ФОТО И ВИДЕО: Егор Софронов
АВТОР И ПРОДЮСЕР: Саша Буренков
гид по выставке
dOCUMENTA (13): Вся власть собакам
преднамеренно неудобная и незавершенная, провозглашающая отсутствие концепции как концепцию, заявляющая о своем антиинтеллектуализме, эта выставка, как ничто другое, передает всю шизофрению больного мира.
-2-
Исполинская выставка dOCUMENTA раз в пять лет проводит тотальную ревизию современности. Попытка структурировать ее 13-й выпуск схожа с попыткой человеческого мозга понять свое устройство. Разбросанная по двум десяткам площадок в немецком Касселе, в этот раз частично перенесенная в Кабул, Каир, Александрию и канадский центр BANFF, путаная и несовершенная,
-1-
залы
Появившись в этой нестабильной экосистеме, большинство этих смыслов будет определять тот мир, в котором нам придется жить в ближайшие пять лет.
За двое суток, проведенных в Касселе, мы попробовали запечатлеть dOCUMENTA (13) через отстраненную документацию четырьмя объективами камер и восприятие очевидцев.
-3-
Видео финского математика и пионера электронной музыки Эркки Куренниеми соседствует с иллюстрированным дневником 26-летней Шарлотты Саломон, погибшей в Освенциме.
Все это в какой-то момент начинает напоминать Вавилонскую библиотеку современности, в которой все книги упали с полок в непредсказуемых комбинациях и расставить их по местам больше не представляется возможным. В этом контексте непонятно, что важнее, — сама выставка или увесистый каталог, досконально ее описывающий.
Многие образы вырываются из-под кураторского контроля, вступают в химические реакции между собой и рождают новые непредсказуемые смыслы, отражаясь друг в друге и многочисленных экранах, которые можно видеть повсюду.
-2-
Мир глазами куратора dOCUMENTA Каролин Кристов-Бакарджиев, — это пространство, где потенциально возможно абсолютно все. Воспринимая искусство как исследование, в том числе и самого понятия «искусство», она выставляет целый ряд научных проектов в качестве художественных, отчего dOCUMENTA еще отчетливее принимает формы тотального механизма по рождению новых смыслов, захватившего своими метастазами весь город. Искусством здесь могут считаться работы ученых, писателей, хореографов и даже одного священника, а зрителями — не только люди, но и собаки, растения и камни, которым dOCUMENTA (13) уделяет отдельное внимание.
Картины Сальвадора Дали в рамках одного проекта могут оказаться рядом с работами эпигенетика Александра Тахаровского (русского ученого, работающего в Нью-Йорке над исследованиями ДНК) и невидимой инсталляцией из искусственного ветра Райана Гандера.
-1-
скейт-камера
камера на скейт-камере
устройство
documenta в фотографиях
Джанет Кардифф
Канадская художница Джанет Кардифф, известная своими аудиоинсталляциями, предлагает видеоэкскурсию Alter Bahnhof Video Walk с айподами в руках. Документируя людей и события в момент съемки, она проводит посетителей по всему пространству главного зала Старого вокзала Касселя, вызывая при этом странное и трудно передаваемое ощущение смешения реальностей и времени.
Клаудио ди Бене
Называющий себя l'uomo tecnologico («человек технологический»), итальянский художник Клаудио ди Бене путешествует в качестве живого экспоната по главным мировым арт-ярмаркам и биеннале. Он пропускает окружающий мир сквозь фильтры видеокамеры, накладывая на изображение в реальном времени на фрагменты из известных фильмов.
Реакция местных жителей на происходящее варьируется от вежливого интереса до агрессии.
Собакам на dOCUMENTA (13) отведено особое место. Кристов-Бакарджиев решила высказаться за зоологическое равноправие и предоставить собакам власть и право голоса, введя для них недоступные людям привилегии вроде придуманного канадским художником Брайаном Джунгеном парка скульптур, рассчитанного на собачье зрение и обоняние.
Посмотреть выставку dOCUMENTA в Касселе можно будет в течение 100 дней до 16 сентября