ИДЕЯ |
КАК |
2002 год 20 февраля 2003 года 2003 год Массово закрывают сельские школы. Причина: мало учеников, содержать невыгодно. Отсутствие сельских школ заменяет программа, которая развивается по трем направлениям: «Автобус», «Интернет» и «Интернат». Государство выделяет средства на автобус, который собирает детей из маленьких деревень и доставляет в большие; интернет, который позволит получать знания в других школах; интернат — дети будут учиться в городах, а домой приезжать на выходные. 28 апреля 2004 года 2006 год 19 января 2007 года 5 августа 2008 года 2009 год Вопрос эффективности педагогических вузов поднимает и новый министр образования Дмитрий Ливанов. В планах министра — сократить количество педвузов, оставив только те, выпускники которых действительно идут работать в школы.
12 ноября 2009 года 7 сентября 2010 года 5 мая 2010 года 8 мая 2010 года 17 декабря 2010 года 28 января 2011 года 1 сентября 2011 года 1 февраля 2012 года 10 февраля 2012 года 13 февраля 2012 года 13 февраля 2012 года 24 апреля 2012 5 мая 2012 года Подготовлен законопроект, запрещающий вузам экстернат, вечернюю и заочную формы обучения по ряду специальностей. По мнению авторов закона, такие формы обучения дискредитируют систему высшего образования. 11 мая 2012 года 25 мая 2012 года 8 июня 2012 года 22 августа 2012 года 1 сентября 2012 года 2020 год |
комментарии Александр Абалов учитель истории, лицей № 1535 ГИФО — инструмент оптимизации расходов на образование. Плюс неплохой мотиватор для ученика: сумма ГИФО была привязана к баллам. Вводить сертификат не стали из-за сопротивления ректоров, так как через ГИФО должно было осуществляться финансирование вузов; отсутствие абитуриентов отнимало у вузов деньги и могло привести к их закрытию, банкротству. Естественно, что Союз ректоров выступил против. В принципе, то, что собирается сейчас делать новый министр, представляет собой еще одну попытку уменьшить количество вузов, сделать то, что не удалось десять лет назад.
Мария Марковна Гельфонд кандидат филологических наук, доцент факультета довузовской подготовки и профориентации ННГУ им. Лобачевского, учитель частной школы им. Михалкова, Нижний Новгород Содержание тех предметов, которые я преподаю, с появлением ЕГЭ не изменилось. Отчасти изменился подход к преподаванию (в чем-то в лучшую сторону, в чем-то в худшую), и на это, естественно, потребовалось время. Если в первый год введения ЕГЭ мои ученики поступали в основном вопреки единому экзамену (благодаря олимпиадам или собственно вузовским экзаменам), то сейчас в основном поступают именно по ЕГЭ, причем речь идет об МГУ, СПбГУ, ВШЭ и других престижных вузах. Сама идея единого экзамена во все вузы мне кажется адекватной, ее воплощение — не всегда удачным. Мария Марковна Гельфонд кандидат филологических наук, доцент факультета довузовской подготовки и профориентации ННГУ им. Лобачевского, учитель частной школы им. Михалкова, Нижний Новгород Я не заканчивала пединститут и никогда в нем не работала. Мне кажется, что человека в первую очередь надо учить быть хорошим филологом, историком, математиком и т. д. — и учить так, чтобы у него возникала потребность передавать знания другим. А уже с теми, кто выбрал для себя преподавание, имеет смысл заниматься собственно тайнами ремесла. Может быть, это уместно делать в магистратуре, может быть, уже после окончания вуза. Мне вообще очень нравится идея послевузовского педагогического образования, предложенная филфаком ВШЭ: необходимо помогать тем, кто уже пришел работать в школу или вуз. Но речь идет, конечно же, о тех, кто работает в средней и старшей школе, в вузах. А обучение учителей начальных классов должно строиться совершенно по-другому, там все-таки главное не что, а как. Валерий Федотов председатель жюри Международной дистанционной математической олимпиады школьников «Третье тысячелетие» Тенденция к разжижению образовательных стандартов наметилась еще в последние советские годы, а в последние два десятилетия стремительно нарастала. Деятельность экс-министра Фурсенко невозможно расценивать иначе как планомерный развал всего позитивного, что еще удавалось сохранить в системе образования. Новый стандарт образования вписался в эту тенденцию. Резко сократился образовательный минимум (из него исчезли целые дисциплины). Введение ЕГЭ позволило получать аттестаты, даже не освоив этого куцего минимума. Под видом профилирования протаскивается сокращение учебных программ, внедрение платы за якобы дополнительные образовательные услуги. Но самая большая потеря — ликвидация воспитательной составляющей школьного процесса. Я весьма скептически отношусь к конспирологическим теориям, согласно которым во главе России стоят агенты ЦРУ, заинтересованные в ее развале. Хотя если оценивать по результатам деятельности, то возразить конспирологам практически нечего. В сложившейся ситуации скорее надо говорить именно о глупости. Путин восстановил систему негативного отбора чиновников. Из опасения за личное кресло каждый бюрократ подбирает себе команду из тех, кто заведомо не превосходит его по личным и деловым качествам. В итоге на вершину власти пробиваются худшие из худших. Такие люди вообще не способны принимать разумные решения. Увы, нынешней стране образованные люди не нужны...
