Родившийся в Казахстане Айатгали Тулеубек живет в
Норвегии. Он один из тех художников, кто выбрал
Европу своим новым домом. Места, где он учился быть
художником, оказываются ближе, чем те, с которыми его
связывает детство. В его проектах не найти ни арт-
шаманизма, как у Алмагуль Менлибаевой, ни социально-
политических реминисценций из среднеазиатской
истории в стиле Ербола Мельдибекова. Он может быть
смешным и понятным широкой аудитории, обращаясь и к
универсальному языку международного арт-мейнстрима,
и к этнографическим данным, местным легендам и
культурным диалектам. Например, в проекте «Картофельная
любовь» Тулеубек
соединяет две картошки с аудиоколонками и заставляет
их произносить аутичный диалог супружеской пары на
грани разрыва. Это история построена одновременно на
реалиях западноевропейского общества и практически
современном издании «мыслящего тростника» — оживленной
током, говорящей картофелине, возвращающей нас к
почвенническим мистериям.
Обыгрывающий название кубриковского фильма
проект «...или как я научился не волноваться о моем
искусстве и полюбил бомбу» — это интерактивная инсталляция, дополненная
подробным схематическим изложением, на каких принципах
она работает и кто ее делал (художнику помогали девять
специалистов по используемым технологиям). Зрителям
предоставлялась возможность в течение считаных секунд
побывать в роли разрушительной стихии, уничтожить
ни в чем не повинный виртуальный клочок земли.
В другой работе — «Нет ответа» — Тулеубек радикализирует это партиципаторное допущение. Посетителям его странички сообщается, что они могут послать письмо по соответствующему адресу в никуда — ни ответа, ни привета, ни малейшего намека на коммуникацию. Художник демонстрирует, как стремителен переход от амбициозных претензий на всемогущество к бессильному и бесцельному кликанью.