Десять лет реформы образования
Какой путь прошла одна из самых спорных реформ России: ожидания и реальность
Текст:

Мария
Долгополова

Лилия
Брайнис
В массовом сознании реформа образования, которая началась в 2001 году, лишила школы финансирования и оставила ученикам только несколько прикладных предметов. W→O→S составил хронику нововведений в образовании, поговорил со специалистами и попытался разобраться в наиболее спорных моментах.

ИДЕЯ

Сроки
2001 год — начало реформы образования,
2010 год — предполагаемый конец.

Кто
Ярослав Кузьминов
(ректор НИУ ВШЭ).

Что
Причины и цели реформы образования описаны Ярославом Кузьминовым в первом номере журнала «Отечественные записки» за 2002 год. Там он на нескольких страницах рассказывает, что стране нужны новые люди, умеющие обращаться с компьютером, знакомые с основами экономики и права, говорящие на английском языке. Столичные вузы должны быть доступны для всех, механическая передача знаний — заменена на формирование важных навыков, а престиж профессии преподавателя следует повышать.

КАК

— Увеличить расходы на модернизацию образования.

— Разрешить школе зарабатывать.

— Перейти на нормативное финансирование: школа получает средства в зависимости от количества учеников.

— Разрешить старшеклассникам выбирать между гуманитарным и техническим направлением.

— Независимая система государственной аттестации: ЕГЭ и ГИА, промежуточный экзамен для девятиклассников.

— Прием в вузы по ГИФО (см. ниже).

— Специальное образование для одаренных детей.

— Реорганизация старшей сельской школы.

ЧТО ИЗ ЭТОГО ВЫШЛО

2002 год

Эксперимент по введению ГИФО — государственных именных финансовых обязательств. Основная идея: образование становится платным, но платить будет государство. По результатам выпускных экзаменов в школе абитуриент получает сертификат — формально обучение ему ничего не стоит. Изначально ЕГЭ создавался именно для осуществления финансирования вузов по ГИФО, но сейчас можно сказать, что этот эксперимент провалился.
ссылка на новость

20 февраля 2003 года

Отмена совмещенных экзаменов, позволявших выпускнику поступать в вузы по результатам выпускных тестов в школе. Основные доводы нового закона — стремление к равенству и борьба с коррупцией.
ссылка на новость

2003 год

Массово закрывают сельские школы. Причина: мало учеников, содержать невыгодно. Отсутствие сельских школ заменяет программа, которая развивается по трем направлениям: «Автобус», «Интернет» и «Интернат». Государство выделяет средства на автобус, который собирает детей из маленьких деревень и доставляет в большие; интернет, который позволит получать знания в других школах; интернат — дети будут учиться в городах, а домой приезжать на выходные.

28 апреля 2004 года

Первая проба ЕГЭ в Москве прошла негладко — на экзамен явилось примерно четверть из тех, кто собирался, в заданиях нашли ошибки, а школьникам не хватило бумаги, чтобы записать все ответы.
ссылка на новость

2006 год

Проводится работа по популяризации всероссийских олимпиад.

19 января 2007 года

Госдума приняла закон о введении ЕГЭ, однако у МГУ особый статус, который позволяет держаться в стороне от нововведений. Преимущественное право на поступление в вузы появляется у детей военных, погибших при исполнении, победителей и призеров всероссийских олимпиад, участников международных олимпиад, детей-сирот и чемпионов Олимпийских, Паралимпийских и Сурдоолимпийских игр.
ссылка на новость

5 августа 2008 года

Введено постановление о новом способе оплаты труда: теперь директора могут сами распоряжаться бюджетом и повышать, например, зарплату самым лучшим учителям. По прошествии времени на принятый закон обрушилась волна критики — противники нововведения утверждали, что руководители школ повышают зарплаты самим себе.
ссылка на новость

2009 год

Отмена льгот для медалистов — теперь они сдают экзамены наравне со всеми. В этом же году по ЕГЭ начинают принимать в МГУ.

