Проблема чтения в России
Как рекламируют книги с помощью секса, спорта и боли
Люди все меньше читают книги, и даже распространение планшетов и ридеров не помогает исправить ситуацию. Паникуют по всему миру, но в нашей литературоцентричной стране это приравнено к национальной катастрофе. Чтобы продвигать вечные ценности, ревнителям российской словесности приходится осваивать буктрейлеры и проводить яркие рекламные кампании. W→O→S рассмотрел наиболее интересные примеры пропаганды и выяснил, чем же завлекают потенциальных читателей.
Снобизм
Благодаря конкурсу издательства «Эксмо» на лучшую книжную рекламу выяснилось, что к чтению хорошо мотивирует снобизм и высокомерие. Книги якобы дают своему читателю превосходство на другими и даже возможность совладать с гопниками и героями Голливуда.
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/7c74cfcaf8ad340d6ebd47f67ccf18f6.jpg)
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/90a58a66a3cfc0d578adba40893df599.jpg)
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/62ee08318afc607be897f99f98c5e1f0.jpg)
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/0377137b1e47e6896dd42bea4a5d8472.jpg)
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/a3d47e38899c39f2861a96cd7ed05353.jpg)
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/0877e5285a963c16f569ce58d03c1878.png)
Знаменитости
«Читай книги — будь личностью!» — еще один шедевр от «Эксмо». Благодаря нарядным кумирам либеральной общественности вроде Собчак и Артемия Троицкого чтение книг представляется престижным занятием, напрямую связанным с сексом.
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/f962b6de5abad262f132bab10b8f7bd4.jpg)
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/48e7bb023587711c9cb6815f38b14a0e.jpg)
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/971a9586a5f913398f326889171a9dcd.jpg)
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/3d6eff17a8634cdac1fb2877d178c1ca.jpg)
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/3d1d1e10346835607c90a4673f60d58c.jpg)
Секс
Уже чистый секс в проекте «Хочу познакомиться с умным! Читайте книги, парни». Кампания рассчитана на «миллионы молодых людей по всей стране», а среди примеров сексуальной интеллектуальности названы вампир Эдвард из «Сумерек» и герои сериала «Теория Большого взрыва».
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/d261f6cff87f170f44b68eb86e80addc.jpg)
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/172f1389422fcb9762046e8c1d36ae4a.jpg)
ЗОЖ и рэп
«Занимайся чтением» — одна из самых ярких и в тоже время бесполезных тематических рекламных кампаний с привлечением тяжелой артиллерии: спорта и русского рэпа. Чтение показано как классный и трудный вид спорта, который поможет преуспеть в жизни. Но писатели, которые были выбраны на роль спортсменов, как раз в рекламе не нуждаются. Пушкин, Толстой и Достоевский — звездный состав, который и так успешно рекламирует школьная программа по литературе.
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/0818fc2c7889f833f896e8179794d272.jpg)
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/8c8b22a9fd3c4ac3be953a424dffd643.jpg)
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/691dea96a6ebb7cf11650cffe64a472a.jpg)
Чувство вины
«Мир без книг? Мы против!» — странный проект Российского книжного союза 2013 года. Если вы будете скачивать книги бесплатно, то писатели откажутся от творчества и книги исчезнут. Показано все на примере классиков, на тексты которых авторские права уже не распространяются.
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/ab8e4046980255bfefbb9b8bcd8d5c49.jpg)
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/08656bdb6a19d225dea3a49f6e1b0ff8.jpg)
Еще одним способом популяризации книг стали видеоролики. Всероссийский конкурс буктрейлеров проходит уже не первый год. В этот раз финалистов объявят на фестивале non/fiction, а шорт-лист можно посмотреть на сайте конкурса.
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/ed03bffa3b1eed842520da70408d7d7c.jpg)
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/4d5748353b95c6c2df5dfc874497ec83.jpg)
Рейтинги и знаменитости
Новый проект «Сто книг, изменивших жизнь» продолжает традицию привлечения знаменитостей и возможностей интернета. Такие люди, как Noize МС, Вера Брежнева и Андрей Кириленко, рассказывают, какая же книга изменила именно их жизнь. Авторы проекта отошли от дидактики и настаивают, что книги — источник не столько знаний, сколько ярких потрясений. Помимо рассказа каждой звезды про важную и любимую книгу в проект встроено голосование, так что к началу книжной ярмарки non/fiction мы получим полное представление о том, что же у нас читают. Есть предположение, что победителем, как всегда, станет «Мастер и Маргарита».
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/3a41c8ae19a4afef53003035f000e9b1.png)
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/11f1371f8017709cc5f4d7751f8fc594.png)
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/b178091d7a3e38db399fdb00adc80735.png)
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/a3bf2dde17ac3a2b04f42578038d2ca5.png)
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/211c8b9ba177cf763a8a928546d8f874.png)
Другие подходы
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/912b0db0d9a20eb077c54c7332697a84.jpg)
Большая часть западной рекламы чтения использует совсем другие импульсы. Чтение представляется классным развлечением, не уступающим другим медиа. Благодаря книгам можно оказаться в хорошей кампании, забыть о реальности, почувствовать себя кем-то другим. И конечно, там ничего не говорится о престиже чтения и том, как важно знать цитаты из священных текстов мировой классики.
Стань кем-то другим / Become Someone Else. Кампания литовского книжного магазина
Слова создают миры / Words Create Worlds.
Реклама пражского книжного Anagram
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/ac8ab6183f4934bb4ca74953710b0d36.jpg)
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/ecf52216a94743582c40b7f09a05414f.jpg)
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/0cb1a18915d69e3a19ed3a7b502a464b.jpg)
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/cb2b7f715d2846e57671dedd6b11a77c.jpg)
Дар чтения / The Gift of Reading.
Душераздирающий канадский ролик и серия плакатов о том, что, если вы не будете читать, герои любимых сказок просто умрут
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/189703dc6bbac7702951c00841d4d1fd.jpg)
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/57b43a81043095ce08123788c214f4f7.jpg)
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/cb4ba6524f5017e2b0b21d560c07e4b1.jpg)
Хорошая книга всегда составит вам компанию / The right books always keep you company.
Реклама сети магазинов Steimatzky Books.
Читая книги любимого писателя, можно неожиданно оказаться в компании Сталина!
![](/upload/2013/November/12_Tuesday/b45a505e5be892a3cc51e39d3791890a.jpg)
Сказки онлайн / Storyline Online.
Сайт с видео, в которых популярные актеры (например, Элайджа Вуд)
читают детские книжки: http://www.storylineonline.net/.
Итальянская реклама от издательства «Фельтринелли»
Подпишитесь на нас в социальных сетях