Кирилл Савинов
ВСЕМИРНАЯ НАЦИЯ ЗУЛУСОВ
24 июня в рамках фестиваля Faces & Laces отыграл свой сет Африка Бамбаата, диджей, пионер электрофанка и один первых артистов, использовавших для своей музыки термин «хип-хоп». Долгое время Бамбаата был лидером уличной банды, но путешествие в Африку привело его к мысли о том, что можно преобразовать депрессивные районы Нью-Йорка при помощи новой уличной культуры. Вместо наркоторговли и разборок между бандами он предлагал соревнования в брейк-дансе, рэпе, граффити и сведении пластинок.
Как появился хип-хоп
Культура хип-хопа складывалась из многих элементов и, как и панк-рок, сильно зависела от экономических факторов 1970-х. Мы решили показать, как появилось это движение, при помощи картинок.
Бронкс, один из пяти округов города Нью-Йорк, в 1970-х представлял собой удручающее зрелище. Упадок наметился с середины XX века, но финансовые и энергетические кризисы 1970-х добили этот район. Из-за неблагоприятной экономической конъюнктуры домовладельцам стало выгодней сжигать жилые дома и получать страховку, чем взимать ренту с и без того небогатых жителей. Всего было сожжено несколько сотен домов, и обстановка в округе напоминала зону боевых действий. Именно в этой районе, благодаря таким деятелям, как Грандмастер Флеш и Африка Бамбаата, возник хип-хоп.
Как ни странно, наравне с афрофутуризмом на Африку Бамбаату оказал заметное влияние фильм «Зулусы» — военная картина с Майклом Кейном 1964 года. В этот период получили свою независимость десятки африканских государств, но одновременно набирал силу апартеид в Южной Африке. Идеи антиколониализма с большой скоростью распространялись по Европе и Америке. Тем не менее, чтобы углядеть в фильме о героическом противостоянии храбрых английских солдат и бесчисленной орды зулусов антиколониальный манифест, Африке Бамбаате понадобилась немалая политическая подкованность. После просмотра фильма Бамбаата отправился в Южную Африку, откуда и принес идею превратить свою банду в движение "Всемирная нация зулусов", которое и определило лицо современного хип-хопа.
Афрофутуризм как культурное движение сильно повлиял на эстетику раннего хип-хопа. Зародившись в литературе и музыке, он представлял собой уникальное видение чернокожими интеллектуалами прогресса, в котором, помимо технологий, большое значение имели этические учения, забота об окружающей среде, магия и духовное самосовершенствование. Кроме космической тематики часто эксплуатировались библейские и египетские образы. Риторика Африки Бамбааты восходит к афрофутуризму, а в своих клипах музыкант использовал образы, которые до него внедрял джазмен Сан Ра.
Поезда пересекали Нью-Йорк вдоль и поперек, а депо находились на окраине. Банды или отдельные художники проникали туда и за одну ночь успевали раскрасить целый поезд, чтобы весь город на следующее утро мог узнать, насколько они круты.
Одной из заслуг Бамбааты является организация первого европейского турне хип-хоп-артистов в 1982 году. В свою очередь, там музыкант открыл для себя электронную музыку. Заимствовав бит группы Kraftwerk, Бамбаата положил начало электрофанку.
Безработица и отсутствие социального обеспечения привели к расцвету уличных банд по всему Нью-Йорку. В Бронксе банды и вовсе имели практически неограниченное влияние, отчасти выполняя полицейские функции. Африка Бамбаата начинал свою карьеру как лидер одной из крупнейших банд. По его словам, банда не позволяла продавать на своей территории наркотики и помогала простым людям.
По словам американского историка Уильяма Кобба, молодые афроамериканцы из депрессивных районов Нью-Йорка стали интересоваться диджеингом из-за отсутствия в школах музыкальных инструментов. Свою потребность в музыке они удовлетворяли, сводя пластинки. Благодаря таким диджеям, как Кул Херк, это развилось в самостоятельную форму искусства. Появился скретчинг (извлечение звуков при помощи пластинок), из фанковых записей закольцовывались ломаные биты, которые в дальнейшем стали основой для музыки хип-хопа.