Свободные отношения: как Россия и Белоруссия зависят друг от друга
Как на самом деле обстоят торговые дела у двух стран
Описание рубрики: «Настоящее» — рубрика о сегодняшнем дне. ВОС исследует реальность: будем препарировать главные русские праздники, выпивать по традиции на камеру и заниматься бытописанием процветающих коров в умирающих деревнях.
Самая популярная метафора для сравнения Белоруссии и России — младший и старший брат. Мы привыкли считать, что «старшая» Россия по-братски делится с Белоруссией топливом, а та взамен снабжает нас картофелем и колбасой. Но на самом деле в отношениях двух стран все не так просто и безоблачно, особенно в последнее время. Недавно Александр Лукашенко заявил, что хочет торговать с Россией в долларах или евро, а не в российских рублях. Россия, в свою очередь, резко ограничила ввоз белорусских товаров. ВОС попробовал разобраться в актуальных экономических связях России и Белоруссии.
$11,9 млрд
на такую сумму Белоруссия экспортировала
в Россию (тот же период)
$18,8 млрд
общий экспорт Белоруссии (январь-июнь)
$342,5 млрд
общий экспорт России (то же время)
Получается, что Россия в экспорте Белоруссии занимает почти 90%,
а Белоруссия в экспорте
России — чуть меньше 5%.
Не бойтесь. Дальше будет не так сложно
(или мы вас нагло обманываем).
1) Еда
Белоруссия экспортировала в Россию продовольствия на $3,5 млрд. В основном это мясо и молочные продукты. Если считать, что один глазированный сырок стоит 25 руб. ($0,8 по курсу на тот период), то это примерно 4,375 млрд глазированных сырков. Россия же на экспорте продуктов в Белоруссию за аналогичный период заработала только $925,7 млн.
«Я хотел бы посоветовать умным российским политологам и журналистам искать причину не в Беларуси, а искать ее где-то там, в Москве. Но это их проблема»
(Александр Лукашенко о запретах в декабре белорусских продуктов Россельхознадзором.)
2) Нефть
В Белоруссии есть несколько небольших месторождений нефти в Гомельской области, но объем, в котором ее добывают, совсем незначителен — 1,65 млн тонн в год. Этого не хватает даже на нужды самой страны — $16–18 млн тонн. Нефть закупают у России. Тем не менее Белоруссия остается крупнейшим экспортером нефтепродуктов. Общий объем переработки российской нефти в стране — 23 млн тонн в год. Ежегодно Белоруссия зарабатывает на экспорте нефтепродуктов около $10 млрд. Примерно $4 млрд уходят в российский бюджет как пошлины на экспорт. Таким образом, примерно 10% ВВП Белоруссии приходятся на доходы от нефтяного бизнеса.
3) Валюта
Большинство белорусов привыкли к обесцениванию национальной валюты и стараются хранить деньги в долларах. И тем не менее из-за стремительного падения российского рубля в Белоруссии началась полная вакханалия. Грубо говоря, белорусы стали лихорадочно скупать доллары, и доллары закончились. Сейчас $1 стоит там чуть меньше 14 000 белорусских рублей (на 24 декабря). Для сравнения, почти 4 года назад, 4 января 2011 года, он стоил 3000. 19 декабря в стране ввели 30-процентный налог на покупку валюты. Работает он так: поменял $100 — заплати $30 комиссии, которые пойдут в бюджет. Жестко. Такой же налог до 1 февраля будут выплачивать банки страны при покупке валюты на бирже.
«Никого не хочу удивить, позиция остается прежней. Мы не собираемся бежать за Россией, это категорически запрещается, потому что российский рынок — непонятно что там, кто что хочет и что там будет»,
— заявил Лукашенко.
4) Кредиты
Россия всегда давала Белоруссии кредиты (не дай бог Лукашенко надумает взять денег у Европы или США!). В середине сентября Дмитрий Медведев распорядился предоставить Белоруссии кредит на $1,55 млрд. Деньги пойдут на уменьшение белорусского госдолга и пополнение золотовалютных резервов страны (на такую сумму можно было бы построить две башни «Москва-сити» в Минске).
Всего с 2011 года Белоруссия получит $4,5 млрд из российского бюджета. На эти деньги можно было заказать 4,5 млн новогодних концертов Александра Солодухи — местного Стаса Михайлова.
Обязательно посмотрите на Солодуху!
В последней белорусской «Комсомольской правде» писали, что за новогодний корпоратив он берет $1000 — 10 000.
5) Санкции
Белоруссия быстро запустила бизнес по переработке продукции, которая попала под российские санкции. Это позволило Белоруссии реэкспортировать запрещенные продукты в Россию из других стран. За пять месяцев 2014 года белорусских лимонов в Россию поставлено на $1,7 млн, белорусских бананов — на $183 000, белорусских ананасов — на $37 000, белорусских орехов (кокосовых, бразильских, кешью и миндаля) — на $1,8 млн, белорусских мидий — на $792 000, белорусских осьминогов — на $449 000.
Для сравнения: количество в Белоруссии морей равно красивой цифре 0. Столько же здесь гектаров земли, на которых растут лимоны, бананы и орехи. Так что в шутках о «белорусских мидиях» доля правды очень велика.
«Нужны нам польские яблоки — мы покупаем, но не для России, а для внутреннего рынка. Нужны какие-то немецкие деликатесы — также приобретаем для внутреннего потребления. Надо нам что-то перерабатывать — мы покупаем и перерабатываем», — заткнул российских политиков Лукашенко.
6) Автомобили
С падением курса рубля белорусы рванули в Россию за покупками и буквально захватили автомобильный рынок. В итоге за октябрь-ноябрь белорусы вывезли из России около 20 000 машин на $320 млн. Чтобы было проще представить масштаб: если бы они покупали исключительно «Приоры», вышло бы примерно 56 777 штук. В 2010–2011 году дело обстояло немного иначе. Россияне, напротив, массово скупали автомобили в Белоруссии. Это было выгодно из-за низких таможенных пошлин, которые повысили 1 сентября 2012 года. Смысл ехать в Синеокую (белорусы родину называют именно так) за автомобилем пропал. Если смотреть не на рядовых потребителей, а на представителей промышленности, то машин и оборудования Россия в Белоруссию за январь-сентябрь продала на $1,9 млрд, а Белоруссия в Россию — на $3,1 млрд. Это неудивительно: помимо прочей техники Россия закупает в Белоруссии самые большие в мире самосвалы «Белаз» весом 450 тонн и стоимостью около €1,2 млн каждый.
Подпишитесь на нас в социальных сетях