Грядущую субботу обещают малоприятной — пасмурно, ветрено и вообще не очень подходяще для дальних прогулок. Зато можно пройтись по короткому маршруту — от «Китай-города» до Хохловского переулка, где весь день будет проходить «Благомаркет», своего рода вещевой рынок с высокими человеколюбивыми целями. Специально для W→O→S основательница творческой группы «Хорошие люди» Яна Шахназарова составила подробную инструкцию, как устроить такую распродажу.
«Нам накануне привезли целый мешок кружевного белья. Честное слово, хватило бы одеть целый небольшой
бордель»
Сайт: blagomarket.com
Время и место: 26 и 27 мая, с 11 до 19, Хохловский пер., 7
Таня Константинова, директор фонда «Живой», стоит в центре небольшого шоурума, в котором едва хватает места, чтобы развернуться, ничего не задев. На вешалках — платья, пиджаки, блузки и шарфы, на стеллажах — дизайнерские туфли вперемешку с резиновыми сапогами, из шкафов выглядывают круглые лица мягких игрушек. Все это великолепие появилось здесь по доброй воле бывших хозяев, решивших, что кому-то их вещи могут оказаться нужнее.
Мысль устроить благотворительную распродажу пришла к ее основательницам при трагических обстоятельствах: подруга одной из них, фотограф Наталья Вороницына, оказалась прикованной к больничной койке и решила раздать свою одежду, которую в больнице особенно не приходилось надевать. Общим советом решено было одежду не раздавать, а продавать, а вырученные деньги использовать для помощи тем, чьи возможности помочь себе самостоятельно оказались ограничены болезнью.
«Если посмотреть статистику по российским благотворительным фондам, мы увидим, что почти все они занимаются детьми. Взрослым, к сожалению, почти никто не помогает», — сетует Таня. «Живой» — попытка исправить ситуацию хотя бы частично, а «Благомаркет» — один из способов это сделать. «Люди приходят самые разные, — рассказывает одна из волонтеров, помогающих раскладывать вещи по полкам. — Кто-то приходит, чтобы купить вещи по ценам, каких не бывает в магазинах. Кто-то ничего не покупает, но, уходя, бросает в нашу копилку какие-то суммы. Постоянно приходит Ольга Романова, всегда закупается по полной программе».
Вещи для продажи на «Благомаркете» наряду с обычными сочувствующими передают и дизайнеры (в длинном ряду имен — Маша Цигаль и Султанна Французова), и селебрити (с одной из полок смотрит коллаж авторства Андрея Бартенева). «Мы еще десяток таких сделаем самостоятельно и тоже продадим как Бартенева», — шутит все та же девушка-волонтер.
Помимо Бартенева в субботу тут планируют развлекать мастер-классами стилистов, профессиональными визажистами и пловом. Внутрикомандная цель — собрать 500 000 руб.: двум больным, которых опекает фонд, нужно как минимум по 250 000.
Благотворительная распродажа бьет по двум фронтам: с одной стороны, позволяет собрать деньги, с другой — избавиться от массы ненужных вещей, не терзаясь совестью за то, что они бездарно окончили свой путь на свалке.
Яна Шахназарова, основатель творческой группы «Хорошие люди»,
объяснила, как все правильно организовать.
У праздника должен быть организатор. Желательно пара-тройка человек. Распределите обязанности. Оставьте свои контакты. Вам будут звонить и писать большое количество людей.
Ваше сообщение должно отвечать на вопросы «Что, где, когда, сколько средств?»Поскольку опыта у вас пока немного, начинайте готовиться как минимум за три недели. Как только найдете площадку и определите дату — делайте анонс (хотя бы за две недели). Распространите информацию в интернете, по почтовым рассылкам, обзвоните ваших друзей. Чем больше народа — тем больше сбор! Если ваш сбор идет через благотворительный фонд, выбирайте тот, который на слуху, а не созданный вчера (доверия больше). Желательно иметь куб от этого фонда для сбора средств. Куб запечатан и вскрывается представителем фонда в конце мероприятия в присутствии нескольких людей.
Какое-нибудь кафе (естественно, нужно просить отдельный зал и, конечно же, договориться нужно бесплатно) или студия, желательно в центре и поближе к метро. Так до вас дойдет больше народу.
Не меньше четырех-пяти часов — например, в будни с 19 до 23, а по выходным с 13 до 18. Приходить можно в любое время с 19 до 23. Те, кто боятся опоздать, — пусть не боятся. Как таковой программы нет, прийти можно в любое время, главное — прийти.
Такие праздники всегда проходят в очень теплой и душевной атмосфере. Особенно от осознания цели, ради которой все собрались. Зовите всех-всех-всех, ведь это еще и отличный шанс повидаться с огромным количеством ваших друзей (и не нужен такой повод, как день рождения или свадьба).
Все наши праздники строятся по этому принципу. Например, кто-то что-то печет, и мы продаем эту выпечку, а кто-то приносит вкусный чай и угощает им по символической цене, кто-то продает свое творчество (делает что-то своими руками), кто-то заплетает французские косы, а кто-то делает маникюр, кто-то — профессиональный юрист или врач и может дать консультацию, профессиональные фотографы делают фотосессию прямо на месте и записывают фотографии на флэшку.
