ФИО: Нандипа Мнтамбо/Nandipha Mntambo
Возраст: 30 лет Категория: видеоперформанс

Nandipha Mntambo, Ukungenisa, 2008, video

Однажды мне доводилось слышать, как одна художница рассказывала о своих работах: «Немножко гендера, немножко того, немножко сего». Говоря это без какого-либо злого умысла, она выдавала установки, овладевшие умами многих и многих. Очень часто рассказ о том или ином проекте строится как практичная, граничащая с цинизмом рецептура, что-то вроде того: две дольки исследовательской стратегии, столовую ложку институциональной критики, четверть стакана Другого, полстакана марксизма, щепотку этнографических подробностей, выбор медиума — по вкусу, перемешать и варить три минуты на слабом огне, подавать с гарниром из арт-критиков и политических активистов. Гурманы оценят.
Южноафриканская художница Нандипа Мнтамбо по всем показателям обязана попасть в водоворот подобных кулинарных острот. В своем творчестве художница постоянно примеривает разные одежды, в том числе чужие. Перформанс Ukungenisa (2008), видеодокументация которого будет показана на III Биеннале молодого искусства этим летом, строится на гендерных и этнокультурных перестановках. Одевшись как тореро, художница выходит на арену. Сама она выделяет один аспект: женщина занимает традиционно мужское место. Но также тот факт, что художница, родившаяся на юге Африки, переносит себя в европейские декорации во времена, когда Евросоюз всеми силами стремится огородить себя от иммиграции с юга, считывается вполне однозначно. То есть художницу ожидает устало-всезнающее «Ну понятно!».

Nandipha Mntambo, Ukungenisa, 2008, video

Но отвергать эту эксплуатацию другости и женскости не стоит, лучше взглянуть на нее как на жанровый канон. В ходе дискуссий и битв в искусстве последних десятилетий выкристаллизовался новый канон, который теперь уже требует следования себе, а всё новые вопрошания — что для вас это значит? — по сути, никак не посягают на него, а лишь создают ему подвижное окружение. Точно так же можно до бесконечности ломать копья по поводу ориентализма, но разговоры всего лишь роятся вокруг одной точки, нисколько не смещая ее. А ведь нет ничего страшного в становлении искусства о гендерных вопросах и о Другом. С виду это может показаться окостенением, но именно такое, сильно упрощенное и легко считываемое искусство соответствует целям соответственно феминизма и борьбы против расовой и культурной сегрегации. Вопрос тут может быть лишь такой: стоит ли заниматься этим как искусством? Ведь искусство постоянно требует чего-то еще. Зачем обременять себя этой странной привязкой? Не лучше ли сразу заняться активизмом?