Быть
Джоном
Кейджем
Три точки зрения
на самого известного
композитора авангарда
Текст: Дарья Борисенко, Кирилл Савинов
Видео: Никита Кольцов
W-O-S |
4 минуты и 33 секунды тишины для академической музыки ХХ века — то же самое, что «Черный квадрат» Малевича для живописи. Джон Кейдж был сыном сумасшедшего калифорнийского изобретателя. Он унаследовал от отца стремление к ежедневному преодолению шаблонов и последовательно разрушал правила музыкальной композиции. |
Шесть композиций Джона Кейджа. Выбор редакции
Сюита для игрушечного пианино (1948) |
Песня «Восхитительная вдова восемнадцати вёсен» для низкого голоса и закрытого фортепиано (1942) |
«Вакханалия» для подготовленного фортепиано (1940) |
Музыка для Марселя Дюшана (1947) |
«Сувенир» для органа (1983) |
«Первая конструкция (в металле)» для ансамбля ударных инструментов (1939) |
Кейдж увлекался дзен- буддизмом и привнес в музыку элементы этой философии. Вибрации окружающего мира, звучащие паузы, гармония случайности стали главными слагаемыми его музыки. Кейджа считают предшественником алеаторики (метода случайной композиции) и первым адептом DIY в сфере музыкальных инструментов. Он изобрел «подготовленное фортепиано»: поместил между струнами и на молоточках дополнительные элементы — и эта находка получила распространение далеко за пределами консерваторий. Звуки инструмента можно услышать, например, в All Tomorrow's Parties Velvet Underground или в Sing of Absolution Мuse. Без его произведений не обходится ни один фестиваль современной академической музыки. Сегодня, 5 сентября, исполняется 100 лет со дня рождения Кейджа. Мы постарались разобраться, что значит быть Джоном Кейджем, и собрали портрет-коллаж из интервью с его поклонниками и последователями, музыкальных фрагментов и воспоминаний самого композитора.
∅
По мелодическим и гармоническим принципам и инструментальному составу академическая музыка соотносится с европейскими музыкальными жанрами и формами XVII—XIX веков. Авангард является частью академической музыки, даже если резко конфликтует с традицией. В то же время другие типы современной музыки — от поп-музыки до джаза — почти не взаимодействуют с классической европейской традицией. | Кейдж не был изобретателем молчания в искусстве. Помимо того что тишина всегда была неотъемлемым элементом музыки, идею отсутствующего произведения использовал писатель Альфонс Алле: в конце XIX века он выпустил книгу с пустыми страницами. Новаторство Алле было обыграно в «Орфее» Жана Кокто. Художник Роберт Раушенберг создал серию полотен, на которых отсутствует изображение. По утверждению Кейджа, его пьеса «4'33"» доказывает невозможность тишины и мира без музыки: даже без вмешательства исполнителей и композитора во время выступления будут слышны звуки. |
Наведите курсор на цифру, чтобы прочитать подробности
«4'33"»
В Гарварде, в специальной комнате без эха, я осознал,
что тишина — это не отсутствие звука. Она состоит из
случайных сокращений мышц и циркуляции кровеносной системы.
Этот опыт и белые полотна Раушенберга привели меня к
сочинению «4'33"» .
Изобретатель субмарины-невидимки
Мой отец был изобретателем. Он мог найти решения проблем
практически во всех сферах, будь то электроника, медицина,
конструкция подводных лодок или путешествие в космос
без использования топлива. Он научил меня: если кто-то
говорит «ты не можешь», то показывает, что именно ты должен
делать.
Дзен
В колледже я отказался от мыслей о высшем образовании и
решил посвятить свою жизнь религии. Но после отчисления и
путешествия в Европе заинтересовался современной музыкой и
живописью, начал слушать, смотреть и наконец погрузился в
композицию. Пока я был молод и писал музыку без структуры
(она была методической и не импровизированной), один из
моих учителей, Адольф Вайс, жаловался, что, не успев начать
фрагмент, я тут же доводил его до конца. Тогда я представил
себе тишину. Я представил себя землей, в которой может
вырасти пустота.
Головой об стену
Я учился у Шёнберга два года, и он сказал: «Чтобы сочинять
музыку, вы должны иметь ощущение гармонии». Я объяснил, что
у меня такого чувства гармонии нет. Тогда он сказал, что
я буду всегда сталкиваться с препятствиями, как если бы я
пытался пройти сквозь стену. Я ответил: «Тогда я посвящу
жизнь тому, чтобы биться головой об эту стену».
Подготовленное пианино
Когда я работал в Корниш-Скул, мне нужен был перкуссионный
инструмент, чтобы сыграть музыку к африканскому танцу —
в театре, где был только маленький рояль в углу, слева от
зрителей. В это время я писал либо 12-тоновую музыку для
пианино, либо перкуссионную музыку. Но в зале просто не
было места для инструментов. Я искал выход и наконец понял,
что должен изменить фортепиано. Что и сделал, поместив
различные предметы между струнами. Рояль был превращен в
перкуссионный оркестр с громкостью клавесина.
Музыка вибраций
Сегодня многие люди изменили представление о том, что
значит музыка и как она может быть использована. Новая
музыка не может разговаривать как человек, она не знает
собственного определения в словаре или собственной теории,
она выражает себя только вибрациями. Люди придают значение
вибрациям, им не интересен факт идеального исполнения, они
каждый раз реагируют именно на то, что происходит в данное
мгновение, и два исполнения одного произведения не должны
совпадать. Эта музыка переносит слушателя в настоящий
момент.