Мем на миллион
Как заработать на коллективном творчестве и стать объектом ненависти
В прошлом месяце на 9gag.com, ежедневно обновляемый блог с картинками-мемами, зашло 67 млн уникальных пользователей. Несмотря на то что это один из самых посещаемых сайтов в мире, многие считают его абсолютным злом и обвиняют в воровстве чужих шуток и жажде легкой наживы. Что же происходит на самом деле, разобрался корреспондент W→O→S Илья Иноземцев.
В начале 2008 года в Гонконге был создан сайт 9gag.com. Основная цель понятна из названия — смешить людей. Английское nine фонетически похоже на глагол «заставлять» кантонского диалекта китайского языка, а gag в переводе с собственно английского значит «шутить». По словам создателя ресурса Рэя Чана, изначально это был побочный проект: кроме 9gag команда разработчиков занималась караоке-сайтом Songboard и социальной сетью фотографий вроде Flickr. На 9gag они публиковали в основном комиксы и забавные фотографии животных (хотя самая первая фотография была про Землю, дерево и тюрьму, что можно понять только после перевода ее китайского заголовка).
Первый мем на 9gag
Из сайд-проекта 9gag быстро превратился в серьезный источник дохода: сейчас главная страница (и, соответственно, реклама на ней) собирает астрономические 2 млрд просмотров в месяц, на страницу в «Фейсбуке» подписаны более 3,5 млн пользователей, и аудитория продолжает стремительно увеличиваться. Всего 13% посетителей приходит из США.
Поскольку владельцы этого инкубатора мемов только предоставляют площадку и сами ничего не производят, многие обвиняют их в присваивании себе чужих идей — например, тех, что появляются на имиджбордах вроде 4chan.
9gag часто обвиняют даже в том, что они изготавливают и продают мерчандайз — тематическую продукцию с известными мемами. Однако пока эти слухи не получали подтверждения. К примеру, Google по запросу выдает лишь сторонние сайты, не имеющие отношение к 9gag
В декабре 2011 года пользователи 4chan устроили настоящую атаку на 9gag, объединив усилия с пользователями других ресурсов — Reddit, Tumblr, FunnyJunk и других. Кроме DDoS-атаки была запущена волна спама: «вражеский» сайт был завален порнографическими и кровавыми изображениями, автоматически попадавшими на главную страницу.
В особой вражде с гонконгским хранилищем мемов состоит другой блог со смешными картинками Reddit. В июне 2012 года дело дошло даже до суда: создатели 9gag обвинили Reddit в клевете и потребовали $50 млн в качестве возмещения ущерба, нанесенного DDoS-атаками.
Другой пример успешной коммерциализации мемов — сайт I Can Has Cheezburger? — вырос из единственной картинки с котом, просящем чизбургер на неправильном английском. Уже через девять месяцев своего существования агрегатор лол-котов был продан за $2 млн. Сейчас в сеть Cheezburger Network входит больше двух десятков юмористических сайтов, самые известные из которых Fail Blog и Know Your Meme
Пользователи шутят на тему войны мем-площадок
Вообще война этих и других ресурсов за право считаться первооткрывателями мемов сама по себе забавна: каждый из них является лишь агрегатором картинок, создаваемых пользователями. Посылая ту или иную смешную фотографию на такой сайт, вы добровольно лишаете себя авторских прав на нее и позволяете сетевому сообществу создавать бесконечное число вариантов на заданную тему.
Бывали даже анекдотические случаи, когда реальные люди не знали, что их фотографии стали всемирно известны. Так произошло, например, с американцем Кайлом, чья фотография с выпускного стала мемом «Неудачник Брайан» (мол, что бы Брайан ни делал, он вечно попадает впросак). С другой стороны, никакого ущерба Кайлу нанесено не было, наоборот, он стал сверхпопулярен: как-то в одном баре его узнал Сет Роген.
Успех 9gag — прямое подтверждение того, что подобные сайты привлекают рекламодателей. Только на баннерах его владельцы сейчас зарабатывают порядка $3 млн в месяц. Возможно, в ближайшем будущем число желающих продать чужое чувство юмора будет стремительно расти. По крайней мере, советы о том, как это делается, уже появляются в Cети.
Подпишитесь на нас в социальных сетях