Вопрос эффективности педагогических вузов поднимает и новый министр образования Дмитрий Ливанов. В планах министра — сократить количество педвузов, оставив только те, выпускники которых действительно идут работать в школы.
ссылка на новость

12 ноября 2009 года

Президент Медведев предложил реформировать педагогические вузы, которые в дальнейшем должны будут стать либо центрами по подготовке учителей, либо факультетами при обычных вузах. Также он выразил мнение, что в школу необходимо привлекать специалистов без педагогического образования.
ссылка на новость

7 сентября 2010 года

Министр образования Фурсенко рекомендует уволить 200 000 учителей, сетуя на то, что в Европе на одного учителя приходится 13–15 учеников, а в России в связи с демографической ситуацией — всего 9–10.
ссылка на новость

5 мая 2010 года

Дума приняла закон, в соответствии с которым школы могут оказывать платные услуги.
ссылка на новость

8 мая 2010 года

Президент России подписал закон, который позволит школам самостоятельно распоряжаться государственными деньгами. Переходный период для введения закона — полтора года, с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года.
ссылка на новость

17 декабря 2010 года

Принят федеральный государственный стандарт — «ФГОС основное общее образование». Именно этот стандарт вызвал больше всего вопросов, породил панику и версии. Тогда лучше всего с новым образовательным стандартом разобрался журнал «Русский репортер». В материале «Школа в истерике» журналисты выделили и прокомментировали самые распространенные мифы — и о четырех главных предметах в школах, и о платном образовании, и о странной дисциплине «Россия в мире».
ссылка на новость

28 января 2011 года

Опубликовано открытое письмо против нового образовательного стандарта. Поднявшаяся волна возмущения достигла своего пика после того, как одна учительница пообещала в ЖЖ уволиться из школы после введения нового стандарта. Тут же в ЖЖ собрали около 20 000 подписей протестующих против нововведения.
ссылка на новость

1 сентября 2011 года

В некоторых московских школах ввели новую оплату труда — подушевое финансирование. Теперь зарплата учителя может зависеть о того, сколько человек он обучает.
ссылка на новость

1 февраля 2012 года

Льготник может использовать особые условия для поступления только на одном направлении. Если школьник выбрал несколько направлений, то на все остальные он поступает на общих основаниях.

10 февраля 2012 года

Минздрав и Минобрнауки намерены ввести в школах изучение психологии. h
ссылка на новость

13 февраля 2012 года

Министр Фурсенко предложил унифицировать список школьных учебников. На его взгляд, список неоправданно большой.
ссылка на новость

13 февраля 2012 года

Путин высказал мнение, что родители должны прекратить помогать школам. По его словам, государство и так выделяет достаточно денег, а в свете борьбы с коррупцией такая помощь выглядит и вовсе неуместно.
ссылка на новость

24 апреля 2012

Митинг на Пушкинской площади против реформы образования.
ссылка на новость

5 мая 2012 года
Подготовлен законопроект, запрещающий вузам экстернат, вечернюю и заочную формы обучения по ряду специальностей. По мнению авторов закона, такие формы обучения дискредитируют систему высшего образования.

11 мая 2012 года

Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук Евгений Ямбург в своей колонке говорит, что никакой реформы образования не было и не будет — это реформы лишь экономики (образования).
ссылка на новость

25 мая 2012 года

Запущена активная борьба с коррупцией при подведении итогов ЕГЭ.
ссылка на новость

8 июня 2012 года

В Министерстве образования и науки РФ сообщили о сроках внедрения нового образовательного стандарта в школах. В старших классах отдельные школы могут начать учиться по новому стандарту с 2013 года, а повсеместно новая система будет использоваться с 2020 года.

