Люди, которые делают города России более приспособленными для самого демократичного вида транспорта

20 мая около стадиона «Лужники» в Москве соберется порядка 5000 человек с велосипедами. Они проедут по набережным до Кремля и вернутся обратно тем же маршрутом. Все это организуют наши старые знакомые Let's bike it!, в очередной раз пытаясь проговорить очевидную вещь: велосипед, самое демократичное транспортное средство, набирает обороты, а инфраструктуры для велосипедистов все еще нет. В ожидании велопарада мы расспросили у других велоактивистов, как обстоят дела в их городах.

I-bike-SPb

Что это?

Ольга Мнишко, Евгений Софронов, организаторы: «Изначально I-bike-SPb — это проект про людей, которые передвигаются по городу на велосипедах. Причем важно, что они передвигаются на велосипедах по городу постоянно. Мы делаем акцент на том, что велосипед должен ассоциироваться с транспортом, а не со спортом.

Проект направлен на то, чтобы показать, что на велосипеде можно передвигаться круглогодично, несмотря на проблемы вроде зимы или бездомных собак, которые норовят ухватить за ногу. ″Зимой нам мешает снег″, ″У нас нет дорог″ и т. д. — мы с этим пытаемся бороться. Мы хотим показать, что это преодолимо, и люди, которых мы показываем на сайте, — лучшее тому подтверждение. В целом мы хотим поменять отношение людей к велосипеду. Сейчас мы работаем над велокартой нашего города, где будут обозначены главные места для велосипедистов: велопарковки, ремонтные мастерские, велопрокаты, а также велодорожки. С велодорожками, конечно, забавно — их всего две, но пусть так, пусть будет видно, насколько странна для европейского Питера такая ситуация с велосипедами.

А после карты мы займемся буклетом, он называется ″Советы для велосипедистов″. Это нетривиальные советы о том, как вести себя на дороге. В смысле не правила дорожного движения, а наставления, как должен вести себя на дороге вежливый велосипедист для сохранения безопасности и создания благоприятной атмосферы как для других велосипедистов, так и для автомобилистов».

Где?

Санкт-Петербург.

Как помочь?

Проекту нужна помощь дизайнеров, программистов и верстальщиков.

Велоклуб «32 спицы»

Что это?

Константин Маркачев, организатор: «Идея создания клуба появилась в 2008 году. Сначала нас было чуть более десятка человек, которые вместе катались на велосипедах. Ездили много — изучили всю Москву, стали ездить по пригородам, по музеям и усадьбам. С поездок выкладывали фотографии иногда отчеты в интернет, так как хотелось со всеми поделиться тем, что мы увидели. Появилось желание подсадить на велосипед друзей. К нам стали подтягиваться новые и новые люди. В результате было принято решение сформировать велоклуб.

С 2011 года наш велоклуб стал крупнейшим в Москве по количеству активных участников (более 200 велосипедистов) и проводимых мероприятий. Мы объединяем людей, которые любят кататься на велосипеде. Ориентируемся на все слои населения и на максимальное разнообразие мероприятий — мы проводим массовые велозаезды (где принимает участие более сотни велосипедистов), велопоходы — выходного дня и длительные на дальние расстояния, ночные поездки по Москве, организуем соревнования и ориентирование. Также мы консультируем людей в вопросах покупки и ремонта велосипедов. Учим людей не бояться дорог. Когда человек едет в велоколонне, ему спокойнее и проще ехать. И в дальнейшем ему будет проще выезжать и пересекать дороги и трассы. Массовые мероприятия мы проводим при поддержке администрации города, поэтому для нас организуются перекрытие дорог, «зеленые коридоры» и сопровождение машинами ДПС и скорой.

Велодвижение развивать необходимо, так как города уже не справляются с количеством автомобилей, заполонивших все улицы. Не редкость, когда мы обгоняем машины, застрявшие в пробках, водители предлагают нам поменяться велосипедом на их машину. Это, конечно шутка, но в такие моменты преимущества велосипеда налицо, и это отмечают все.

У нас, к сожалению, велоинфраструктуру развивают по команде. И отчитываются не качеством, а километрами. Созданные велодорожки зачастую не приспособлены для перемещения на них на велосипедах. В устанавливаемых велопарковках многие велосипеды не могут быть зафиксированы и быть устойчивыми. А отсутствие видеонаблюдения делает велопарковки бесполезными перед лицом воров, и они выполняют чисто эстетическую функцию».

Где?

Москва.

Как помочь?

Волонтеры могут помочь в организации мероприятий, в распространении информации о клубе или отдельно взятых мероприятиях; также можно помочь своими идеями и предложениями, которые помогли бы популяризации велосипеда.

Use/Less

Что это?

Антон Польский, автор проекта: «Проект Use/Less начался с велокарты. Я много лет езжу по городу на велосипеде, очень люблю города и карты, поэтому идея сделать велокарту города с моими маршрутами и местами в городе, которые я люблю, была давно.

Весной 2010 года, когда власти Москвы опубликовали очередной генплан города на 15 лет вперед, у меня утвердилось ощущение, что я не хочу жить в этом городе. Поэтому я решил наконец осуществить идею. Название проекта можно прочитать двумя способами — как ″бесполезно″ и ″используй меньше″.

С одной стороны, у меня было тогда ощущение, что с этим городом (да и страной, наверное) сделать что- то бесполезно, любые инициативы относительно города, публичных ценностей и пространств просто никому не были нужны. С другой стороны, посыл ″потребляй меньше″ понятным образом отсылает и к экологии, и к пониманию того, что большие дела можно делать и малыми средствами.

