и имманентность классовой борьбы, представьте собаку жестоким эксплуататором. -5- Пишите стихи или составляйте колодцы из спичек, неважно, но, что бы вы ни делали, отныне везде должно появляться собачье ухо.

II. Создайте СВОЮ УТОПИЮ

Предыстория

Бойс был одержим идеей изменения общества. Его искусство крайне политизировано, но в официальную политику он никогда не вмешивался. Идею разделения культурной и политической жизни он почерпнул у Рудольфа Штайнера, впрочем, как и модель общества будущего. Бойс придерживался мнения, что современное экономическое устройство не считается с внутренними потребностями, замыкая человека в тюрьме производства и потребления. В обществе будущего производство должно быть устроено иначе: человек будет приходить на работу и получать вознаграждение за то, что мыслит, читает и развивает индивидуальные способности так же, как сейчас он получает деньги за изготовление веников. Предположение Новалиса о том, что каждый может стать художником, Бойс превратил в утверждение: «Каждый человек — художник», который формирует «свою позицию в совокупном произведении искусства — будущем общественном порядке». Потребление в будущем тоже исчезнет: по словам Бойса, через 300 лет человек сможет насытиться одним стаканом воды.

Краткое пособие

-1- Подумайте, что вас раздражает в современном обществе. Может, необходимость мыть руки перед едой или сдавать сессию? -2- Найдите себе единомышленников среди мыслителей. Наверняка найдется философ, не принимавший правила гигиены и систему отчетности. -3- Задавайте вопросы. Что мешает человеку не мыть руки? Почему мы не спим ночами перед экзаменом? -4- Включите воображение. Наверняка наш иммунитет спустя пару сотен лет будет всесилен, болезни исчезнут, а преподаватели будут передавать студентам знания, пуская из глаз лиловые лучи. -5- Подберите для своей сложной и прекрасной идеи какую-нибудь простую и гадкую форму в духе арт-движения Fluxus, иначе она затмит содержание. Можно, к примеру, слепить человека будущего в форме шара из соломы и гудрона.

III. Соберите ОТКРЫТКУ
В СТИЛЕ Бойса

Мы предлагаем
вам использовать
любимые фактуры
и формы Йозефа
Бойса. В
остальном каждый
— художник.

сохранить

сменить фон

начать заново