22 августа 2012 года

Новый министр образования Дмитрий Ливанов критикует стиль документа о новом образовательном стандарте: «Стандарты начального и общего образования, мы прекрасно понимаем, сформулированы слишком абстрактно, мы их не сможем использовать для определения результатов образования». Именно это может помешать введению адекватной зарплаты для учителей.
ссылка на новость

1 сентября 2012 года

Во всех школах вводят новую систему оплаты труда — теперь зарплата будет зависеть от инициативы учителя и воли директора. С одной стороны, это стимулирует учителей больше участвовать в школьной жизни, вести кружки и дополнительные занятия. С другой стороны, величина выплат напрямую зависит от мнения и желания администрации школы: существует опасность, что премии будут выплачиваться любимчикам или самим себе.

2020 год

Предполагаемый конец реформы.

комментарии

Александр Абалов
учитель истории, лицей № 1535

ГИФО — инструмент оптимизации расходов на образование. Плюс неплохой мотиватор для ученика: сумма ГИФО была привязана к баллам. Вводить сертификат не стали из-за сопротивления ректоров, так как через ГИФО должно было осуществляться финансирование вузов; отсутствие абитуриентов отнимало у вузов деньги и могло привести к их закрытию, банкротству. Естественно, что Союз ректоров выступил против. В принципе, то, что собирается сейчас делать новый министр, представляет собой еще одну попытку уменьшить количество вузов, сделать то, что не удалось десять лет назад.

Мария Марковна Гельфонд
кандидат филологических наук, доцент факультета довузовской подготовки и профориентации ННГУ им. Лобачевского, учитель частной школы им. Михалкова, Нижний Новгород

Содержание тех предметов, которые я преподаю, с появлением ЕГЭ не изменилось. Отчасти изменился подход к преподаванию (в чем-то в лучшую сторону, в чем-то в худшую), и на это, естественно, потребовалось время. Если в первый год введения ЕГЭ мои ученики поступали в основном вопреки единому экзамену (благодаря олимпиадам или собственно вузовским экзаменам), то сейчас в основном поступают именно по ЕГЭ, причем речь идет об МГУ, СПбГУ, ВШЭ и других престижных вузах. Сама идея единого экзамена во все вузы мне кажется адекватной, ее воплощение — не всегда удачным.

Мария Марковна Гельфонд
кандидат филологических наук, доцент факультета довузовской подготовки и профориентации ННГУ им. Лобачевского, учитель частной школы им. Михалкова, Нижний Новгород

Я не заканчивала пединститут и никогда в нем не работала. Мне кажется, что человека в первую очередь надо учить быть хорошим филологом, историком, математиком и т. д. — и учить так, чтобы у него возникала потребность передавать знания другим. А уже с теми, кто выбрал для себя преподавание, имеет смысл заниматься собственно тайнами ремесла. Может быть, это уместно делать в магистратуре, может быть, уже после окончания вуза. Мне вообще очень нравится идея послевузовского педагогического образования, предложенная филфаком ВШЭ: необходимо помогать тем, кто уже пришел работать в школу или вуз. Но речь идет, конечно же, о тех, кто работает в средней и старшей школе, в вузах. А обучение учителей начальных классов должно строиться совершенно по-другому, там все-таки главное не что, а как.

Валерий Федотов
председатель жюри Международной дистанционной математической олимпиады школьников «Третье тысячелетие»

