Быть

Джоном

Кейджем

Три точки зрения
на самого известного
композитора авангарда

Текст: Дарья Борисенко, Кирилл Савинов
Видео: Никита Кольцов

I.

W-O-S

4 минуты и 33 секунды тишины для академической музыки ХХ века — то же самое, что «Черный квадрат» Малевича для живописи. Джон Кейдж был сыном сумасшедшего калифорнийского изобретателя. Он унаследовал от отца стремление к ежедневному преодолению шаблонов и последовательно разрушал правила музыкальной композиции.

Шесть композиций Джона Кейджа. Выбор редакции

Сюита для игрушечного пианино (1948)

Песня «Восхитительная вдова восемнадцати вёсен» для низкого голоса и закрытого фортепиано (1942)

«Вакханалия» для подготовленного фортепиано (1940)

Музыка для Марселя Дюшана (1947)

«Сувенир» для органа (1983)

«Первая конструкция (в металле)» для ансамбля ударных инструментов (1939)

Кейдж увлекался дзен- буддизмом и привнес в музыку элементы этой философии. Вибрации окружающего мира, звучащие паузы, гармония случайности стали главными слагаемыми его музыки. Кейджа считают предшественником алеаторики (метода случайной композиции) и первым адептом DIY в сфере музыкальных инструментов. Он изобрел «подготовленное фортепиано»: поместил между струнами и на молоточках дополнительные элементы — и эта находка получила распространение далеко за пределами консерваторий. Звуки инструмента можно услышать, например, в All Tomorrow's Parties Velvet Underground или в Sing of Absolution Мuse. Без его произведений не обходится ни один фестиваль современной академической музыки. Сегодня, 5 сентября, исполняется 100 лет со дня рождения Кейджа. Мы постарались разобраться, что значит быть Джоном Кейджем, и собрали портрет-коллаж из интервью с его поклонниками и последователями, музыкальных фрагментов и воспоминаний самого композитора.

Академическая
музыка и авангард

По мелодическим и гармоническим принципам и инструментальному составу академическая музыка соотносится с европейскими музыкальными жанрами и формами XVII—XIX веков. Авангард является частью академической музыки, даже если резко конфликтует с традицией. В то же время другие типы современной музыки — от поп-музыки до джаза — почти не взаимодействуют с классической европейской традицией. Кейдж не был изобретателем молчания в искусстве. Помимо того что тишина всегда была неотъемлемым элементом музыки, идею отсутствующего произведения использовал писатель Альфонс Алле: в конце XIX века он выпустил книгу с пустыми страницами. Новаторство Алле было обыграно в «Орфее» Жана Кокто. Художник Роберт Раушенберг создал серию полотен, на которых отсутствует изображение. По утверждению Кейджа, его пьеса «4'33"» доказывает невозможность тишины и мира без музыки: даже без вмешательства исполнителей и композитора во время выступления будут слышны звуки.

II.
Теодор Курентзис, Николай Хруст и
Михаил Дубов о Кейдже

III.
Джон Кейдж о Джоне Кейдже

Наведите курсор на цифру, чтобы прочитать подробности