После выставки Джеймс Таррелла в «Гараже» вряд ли получится удивить российского зрителя искусством, обыгрывающим световые казусы. Однако финско-бельгийский дуэт Harri de Ville, состоящий из Сабрины Инкери Харри и Алексии де Вилль де Гойе, рискнет и предложит зрителям III Биеннале молодого искусства обратиться к свету. Инсталляция «Ни страха, ни надежды» выбивает азбукой Морзе световые всполохи. Сообщение «Ни страха, ни надежды» основано, по словам художников, на одном из мотто, часто встречающемся среди тюремных наколок. Это «Не верь, не бойся, не проси» в галерейной обертке.
Забавно, что у этой инсталляции, предназначенной для показа в закрытом, темном помещении, есть уличная реплика. По всей видимости, эта городская скульптура должна транслировать в толпу прохожих девиз, балансирующий на грани безысходности и храбрости. Такой объект уместно смотрится среди современной рекламы, которая одновременно стремится к идеальному формальному воплощению и постоянно нацелена на трансгрессию. Вообще бывает сложно понять, где граница между паблик-артом и рекламой. Какой-нибудь зеркальный Аниш Капур при желании мог бы стать прекрасной рекламой Dunkin' Donuts — всего-то нужно правильно расставить акценты.
Художницы из Harri de Ville любят тени, отражения, искажения, мерцание. Деятельность группы располагается на пересечении того, что делали Анна Вероника Янссенс, Дэн Флавин и тот же Таррелл. Игры света всегда связывались с переходами из одного мира в другой, что, если перевести суеверные мнения на язык современной жизни, означает переход из одной вполне реальной территориальной зоны в другую. Там, где есть обильный искусственный свет, хорошо и спокойно, а там, где его нет, — наоборот. В этом смысле послание, отправляемое Сабриной Инкери Харри и Алексией де Вилль де Гойе в мир, имеет двойное дно. Находясь в мире спокойствия, они говорят жителям другого мира: «Не бойся и не надейся».