Название проекта: Анетта Мона Киша и Люсия Ткачова / Anetta Mona Chişa & Lucia Tkáčová
Возраст: 12 лет Категория: инсталляция, видео

Anetta Mona Chişa & Lucia Tkáčová, After the Order, 2011, cake

В идеале все художественные сообщества предполагают симбиоз, но не всегда такие союзы успешно функционируют, не всякая группа может работать в полную мощность. Необходимо, чтобы множество условий сошлись, соединились в единой связке. У дуэта Анетты Моны Киши и Люсии Ткачовой, казалось бы, есть все, чтобы этого достичь: напористое румынское искусство, легкое, понятное и открытое миру, рука об руку с замкнутым на себя чешским искусством, глубоко продуманным и всегда играющим в какие-то свои игры, зачастую выключенное из международного контекста, — практически химический брак арт-мейнстрима с концептуалистским подпольем.




Anetta Mona Chişa & Lucia Tkáčová, After the Order, 2011, cake

Поэтому их деятельность вызывает двойственное впечатление. С одной стороны, многие из выбранных ими тем не блещут особой оригинальностью. В результате получаются грубоватые просчитанные проекты, как, например «Важность ничегонеделания (и обсуждения всего)», где банкноты с написанными на них репликами превращаются в пьесу, соединяют находку карточек Льва Рубинштейна, ощущение fin de siècle и типовую критику общества потребления и системы золотого миллиарда. Естественно, многие стратегии ожидаемы. Проект, сделанный для 54-й Венецианской биеннале, был построен на критике самой площадки. Как учили классики вроде Андреа Фрейзер, институциональная критика нужна, чтобы возвращать себе институции, а не разрушать их, поэтому список Киши и Ткачовой, красовавшийся на стенах румынского павильона, состоит на 80% из причин участвовать в биеннале и только на 20% — из негативных эффектов. В общем, разумно, предусмотрительно, со всей ответственностью.

Anetta Mona Chişa & Lucia Tkáčová, After the Order, 2011, cake

С другой стороны, художницы могут быть прямолинейными и доступными в своих высказываниях, повернуть антикапиталистическую риторику от заумной критики к красному террору. Торт «После порядка», созданный по модели, напоминающей классический образец 1911 года, не предполагает игр в толерантность, но является машиной получения удовольствия от вполне буквального уничтожения классовой иерархии. Причем ритуальный каннибализм предполагает поедание не только буржуев, но и пролетариев и всех, кто между, — революция устраняет все классы. Пришедшей на вернисаж либеральной общественности также предлагается отведать от запретного плода социальной трансформации, и пусть только кто-то попробует отказаться!