Грядущую субботу обещают малоприятной — пасмурно, ветрено и вообще не очень подходяще для дальних прогулок. Зато можно пройтись по короткому маршруту — от «Китай-города» до Хохловского переулка, где весь день будет проходить «Благомаркет», своего рода вещевой рынок с высокими человеколюбивыми целями. Специально для W→O→S основательница творческой группы «Хорошие люди» Яна Шахназарова составила подробную инструкцию, как устроить такую распродажу.

Опыт

«Нам накануне привезли целый мешок кружевного белья. Честное слово, хватило бы одеть целый небольшой
бордель»

«Благомаркет»

Сайт: blagomarket.com
Время и место: 26 и 27 мая, с 11 до 19, Хохловский пер., 7

Таня Константинова, директор фонда «Живой», стоит в центре небольшого шоурума, в котором едва хватает места, чтобы развернуться, ничего не задев. На вешалках — платья, пиджаки, блузки и шарфы, на стеллажах — дизайнерские туфли вперемешку с резиновыми сапогами, из шкафов выглядывают круглые лица мягких игрушек. Все это великолепие появилось здесь по доброй воле бывших хозяев, решивших, что кому-то их вещи могут оказаться нужнее.

Развернуть

Мысль устроить благотворительную распродажу пришла к ее основательницам при трагических обстоятельствах: подруга одной из них, фотограф Наталья Вороницына, оказалась прикованной к больничной койке и решила раздать свою одежду, которую в больнице особенно не приходилось надевать. Общим советом решено было одежду не раздавать, а продавать, а вырученные деньги использовать для помощи тем, чьи возможности помочь себе самостоятельно оказались ограничены болезнью.

«Если посмотреть статистику по российским благотворительным фондам, мы увидим, что почти все они занимаются детьми. Взрослым, к сожалению, почти никто не помогает», — сетует Таня. «Живой» — попытка исправить ситуацию хотя бы частично, а «Благомаркет» — один из способов это сделать. «Люди приходят самые разные, — рассказывает одна из волонтеров, помогающих раскладывать вещи по полкам. — Кто-то приходит, чтобы купить вещи по ценам, каких не бывает в магазинах. Кто-то ничего не покупает, но, уходя, бросает в нашу копилку какие-то суммы. Постоянно приходит Ольга Романова, всегда закупается по полной программе».

Вещи для продажи на «Благомаркете» наряду с обычными сочувствующими передают и дизайнеры (в длинном ряду имен — Маша Цигаль и Султанна Французова), и селебрити (с одной из полок смотрит коллаж авторства Андрея Бартенева). «Мы еще десяток таких сделаем самостоятельно и тоже продадим как Бартенева», — шутит все та же девушка-волонтер.

Помимо Бартенева в субботу тут планируют развлекать мастер-классами стилистов, профессиональными визажистами и пловом. Внутрикомандная цель — собрать 500 000 руб.: двум больным, которых опекает фонд, нужно как минимум по 250 000.

Инструкция

Благотворительная распродажа бьет по двум фронтам: с одной стороны, позволяет собрать деньги, с другой — избавиться от массы ненужных вещей, не терзаясь совестью за то, что они бездарно окончили свой путь на свалке.

Яна Шахназарова, основатель творческой группы «Хорошие люди», объяснила, как все правильно организовать.

Организаторы

У праздника должен быть организатор. Желательно пара-тройка человек. Распределите обязанности. Оставьте свои контакты. Вам будут звонить и писать большое количество людей.

Анонс

Ваше сообщение должно отвечать на вопросы «Что, где, когда, сколько средств?»Поскольку опыта у вас пока немного, начинайте готовиться как минимум за три недели. Как только найдете площадку и определите дату — делайте анонс (хотя бы за две недели). Распространите информацию в интернете, по почтовым рассылкам, обзвоните ваших друзей. Чем больше народа — тем больше сбор! Если ваш сбор идет через благотворительный фонд, выбирайте тот, который на слуху, а не созданный вчера (доверия больше). Желательно иметь куб от этого фонда для сбора средств. Куб запечатан и вскрывается представителем фонда в конце мероприятия в присутствии нескольких людей.

Место проведения

Какое-нибудь кафе (естественно, нужно просить отдельный зал и, конечно же, договориться нужно бесплатно) или студия, желательно в центре и поближе к метро. Так до вас дойдет больше народу.

Время проведения

Не меньше четырех-пяти часов — например, в будни с 19 до 23, а по выходным с 13 до 18. Приходить можно в любое время с 19 до 23. Те, кто боятся опоздать, — пусть не боятся. Как таковой программы нет, прийти можно в любое время, главное — прийти.

Атмосфера и цель праздника

Такие праздники всегда проходят в очень теплой и душевной атмосфере. Особенно от осознания цели, ради которой все собрались. Зовите всех-всех-всех, ведь это еще и отличный шанс повидаться с огромным количеством ваших друзей (и не нужен такой повод, как день рождения или свадьба).

«Каждый отдает, что может»

Все наши праздники строятся по этому принципу. Например, кто-то что-то печет, и мы продаем эту выпечку, а кто-то приносит вкусный чай и угощает им по символической цене, кто-то продает свое творчество (делает что-то своими руками), кто-то заплетает французские косы, а кто-то делает маникюр, кто-то — профессиональный юрист или врач и может дать консультацию, профессиональные фотографы делают фотосессию прямо на месте и записывают фотографии на флэшку.

