Голландец Ерун Моленаар создает «архитектурные картины» — так он называет объекты, собранные из досок и подвешенные на стены. Впрочем, у него есть и более привычные картины, на которых среди ярких пятен акрила разбросаны геометрические конструкции, напоминающие ту самую архитектурную живопись. Одну из таких работ, «Вертикальный ландшафт», он собирается привезти на III Биеннале молодого искусства. Художник говорит, что если смотреть на эти инсталляции под разными углами, то иногда будет казаться, что они двухмерные, а иногда — что трехмерные. У нас в России есть художник, которому нравятся шутки такого рода.
Моленаар делает мебель, обустраивает интерьер. У него есть забавные светильники. Он подкупает своей откровенностью. Говорит, что объекты должны завораживать и интриговать. Ни слова теории. Его по-конструктивистски стильные проекты лишены мессианского пафоса, характерного для авангардистского искусства. Самые распространенные ошибки сегодня — завтрашняя норма, как известно лингвистам. Вчерашний авангард-разрушитель — сегодняшний дизайн-украшатель, вторят им историки искусства. Спокойный и последовательный подход с оглядкой на традицию — так действует этот художник.
Моленаар создает свой космос, потому что «космос» в дословном переводе — «украшение». Он создает ландшафты, искривленные пространства. Что это за масонство такое, спросите вы, что за архитектор мироздания? А как же, ответят вам, это такой тайный творец. Таких маленьких творцов множество, и каждый норовит создать свою вселенную, опираясь, конечно, на наработки нынешнего и предыдущих поколений. В итоге мастеровые заполняют собой аккуратные жилые и офисные помещения, кафе и торговые площади. Однако прекрасный новый мир хорошо, но недорого продается.