На все вышеперечисленное устанавливаются вполне демократичные (гораздо ниже рыночных) цены, а весь сбор средств идет на объявленную ранее цель. Главное, что деньги, которые выручаются, складываются в общую копилку, никто не зарабатывает на этой истории (иногда отдается процент от продажи — не меньше 50%), но это всегда оговаривается заранее между участниками и организаторами, чтобы потом не возникало обид ни у тех, ни у других.
Также у нас всегда есть барахолка а-ля блошиный рынок, на которую люди приносят новые или бывшие в употреблении вещи в хорошем состоянии: книги, диски, красивую одежду, сувениры и т. д. Если есть ценные лоты (картины, произведения искусства и т. п., которые явно не для барахолки), то можно провести аукцион. Будет здорово, если ведущим будет публичный человек.
Если вам нечего принести на ярмарку, но вы знаете тех, кто смог бы чем-то поделиться, — пригласите их поучаствовать. Например, ваша подруга — мастер по маникюру, и она сможет сделать его в благотворительных целях. Или у вас есть приятель-астролог, и он может дать консультации. Или ваша тетя проводит чайные церемонии — она тоже очень поможет. Или у вашего друга компания или магазин чего угодно, например литературы или подарков, — попросите его подарить несколько товаров для нашей ярмарки. Это не очень большой удар по его бизнесу, а вернется ему гораздо больше.
Если вы не можете ничего принести на ярмарку, вам не у кого попросить что-то привнести в праздник и ваша сфера деятельности связана с областью, которую нельзя представить на празднике, вы можете быть волонтерами: они принимают участие непосредственно в организации праздника, стоят за прилавкам во время акции, помогают с аукционом и т. п.
В разнообразии и качестве товаров и количестве пришедших людей. Чем больше ваших знакомых вы обзвонили и что-то у них попросили или пригласили прийти, тем больше будет сбор.
Очень важно, чтобы вещи отбирались не по принципу «на тебе, Боже, что мне негоже», а по принципу «любимые вещи, которые либо отслужили вам, либо никогда и не служили (новые) и теперь готовы послужить во благо». Это вещи, которые захочется купить. Вещи должны быть в хорошем состоянии. Пожалуйста, будьте объективны при выборе. Ваша любимая вещь, которую вы надевали на все самые важные события в своей жизни, а потому очень любимая, несмотря на то что на ней три дырки и пятна от кофе и вина, вряд ли будет другим так же дорога, как вам. Поскольку места не всегда хватает, то лучше выложить вещи, у которых есть реальный шанс продаться. То, что не продастся, можно забрать с собой или отдать в благотворительный фонд «Созидание» (bf-sozidanie.ru).
— Одежду новую или бывшую в употреблении, но в хорошем состоянии (приносить нужно вещи с вешалочками, чтобы их можно было развесить;
— шарфы, шали, головные уборы;
— сумки, новую обувь;
— бижутерию и аксессуары;
— вещи из разных стран, арт-объекты (фотографии, картины и т. п.);
— книги и диски, открытки, альбомы;
— предметы домашнего обихода (статуэтки, вазы, рамки для фото, красивую посуду и т. п.);
— авторский хенд-мейд;
— косметику и парфюмерию.
Здесь за символические деньги можно купить кусок домашнего пирога или чашку чая или кофе.
Попросите знакомых журналистов и редакторов поделиться с вами глянцевыми журналами (новыми).
— Плетение кос;
— укладки (не стрижки — это невозможно в условиях кафе);
— маникюр;
— визажист;
— фотосессия;
— ваше предложение!
— Таролог;
— астролог;
— специалист по Аюрведе;
— юрист;
— психолог;
— диетолог;
— терапевт.
— Билеты в театр (если у вас есть знакомые актеры, которые могут подарить вам билеты, — попросите их);
— билеты на концерты (попросите знакомых музыкантов подарить вам билеты на их концерты);
— сертификаты на различные семинары, курсы, массажи, процедуры и т. п.
Здесь за символическое пожертвование вы можете обучать что-то делать своими руками (вам нужно принести все необходимое), а также занять детей, если вы решите прийти с ними.
Цены должны быть ниже рыночных, иначе все то же самое можно купить ближе к дому. Например, косы мы обычно плетем по 500 руб. (в салонах от 750 руб. за самую простую), маникюр (форма + окрашивание) — тоже за 500 руб. (в салонах от 900 руб.), чашка чая — 50–80 руб., кофе — 80–100 руб., выпечка — от 100 руб. за кусок, лотерейные билеты — 50-100 руб., билеты в театр — процентов на 30 меньше цен в кассах, семинары / массажи — тоже примерно процентов на 30.
Будьте гибки. Если вы понимаете, что явка народа небольшая и даже по самым небольшим ценам товар идет слабо, снижайте их — вам ведь важно, чтобы он продался, верно? Но не стоит отдавать сумку Furla за 1000 руб., ведь на следующей ярмарке, когда будет больше народа, у вас есть реальный шанс продать ее дороже.
В конце мероприятия посчитайте сумму — лучше в присутствии нескольких человек — и обязательно объявите ее в социальных сетях и рассылках. Люди должны знать, сколько они собрали. И не забудьте поблагодарить всех, кто помог вам. Ведь вы еще не раз встретитесь для других добрых акций.