На все вышеперечисленное устанавливаются вполне демократичные (гораздо ниже рыночных) цены, а весь сбор средств идет на объявленную ранее цель. Главное, что деньги, которые выручаются, складываются в общую копилку, никто не зарабатывает на этой истории (иногда отдается процент от продажи — не меньше 50%), но это всегда оговаривается заранее между участниками и организаторами, чтобы потом не возникало обид ни у тех, ни у других.

Также у нас всегда есть барахолка а-ля блошиный рынок, на которую люди приносят новые или бывшие в употреблении вещи в хорошем состоянии: книги, диски, красивую одежду, сувениры и т. д. Если есть ценные лоты (картины, произведения искусства и т. п., которые явно не для барахолки), то можно провести аукцион. Будет здорово, если ведущим будет публичный человек.

Если вам нечего принести на ярмарку, но вы знаете тех, кто смог бы чем-то поделиться, — пригласите их поучаствовать. Например, ваша подруга — мастер по маникюру, и она сможет сделать его в благотворительных целях. Или у вас есть приятель-астролог, и он может дать консультации. Или ваша тетя проводит чайные церемонии — она тоже очень поможет. Или у вашего друга компания или магазин чего угодно, например литературы или подарков, — попросите его подарить несколько товаров для нашей ярмарки. Это не очень большой удар по его бизнесу, а вернется ему гораздо больше.

Волонтеры

Если вы не можете ничего принести на ярмарку, вам не у кого попросить что-то привнести в праздник и ваша сфера деятельности связана с областью, которую нельзя представить на празднике, вы можете быть волонтерами: они принимают участие непосредственно в организации праздника, стоят за прилавкам во время акции, помогают с аукционом и т. п.

Залог успеха

В разнообразии и качестве товаров и количестве пришедших людей. Чем больше ваших знакомых вы обзвонили и что-то у них попросили или пригласили прийти, тем больше будет сбор.

Как отобрать вещи для блошиного рынка

Очень важно, чтобы вещи отбирались не по принципу «на тебе, Боже, что мне негоже», а по принципу «любимые вещи, которые либо отслужили вам, либо никогда и не служили (новые) и теперь готовы послужить во благо». Это вещи, которые захочется купить. Вещи должны быть в хорошем состоянии. Пожалуйста, будьте объективны при выборе. Ваша любимая вещь, которую вы надевали на все самые важные события в своей жизни, а потому очень любимая, несмотря на то что на ней три дырки и пятна от кофе и вина, вряд ли будет другим так же дорога, как вам. Поскольку места не всегда хватает, то лучше выложить вещи, у которых есть реальный шанс продаться. То, что не продастся, можно забрать с собой или отдать в благотворительный фонд «Созидание» (bf-sozidanie.ru).

Что можно принести для блошиного рынка

— Одежду новую или бывшую в употреблении, но в хорошем состоянии (приносить нужно вещи с вешалочками, чтобы их можно было развесить;
— шарфы, шали, головные уборы;
— сумки, новую обувь;
— бижутерию и аксессуары;
— вещи из разных стран, арт-объекты (фотографии, картины и т. п.);
— книги и диски, открытки, альбомы;
— предметы домашнего обихода (статуэтки, вазы, рамки для фото, красивую посуду и т. п.);
— авторский хенд-мейд;
— косметику и парфюмерию.

Какие возможны зоны

Выездной буфет

Здесь за символические деньги можно купить кусок домашнего пирога или чашку чая или кофе.

Газетный киоск

Попросите знакомых журналистов и редакторов поделиться с вами глянцевыми журналами (новыми).

Красивая зона

— Плетение кос;
— укладки (не стрижки — это невозможно в условиях кафе);
— маникюр;
— визажист;
— фотосессия;
— ваше предложение!

Консультации

— Таролог;
— астролог;
— специалист по Аюрведе;
— юрист;
— психолог;
— диетолог;
— терапевт.

Билетная касса

— Билеты в театр (если у вас есть знакомые актеры, которые могут подарить вам билеты, — попросите их);
— билеты на концерты (попросите знакомых музыкантов подарить вам билеты на их концерты);
— сертификаты на различные семинары, курсы, массажи, процедуры и т. п.

Крафт-зона

Здесь за символическое пожертвование вы можете обучать что-то делать своими руками (вам нужно принести все необходимое), а также занять детей, если вы решите прийти с ними.

Политика формирования цен

Цены должны быть ниже рыночных, иначе все то же самое можно купить ближе к дому. Например, косы мы обычно плетем по 500 руб. (в салонах от 750 руб. за самую простую), маникюр (форма + окрашивание) — тоже за 500 руб. (в салонах от 900 руб.), чашка чая — 50–80 руб., кофе — 80–100 руб., выпечка — от 100 руб. за кусок, лотерейные билеты — 50-100 руб., билеты в театр — процентов на 30 меньше цен в кассах, семинары / массажи — тоже примерно процентов на 30.

Будьте гибки. Если вы понимаете, что явка народа небольшая и даже по самым небольшим ценам товар идет слабо, снижайте их — вам ведь важно, чтобы он продался, верно? Но не стоит отдавать сумку Furla за 1000 руб., ведь на следующей ярмарке, когда будет больше народа, у вас есть реальный шанс продать ее дороже.

Подвести итоги

В конце мероприятия посчитайте сумму — лучше в присутствии нескольких человек — и обязательно объявите ее в социальных сетях и рассылках. Люди должны знать, сколько они собрали. И не забудьте поблагодарить всех, кто помог вам. Ведь вы еще не раз встретитесь для других добрых акций.