Сегодня на сцене «Платформы» на «Винзаводе» покажут фильм «Зима, уходи!». Десять документалистов — выпускников мастерской Марины Разбежкиной снимали акции протеста, вернее, их участников, и пытались понять, что это за люди и почему они вдруг вышли на улицы. Те, кто снял «Зима, уходи!», рассказали W→O→S, почему они решили откликнуться на призыв «Новой газеты» и что изменилось в них самих за эти несколько месяцев.
Аскольд Куров
«Еще в декабре "Новая газета" — ее главред Дмитрий Муратов и кинообозреватель Лариса Малюкова — предложили Марине Разбежкиной, нашему учителю, снять фильм про ту активизацию протеста, которая тогда происходила. Аргументы их были простые — такого не было 20 лет. Те протесты, которые были в начале 90-х, на пленке практически не были зафиксированы, и было бы обидно, если бы нынешние постигла та же участь. И Марина нас всех привлекла. Участие самой "Новой" в "Зиме" заключалось, во-первых, в том, что они нам финансово помогали. А во-вторых и в-главных, помогали нам выходить на героев и вообще какие-то организационные вопросы решать. Вот, например, они помогли на Ольгу Романову выйти, которая стала одной из героинь фильма.
По большому счету, конечно, никакой разницы не чувствовалось между тем, что мы делали раньше, и "Зимой". Разве что просто как к материалу относиться к этим событиям трудно: они все-таки на нашу жизнь влияют. Но технически мы шли примерно по тому же пути, что и всегда. То есть главным было — найти героя. Мы, естественно, все люди совершенно аполитичные и вообще ничего не шарили в расстановке сил и персонах важных оппозиционных. Поэтому, когда мы за работу брались, сначала составили целую такую карту оппозиции: кто есть кто, кто там левый, кто правый. Чтобы просто понять, что это за люди. Естественно, нам были именно они важны, а не толпы и не какие-то там события. Герои этих всех событий. Тут надо иметь в виду, что человек может быть какой угодно крутой, колоритный, интересный. Но как герой для фильма — нет, не подходит. Так что каждый по-своему своего героя находил. Случайно, конечно, — вот Антон Серегин просто искал высокую точку, с которой можно снять было шествие, и набрел на компанию рабочих. И в итоге полдня, наверное, их снимал — настолько они крутыми оказались. В итоге они в начале и в конце фильма появляются».
Дмитрий Кубасов
«Поначалу "Новая газета" хотела, чтобы мы сняли кино о подготовке шествия и митинга "За честные выборы" 4 февраля. Но в процессе съемок стало понятно, что кино надо снимать прямо до самых выборов. Потому что 4-го ничего не заканчивается, это скорее пик протеста. И я, например, испытывал драйв из-за того, что снимал все это. Так что кино бы просто не получилось, если бы мы закончили этим шествием. Хотя поначалу я скептически к самой идее отнесся — просто неинтересно было. Потом ребята мне позвонили и сказали: так и так — полная свобода...
Когда речь шла о выборе героя, того, кого снимать будешь, — мне хотелось найти историю молодого человека, который бы смог протащить эту историю эмоционально. И тогда появился мой герой — Матвей. Меня с ним свел Костя Сперанский из группы "Макулатура". Костя бывший нацбол, поэтому я к нему обратился. И он посоветовал снимать Матвея. Я позвонил Матвею, мы договорились о встрече. Потом выяснилось, что за день до того он смотрел фильм "Детям до 16...", в котором я снимался. Ну это такое случайное стечение обстоятельств, но оно подействовало соответствующим образом — он открылся, и работать с ним было легко.
Беспрецедентный всплеск протестной активности предсказуемо вызвал особый интерес документалистов. Еще один фильм о происходящих событиях — «Срок» — снимают Александр Расторгуев, Павел Костомаров и Алексей Пивоваров. Большой резонанс вызвал фрагмент этого фильма с задержанием Алексея Навального
А был еще один герой. Нашист. В Смоленске, когда я ездил с Матвеем на суд над Таисией Осиповой, я познакомился со странным персонажем, каким-то членом "Молодой гвардии" — он устраивал напротив суда акции против Осиповой. Я подошел к нему и рассказал всю историю. Что у нас есть проект, что придумала этот проект "Новая газета", и у нас получается такая странная история, что одни оппозиционеры в кадре, а собственно людей, которые за Путина, — нет. Здесь помогло мое актерское прошлое, потому что он меня слушал, потом сказал: скажите свое имя, фамилию, телефон. И где-то через пять часов мне перезванивает, говорит, что он меня пробил в интернете, оказывается, смотрел со мной какие-то фильмы, и он готов. Поэтому я вернулся в Смоленск, и мы из Смоленска на автобусе поехали в Москву на митинг пропутинский в Лужники. Я ехал в автобусе с "Единой Россией", вместе с ним. Он в фильм не вошел, вошел один кадр с ним, потому что он все равно меня не подпустил к себе. Он мне рассказывал, что его мама в эту поездку собрала в контейнерах пластмассовых пирожки, курочку, помидорчик. Я ему говорю: слушай, давай это сниму, прекрасный будет эпизод, как ты едешь в Москву, собираешь контейнеры с пирожками. Он ни в какую, не пустил к себе в дом.
Денис Клеблеев
«Скажу честно, это была не совсем близкая мне тема. Но мне показалось важным разобраться, что же там происходит на улицах, оказаться внутри ситуации, ранее для меня незнакомой. Кроме этого, для кино всегда очень интересны процессы, которые происходят в обществе именно в эту секунду. Изначально мы поставили перед собой задачу отразить эти процессы как можно более объективно. Проще всего было снять агитационное кино. Занять чью-либо сторону. И это было бы неправдой. Потому что жизнь всегда устроена сложнее. Ну и не хотелось грузящей тягомотины. Хотелось чего-то легкого. Сами съемки проходили довольно увлекательно. Я сторонник такого динамичного стиля, когда много перебросов камеры, много движения. А здесь содержание материала само диктовало такую стилистику.
У меня до этого было два фильма. Один — курсовой, "Своя наука", про московских уфологов. Второй — дипломный, "31-й рейс", про вездеходчиков на Камчатке. Соответственно, я так стараюсь сделать, чтобы для меня каждый новый фильм строился на новом материале. А влиял ли тот факт, что все это было привязано к митингам, на выбор героя? Наверное, нет. Герой для кино все-таки обладает каким-то универсальным качеством. Оно трудно формулируется в одном предложении. Но основная его черта — держит он внимание зрителя или нет. А ситуация — она как бы фон, на котором этот герой проявляется».
Подпишитесь на нас в социальных сетях