Взгляд Туры Бьоркхайм можно сравнить со сценой из фильма
«Клуб ″Завтрак″», где одна из героинь, самая странная
девочка школы, молча и технично рисует на задней парте
академически точный пейзаж, закусив язык, пристально его
оценивает, а потом вдруг начинает трепать себе волосы и
засыпает рисунок перхотью, будто на нем идет снег.
«Я вышиваю свою реальность» — проект норвежской художницы,
состоящий из 30 простых двуцветных вышивок. Кажется, это
покемоны и паучки. «Вышивай больше» — еще проект, уже
интерактивный: зритель может взять иголку и помочь автору
вышить скатерть до конца или начать вышивать ее по-своему.
Он же однажды был исполнен в форме двухдневного перформанса
в родной деревне Туры, гости ели за большим столом,
накрытым белой скатертью, обшивали зелеными нитками пятна
от супа или просто украшали ее цветами и закорючками.
В Москве вышивок Туры, однако, не будет. На биеннале
художница представит один объект — «Следите за
расстоянием». Это клетчатый платок, сделанный из пластика
и покрытый синим акрилом, почти IKB. И даже клетчатым
его называть несправедливо, потому что, кроме клеток,
на нем ничего нет, вместо самого платка — пустоты. Умело
опираясь на мысль русского философа Михаила Эпштейна, Тура
объясняет так, что «обыденное может быть дефинировано как
недефинируемое».
Тура Бьоркхайм творит нечто очень свежее, умное и
ироничное, но, как это бывает с самыми странными девочками
школы, если не случится чуда, будет сидеть всю дискотеку в
углу.