Появившись в этой нестабильной экосистеме, большинство этих смыслов будет определять тот мир, в котором нам придется жить в ближайшие пять лет.
За двое суток, проведенных в Касселе, мы попробовали запечатлеть dOCUMENTA (13) через отстраненную документацию четырьмя объективами камер и восприятие очевидцев.
-3-
Видео финского математика и пионера электронной музыки Эркки Куренниеми соседствует с иллюстрированным дневником 26-летней Шарлотты Саломон, погибшей в Освенциме.
Все это в какой-то момент начинает напоминать Вавилонскую библиотеку современности, в которой все книги упали с полок в непредсказуемых комбинациях и расставить их по местам больше не представляется возможным. В этом контексте непонятно, что важнее, — сама выставка или увесистый каталог, досконально ее описывающий.
Многие образы вырываются из-под кураторского контроля, вступают в химические реакции между собой и рождают новые непредсказуемые смыслы, отражаясь друг в друге и многочисленных экранах, которые можно видеть повсюду.
-2-
Мир глазами куратора dOCUMENTA Каролин Кристов-Бакарджиев, — это пространство, где потенциально возможно абсолютно все. Воспринимая искусство как исследование, в том числе и самого понятия «искусство», она выставляет целый ряд научных проектов в качестве художественных, отчего dOCUMENTA еще отчетливее принимает формы тотального механизма по рождению новых смыслов, захватившего своими метастазами весь город. Искусством здесь могут считаться работы ученых, писателей, хореографов и даже одного священника, а зрителями — не только люди, но и собаки, растения и камни, которым dOCUMENTA (13) уделяет отдельное внимание.
Картины Сальвадора Дали в рамках одного проекта могут оказаться рядом с работами эпигенетика Александра Тахаровского (русского ученого, работающего в Нью-Йорке над исследованиями ДНК) и невидимой инсталляцией из искусственного ветра Райана Гандера.
-1-