АВТОРЫ:
Дарья Борисенко,
Кирилл Савинов
С 12 сентября по 14 ноября в Москве проходит выставка «Призыв к альтернативе», ретроспектива художника Йозефа Бойса — отчаянного мистика и изощренного мистификатора. Современное искусство обязано ему многими приемами и уловками, и любой музей Европы считает своим долгом поставить работу Бойса на самое видное место. В то же время нынешняя выставка — всего вторая в России; первая, «Внутренняя Монголия», проходила 20 лет назад. Когда куратор проекта Ойген Блюме называет Бойса величайшим художником ХХ века, у русских слушателей от удивления поднимаются брови, но про жиропластику и диалоги с мертвым зайцем слышали многие.
За более подробной информацией лучше обратиться к каталогу выставки, полному серьезных и глубоких статей, а W→O→S вполне в бойсовском духе предлагает альтернативу. Попробуйте по примеру Бойса создать себе персональную мифологию, смастерите открытку в его стиле и придумайте собственный проект по улучшению общества. Виртуальные кровь и войлок очень гигиеничны; если молочные олени и люди из сала не сгодятся для любовного послания, отправьте открытку врагу.
Action 1971
Display Boards for Teaching 1971
Hind 1979
Iphigenia 1973
von Gloeden Postkarte 1978
Bruno Cora-Tee per la Lotta Continua Vera 1975
untitled 1975
Smell sculpure 1978
Йозеф Бойс вырос в строгой католической семье — чтобы уйти от домашней опеки, он сначала вступил в гитлерюгенд, а после стал летчиком-добровольцем в Люфтваффе. Уже в это время Бойс увлекался антропософией Штайнера, а в 1941-м, перед отправкой на фронт, посетил дом Ницше. Любовь к последнему он сохранил и после войны, а в национал-социализме основательно разуверился.
Согласно известной легенде, летчик Люфтваффе прозрел в 1944 году, когда его истребитель разбился над крымской деревней. Выжить после падения и черепно-мозговой травмы ему якобы помогли татары: они намазали Бойса жиром, накормили медом и обмотали войлоком, чтобы исцелить и сохранить тепло тела.
Нельзя точно сказать, сколько в этой истории правды и помогает ли войлок исцелить переломы лицевых костей. После ранения Бойс еще год совершал боевые вылеты, пока не оказался в английском плену. Однако, вернувшись в 1947-м в Германию, решил стать художником и поставил перед собой цель: исцелить общество, культура которого сгорела в печах Освенцима.
В отрыве от этой истории искусство Бойса теряет смысл. Скульптуры и инсталляции из жира и войлока берут свое начало в крымской степи. Примитивные рисунки и шаманские перформансы с мертвыми и живыми животными (укрощение койота и дискуссия об искусстве с мертвым кроликом) восходят к историям о сибирской тайге и Внутренней Монголии, где, говорят, Бойс тоже каким-то образом побывал. Кресты и самолеты на многократно тиражируемых открытках пришли из военного прошлого и католического детства.
-1- Вспомните свою самую глубокую травму. Может, в детстве вас покусала собака? | -2- Хорошенько восстановите все детали, связанные с травмой, украсьте историю новыми поэтичными образами. Например, что в пылу борьбы вы оторвали собаке кусочек уха и храните его до сих пор. | -3- Рассказывайте историю всем, добавляйте все новые и новые яркие подробности. Но не заходите слишком далеко: не стоит говорить, что эта собака была оборотнем. | -4- Объедините вашу историю с известной философской концепцией. Можете вспомнить Маркса и имманентность классовой борьбы, представьте собаку жестоким эксплуататором. | -5- Пишите стихи или составляйте колодцы из спичек, неважно, но, что бы вы ни делали, отныне везде должно появляться собачье ухо. |
Бойс был одержим идеей изменения общества. Его искусство крайне политизировано, но в официальную политику он никогда не вмешивался. Идею разделения культурной и политической жизни он почерпнул у Рудольфа Штайнера, впрочем, как и модель общества будущего. Бойс придерживался мнения, что современное экономическое устройство не считается с внутренними потребностями, замыкая человека в тюрьме производства и потребления. В обществе будущего производство должно быть устроено иначе: человек будет приходить на работу и получать вознаграждение за то, что мыслит, читает и развивает индивидуальные способности так же, как сейчас он получает деньги за изготовление веников. Предположение Новалиса о том, что каждый может стать художником, Бойс превратил в утверждение: «Каждый человек — художник», который формирует «свою позицию в совокупном произведении искусства — будущем общественном порядке». Потребление в будущем тоже исчезнет: по словам Бойса, через 300 лет человек сможет насытиться одним стаканом воды.
-1- Подумайте, что вас раздражает в современном обществе. Может, необходимость мыть руки перед едой или сдавать сессию? | -2- Найдите себе единомышленников среди мыслителей. Наверняка найдется философ, не принимавший правила гигиены и систему отчетности. | -3- Задавайте вопросы. Что мешает человеку не мыть руки? Почему мы не спим ночами перед экзаменом? | -4- Включите воображение. Наверняка наш иммунитет спустя пару сотен лет будет всесилен, болезни исчезнут, а преподаватели будут передавать студентам знания, пуская из глаз лиловые лучи. | -5- Подберите для своей сложной и прекрасной идеи какую-нибудь простую и гадкую форму в духе арт-движения Fluxus, иначе она затмит содержание. Можно, к примеру, слепить человека будущего в форме шара из соломы и гудрона. |
Мы предлагаем
вам использовать
любимые фактуры
и формы Йозефа
Бойса. В
остальном каждый
— художник.
выберите материал:
войлок | асфальт | мясо |
кровь | молоко | жир |