Проблема чтения в России
Как рекламируют книги с помощью секса, спорта и боли
Люди все меньше читают книги, и даже распространение планшетов и ридеров не помогает исправить ситуацию. Паникуют по всему миру, но в нашей литературоцентричной стране это приравнено к национальной катастрофе. Чтобы продвигать вечные ценности, ревнителям российской словесности приходится осваивать буктрейлеры и проводить яркие рекламные кампании. W→O→S рассмотрел наиболее интересные примеры пропаганды и выяснил, чем же завлекают потенциальных читателей.
Снобизм
Благодаря конкурсу издательства «Эксмо» на лучшую книжную рекламу выяснилось, что к чтению хорошо мотивирует снобизм и высокомерие. Книги якобы дают своему читателю превосходство на другими и даже возможность совладать с гопниками и героями Голливуда.
Знаменитости
«Читай книги — будь личностью!» — еще один шедевр от «Эксмо». Благодаря нарядным кумирам либеральной общественности вроде Собчак и Артемия Троицкого чтение книг представляется престижным занятием, напрямую связанным с сексом.
Секс
Уже чистый секс в проекте «Хочу познакомиться с умным! Читайте книги, парни». Кампания рассчитана на «миллионы молодых людей по всей стране», а среди примеров сексуальной интеллектуальности названы вампир Эдвард из «Сумерек» и герои сериала «Теория Большого взрыва».
ЗОЖ и рэп
«Занимайся чтением» — одна из самых ярких и в тоже время бесполезных тематических рекламных кампаний с привлечением тяжелой артиллерии: спорта и русского рэпа. Чтение показано как классный и трудный вид спорта, который поможет преуспеть в жизни. Но писатели, которые были выбраны на роль спортсменов, как раз в рекламе не нуждаются. Пушкин, Толстой и Достоевский — звездный состав, который и так успешно рекламирует школьная программа по литературе.
Чувство вины
«Мир без книг? Мы против!» — странный проект Российского книжного союза 2013 года. Если вы будете скачивать книги бесплатно, то писатели откажутся от творчества и книги исчезнут. Показано все на примере классиков, на тексты которых авторские права уже не распространяются.
Еще одним способом популяризации книг стали видеоролики. Всероссийский конкурс буктрейлеров проходит уже не первый год. В этот раз финалистов объявят на фестивале non/fiction, а шорт-лист можно посмотреть на сайте конкурса.
Рейтинги и знаменитости
Новый проект «Сто книг, изменивших жизнь» продолжает традицию привлечения знаменитостей и возможностей интернета. Такие люди, как Noize МС, Вера Брежнева и Андрей Кириленко, рассказывают, какая же книга изменила именно их жизнь. Авторы проекта отошли от дидактики и настаивают, что книги — источник не столько знаний, сколько ярких потрясений. Помимо рассказа каждой звезды про важную и любимую книгу в проект встроено голосование, так что к началу книжной ярмарки non/fiction мы получим полное представление о том, что же у нас читают. Есть предположение, что победителем, как всегда, станет «Мастер и Маргарита».
Другие подходы
Большая часть западной рекламы чтения использует совсем другие импульсы. Чтение представляется классным развлечением, не уступающим другим медиа. Благодаря книгам можно оказаться в хорошей кампании, забыть о реальности, почувствовать себя кем-то другим. И конечно, там ничего не говорится о престиже чтения и том, как важно знать цитаты из священных текстов мировой классики.
Стань кем-то другим / Become Someone Else. Кампания литовского книжного магазина
Слова создают миры / Words Create Worlds.
Реклама пражского книжного Anagram
Дар чтения / The Gift of Reading.
Душераздирающий канадский ролик и серия плакатов о том, что, если вы не будете читать, герои любимых сказок просто умрут
Хорошая книга всегда составит вам компанию / The right books always keep you company.
Реклама сети магазинов Steimatzky Books.
Читая книги любимого писателя, можно неожиданно оказаться в компании Сталина!
Сказки онлайн / Storyline Online.
Сайт с видео, в которых популярные актеры (например, Элайджа Вуд)
читают детские книжки: http://www.storylineonline.net/.
Итальянская реклама от издательства «Фельтринелли»
Подпишитесь на нас в социальных сетях