Совершенно неожиданно для меня персональный проект, ориентированный на друзей, внезапно привлек очень большое внимание прессы и общественности. По всей видимости, этим проектом я попал в точку кипения — людям надоело разрушение города, пробки, городские власти, но каких-то конкретных идей, как это поменять не было. А я сделал фактически манифест нового образа жизни в городе и показал, что Москва может восприниматься как велосипедный город.

После этого успеха я подключил к работе еще несколько энтузиастов, и мы в течение нескольких месяцев выпустили еще две версии этой карты. Кроме того, мы решили использовать для этого проекта наш богатый опыт в области стрит-арта. Я со своим школьным приятелем по кличке Море разработал систему навигации, при помощи еще пары друзей мы нанесли метки на асфальте по самым популярным и безопасным маршрутам в городе.

После этого началась волна интереса к велосипедам, и я в большей степени сконцентрировался на сотрудничестве с The Village. В рамках этого сотрудничества в городе размещались велопарковки, а на сайте интернет-газеты появился раздел, посвященный велодвижению.

Я езжу в Москве на велосипеде уже 15 лет — в основном летом, но в последнее время чаще начал ездить и зимой. За это время ситуация на дорогах только ухудшалась. Никакого улучшения пока не было замечено, кроме появления велопарковок и более лояльного отношения горожан и охранников супермаркетов. Теперь меня воспринимают не как оборванца, а скорее как человека в тренде».

Где?

Москва.

Как помочь?

Проекту нужен программист.

«Яндекс»-кошелек:

410011247164589.

«Катушкин»

Что это?

Петр, автор проекта: «″Катушкин″ — это социальный сервис, позволяющий просто и легко найти компанию для катания. Вы регистрируетесь на ресурсе и сразу видите, кто вокруг вас, на чем они катаются, можете создать катушку или поучаствовать в имеющихся. С прошлого года это не только сайт, но и мобильные приложения для iPhone и Android. Сейчас каждый человек в любом городе мира может воспользоваться сервисом. Правда, только русскоговорящий. Пока. Англоязычная версия на подходе. Начиналось все так. В 2006 году я купил велосипед. До этого последний раз на велосипеде я катался в деревне летом в ранней юности. И первое время я с упоением катался по району, это доставляло массу удовольствия. Через месяц такого катания меня это немного утомило. Захотелось разнообразия, поездок в центр города, компании. Договориться с друзьями оказалось проблематично, планы не совпадали. Я полез в интернет и обнаружил там форумы и ЖЖ- сообщества. Когда я задал там вопросы, кто катается в моем районе, оказалось, что такие люди есть и что их немало. И тогда я подумал, что было бы здорово, если можно было увидеть всех, кто катается в районе. Поскольку ничего подобного в интернете не было, пришлось сделать самому. Через месяц после идеи ресурс открылся — это была просто база людей по районам. А потом она начала обрастать фишечками: появилась возможность создавать мероприятия, выкладывать фотки. Стало понятно, что это может быть полезно не только велосипедистам, а всем, кто катается, — проект расширился до роликов и скейта, а зимой еще и до сноуборда, лыж и коньков».

Где?

Москва, но проект доступен пользователям по всей России.

Как помочь?

«Вовлекать людей в проект, ходить со значком, фотографироваться с флагом. Пиарить, в общем. Раздавать визиточки катальцам. На этой странице — все способы пиара, один из них — визитки. Они распечатываются с сайта и нарезаются на кусочки. Для пользователей смартфонов на них есть специальный QR-код. Сосканировав этот код, приглашаемый человек сразу попадет на страничку того, кто его пригласил».

Velofun

Что это?

Константин Карпов, администратор клуба: «Наша цель — популяризация велосипеда. В это понятие входит как привлечение внимания людей к такому великолепному транспортному средству, как велосипед, так и развитие велоинфраструктуры Челябинска. Мы продвигаем велодвижение в Челябинске, устраивая массовые велозаезды и проводя другие интересные для людей мероприятия. Для примера: на первом пробеге было 120 велосипедистов, на последнем — чуть больше 200. Так же сейчас вплотную занялись велопарковками и велодорожками. На следующих мероприятиях будет проведен сбор подписей за установку велопарковок. В дальнейшем планируется написание проекта для постройки велодорожек.

Вот это сложно сказать, сравнивать пока не с чем. Занимаемся этим делом всего полтора года. Но, в общем, велосипедистов можно встретить везде и довольно часто. Водители пока не очень привыкли к их маневрам, поэтому ругаются и не уступают дорогу, где они обязаны уступить. В городе присутствуют все виды велосипедистов. Немного BMX, немного DH, немного шоссейников, фиксеров и т. д. Этой зимой люди уже не так сильно реагировали на велосипедистов, то есть это потихоньку входит в норму. И многие люди уже хотят ездить на велосипедах, но у некоторых остаются стереотипы, что велосипед — для тех, кому не хватает денег на машину. Администрация несильно, но начала как- то думать о велосипедистах. Сейчас дали шанс собрать подписи на велопарковки».

Где?

Челябинск.

Как помочь?

Как помочь? 20 мая «Велофану» нужен будет видеопроектор (с 21.00 до 24.00); также можно помочь с расклеиванием афиш велопробегов.

«Яндекс»-кошелек:

410011417188665.