Тенденция к разжижению образовательных стандартов наметилась еще в последние советские годы, а в последние два десятилетия стремительно нарастала. Деятельность экс-министра Фурсенко невозможно расценивать иначе как планомерный развал всего позитивного, что еще удавалось сохранить в системе образования. Новый стандарт образования вписался в эту тенденцию. Резко сократился образовательный минимум (из него исчезли целые дисциплины). Введение ЕГЭ позволило получать аттестаты, даже не освоив этого куцего минимума. Под видом профилирования протаскивается сокращение учебных программ, внедрение платы за якобы дополнительные образовательные услуги. Но самая большая потеря — ликвидация воспитательной составляющей школьного процесса. Я весьма скептически отношусь к конспирологическим теориям, согласно которым во главе России стоят агенты ЦРУ, заинтересованные в ее развале. Хотя если оценивать по результатам деятельности, то возразить конспирологам практически нечего. В сложившейся ситуации скорее надо говорить именно о глупости. Путин восстановил систему негативного отбора чиновников. Из опасения за личное кресло каждый бюрократ подбирает себе команду из тех, кто заведомо не превосходит его по личным и деловым качествам. В итоге на вершину власти пробиваются худшие из худших. Такие люди вообще не способны принимать разумные решения. Увы, нынешней стране образованные люди не нужны...

Мария Марковна Гельфонд
кандидат филологических наук, доцент факультета довузовской подготовки и профориентации ННГУ им. Лобачевского, учитель частной школы им. Михалкова, Нижний Новгород

Мое мнение по поводу нового образовательного стандарта не изменилось, я по-прежнему против. Считаю, что в образовательном стандарте должно быть как можно больше предметов, которые изначально (не до изучения, а в его процессе) создавали бы возможность выбора. Я бы и нынешний школьный список по возможности расширила: мне жаль астрономии (она осталась в курсе физики, но перестала быть отдельным предметом), черчения, ручного труда. Я бы добавила к классическому перечню, допустим, основы медицины или фотографию и графический дизайн. Мы не можем предугадать, какие знания будут нам необходимы, а какие нет. Эйнштейн, как мы помним, говорил, что Достоевский дал ему больше, чем Гаусс. Лингвистам необходима математика, литературоведам часто помогают параллели из биологии или физики. Необязательно знать эти предметы досконально, но обязательно в подростковом возрасте понять, что мир многообразен, что существует множество подходов к его изучению, что разные методы познания находятся в постоянном диалоге. И это то базовое знание, которое из школьного курса в идеале должен вынести любой человек. Кроме того, как преподаватель русского языка и литературы, я против соединения их в один предмет. Преподавание и того и другого в школе отнюдь не идеально, но это все же разные дисциплины: с разным подходом, с разными задачами. Единственное, в чем я вижу позитивный смысл нового стандарта, — введение в старших классах различных образовательных уровней: базового и углубленного. Но как практика это уже давно существует во многих школах, то есть по сути является не новшеством, а закреплением существующей ситуации.

Михаил Геннадьевич Мокринский
директор лицея № 1535

Реформа образования не может закончиться по определению. Сегодня система образования готовит к тому, что было актуально в 1960 году. А должна готовить к жизни, которая нас окружает сейчас. Школа должна транслировать не только правильное, но и разное.

Мария Марковна Гельфонд
кандидат филологических наук, доцент факультета довузовской подготовки и профориентации ННГУ им. Лобачевского, учитель частной школы им. Михалкова, Нижний Новгород

Я не футуролог, и мне трудно давать прогнозы, поскольку я все же не вижу ситуацию в образовании целиком. Но думаю, что здесь, как и в нашей жизни в целом, будут усиливаться две тенденции. Первая, условно говоря, тенденция к фиктивности: будут расти груды отчетов, проценты успеваемости и количество малообразованных людей. Думаю, это беда не только российского образования: американская писательница Бел Кауфман написала «Вверх по лестнице, ведущей вниз» почти полвека назад, и там похожая ситуация. Вторая тенденция прямо противоположная: поскольку в человеке все-таки очень сильно стремление чему-то научиться самому и научить своих детей, будут возникать все новые и новые формы образования и самообразования. Есть прекрасные вузы и школы, возрождаются многие формы домашнего образования — от репетиторства до домашних кружков, есть образовательные сообщества в интернете. Мне кажется, это само по себе уже очень важный признак того, что не все потеряно. По крайней мере хотелось бы в это верить — ну и что-то по возможности для этого делать.