Мария Марковна Гельфонд кандидат филологических наук, доцент факультета довузовской подготовки и профориентации ННГУ им. Лобачевского, учитель частной школы им. Михалкова, Нижний Новгород Мое мнение по поводу нового образовательного стандарта не изменилось, я по-прежнему против. Считаю, что в образовательном стандарте должно быть как можно больше предметов, которые изначально (не до изучения, а в его процессе) создавали бы возможность выбора. Я бы и нынешний школьный список по возможности расширила: мне жаль астрономии (она осталась в курсе физики, но перестала быть отдельным предметом), черчения, ручного труда. Я бы добавила к классическому перечню, допустим, основы медицины или фотографию и графический дизайн. Мы не можем предугадать, какие знания будут нам необходимы, а какие нет. Эйнштейн, как мы помним, говорил, что Достоевский дал ему больше, чем Гаусс. Лингвистам необходима математика, литературоведам часто помогают параллели из биологии или физики. Необязательно знать эти предметы досконально, но обязательно в подростковом возрасте понять, что мир многообразен, что существует множество подходов к его изучению, что разные методы познания находятся в постоянном диалоге. И это то базовое знание, которое из школьного курса в идеале должен вынести любой человек. Кроме того, как преподаватель русского языка и литературы, я против соединения их в один предмет. Преподавание и того и другого в школе отнюдь не идеально, но это все же разные дисциплины: с разным подходом, с разными задачами. Единственное, в чем я вижу позитивный смысл нового стандарта, — введение в старших классах различных образовательных уровней: базового и углубленного. Но как практика это уже давно существует во многих школах, то есть по сути является не новшеством, а закреплением существующей ситуации. Михаил Геннадьевич Мокринский директор лицея № 1535 Реформа образования не может закончиться по определению. Сегодня система образования готовит к тому, что было актуально в 1960 году. А должна готовить к жизни, которая нас окружает сейчас. Школа должна транслировать не только правильное, но и разное. Мария Марковна Гельфонд кандидат филологических наук, доцент факультета довузовской подготовки и профориентации ННГУ им. Лобачевского, учитель частной школы им. Михалкова, Нижний Новгород Я не футуролог, и мне трудно давать прогнозы, поскольку я все же не вижу ситуацию в образовании целиком. Но думаю, что здесь, как и в нашей жизни в целом, будут усиливаться две тенденции. Первая, условно говоря, тенденция к фиктивности: будут расти груды отчетов, проценты успеваемости и количество малообразованных людей. Думаю, это беда не только российского образования: американская писательница Бел Кауфман написала «Вверх по лестнице, ведущей вниз» почти полвека назад, и там похожая ситуация. Вторая тенденция прямо противоположная: поскольку в человеке все-таки очень сильно стремление чему-то научиться самому и научить своих детей, будут возникать все новые и новые формы образования и самообразования. Есть прекрасные вузы и школы, возрождаются многие формы домашнего образования — от репетиторства до домашних кружков, есть образовательные сообщества в интернете. Мне кажется, это само по себе уже очень важный признак того, что не все потеряно. По крайней мере хотелось бы в это верить — ну и что-то по возможности для этого делать. |