В своих инсталляциях Николай Алексеев, художник из
Воронежа, преимущественно работает с найденными объектами,
мусором, будь то куски бетона и арматуры или упаковочный
пенопласт. Здесь есть два пути: похоронить нетленное,
как пластиковые ведра в проекте «Фернандель‘56», или, наоборот, не дать
тленному сгнить, например, подобно Ансельму Киферу,
заполнить музейный зал конструкциями из досок, тряпок
и веточек. На Биеннале
Алексеев представит проект «Найденные ландшафты», состоящий из живописи (это
будут минималистские пейзажи, нарисованные принтером,
где линия горизонта — тестовая полоска) и скульптур —
гипсовых отливок из элементов упаковки телевизоров и
стиральных машин. Таким образом, с одной стороны, доведено
до абсурда стремление увековечить вспомогательные объекты
(в обыденном восприятии тестовая полоска — не изображение,
а упаковка — не предмет), с другой — сблизить искусственное
с естественным, ведь перед зрителем предстанет пейзаж,
образованный антропогенными формами.
W→O→S: Чем обусловлен выбор проекта для Биеннале?
Николай Алексеев: «Найденные ландшафты» уже были показаны
в Москве на выставке Премии Кандинского. Выбирал, к
сожалению, не я, а куратор. Видимо, он созвучен с другими
проектами на этой выставке. Надеюсь, что это так.
W→O→S: Вы работаете с различными медиа: есть и скульптура,
и видео, и живопись... Что для вас ближе в настоящий момент
и какое средство, по-вашему, подходит для воплощения
конкретных задач?
НА: Я не тяготею к какому-то конкретному медиа и
использую то, что подходит конкретному случаю. Например,
выставка «Сфера неподвижных звезд» задумывалась как выставка живописи, но в процессе работы
выстроилась история путешествия подполковника Фоссета в
шахтерский поселок. И пришлось использовать другие медиа,
помимо живописи: фото, видео, найденные объекты и пр.
W→O→S: Как вы соотносите себя с воронежской арт-сценой? В
чем ее уникальность?
НА: Я бы не применял к Воронежу термин «сцена». В Воронеже
нет никаких условий для занятий искусством, кроме покоя
и свободы, что тоже немаловажно. Ряд наших добрых друзей,
таких как Арсений Жиляев, Мария Чехонадских, Елизавета
Бобряшова, Михаил Лылов, перебрались в более подходящую
среду обитания, а трое художников (Иван Горшков, Илья
Долгов и я) остались в Воронеже. Здесь мы основали
Воронежский центр современного искусства http://vcsi.ru/ и
за несколько лет его существования провели ряд выставок,
мастер-классов, теоретических курсов, студенты которых
участвовали в ряде наших выставок. Недавно мы обзавелись
своим помещением, и надеюсь, что с осени искусство в
Воронеже будет только крепнуть и тянуться ввысь.