За последнее десятилетие Румыния из страны, где жили Дракула и Чаушеску, превратилась в одного из динамичных производителей кино и современного искусства. Так же как Корнелиу Порумбойю и Кристиан Мунджиу стали желанными гостями на кинофестивалях, многочисленные румынские художники сделались любимцами международных кураторов и устроителей биеннале. Дуэт Моны Ватаману и Флорина Тудора или Мирча Кантор приветствуются на любой выставочной площадке. Чиприан Мурешан, который приедет на III Биеннале молодого искусства, не стал исключением.
Он гиперактивен, как и подобает удачливому игроку на поле современного искусства.
В его CV — выставки в галереях и музеях Западной и Восточной Европы, в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. Он работает в разных медиумах и с разными темами. Видео и фотографии, рассказывающие о реальном и воображаемом солдатском быте, и графика с памятниками вождей, подмявшими под себя крохотные людские фигурки, должны свидетельствовать о восточноевропейском происхождении художника: образы исторической памяти и местные властные практики являются подходящим контентом для большинства выставочных площадок. Работы с общемировой подоплекой вроде видео, в котором маленький мальчик разбирается в особенностях «Пепси» и «Кока-колы», или инсталляций с использованием книг вообще можно выставлять где угодно. Кроме того, никого не оставят равнодушным лукавые оммажи — например, реверанс Каттелану в виде православного иерарха, убитого метеоритом, под названием «Конец пятилетки». Также он задумывается о теории, издает газету IDEA art+society и журнал Version (совместно с Габриэлой Ванга и Мирчей Кантором). Можно смело сказать: все у него будет хорошо.
В Москву Мурешан привезет анимационный фильм «Пионер», созданный на основе графической серии. Натуральные пионеры с красными галстуками надувают / сдувают пакеты, вдыхая пары клея. Москвичи любят смотреть мультфильмы, поэтому, скорее всего, румынского художника встретят на ура. Постсоветская история будет считана с ходу: прошлое и настоящее, история и безвременье, идеологический дурман и т. д. Опять же хорошо. Собственно, это «хорошо» всегда и смущает.