1. В серии материалов, посвященных образованию, W→O→S уже рассмотрел состояние российских учебников и составил хронику реформы образования за последние десять лет. В этом выпуске мы вспомним, как формировалось то, что нынешние чиновники и хотят преодолеть — пресловутое советское наследие. Между тем образование в СССР было одним из лучших для своего времени и даже, вопреки общепринятому мнению, давало пространство для экспериментов. В качестве шутки W→O→S представил, какими бы преподавателями могли быть руководители советского государства.

  2. На фоне: Урок физкультуры в сельской школе,
    1989 год. Фото Игоря Зотина и Геннадия Хамельянина.
    /Фотохроника ТАСС/

    Последний генсек СССР закончил юрфак МГУ, но ему скорее подошло бы не обществознание, а география: его пребывание у власти закончилось масштабным перекраиванием политической карты мира.

    Новый курс

    В 1988 году девять классов средней школы стали обязательным минимумом для всех советских граждан. Среднее 11-летнее образование объявлялось необязательным, но общедоступным. Таким образом, к старшей школе отсеивались безнадежные двоечники, а в средней появилась неизменная страшилка: «После 9 класса пойдешь в ПТУ».

    Компьютерная «перестройка»

    В 1984 году впервые заговорили о том, что школьников надо обязательно учить компьютерной грамоте (под которой тогда подразумевалось программирование на Basic). Через год началась горбачевская перестройка с ее «ускорением» и в школах ввели общеобразовательную информатику. Учили на персональных ЭВМ советского производства.

  3. На фоне: Чечено-Ингушская АССР. Грозный. Экзамены в школе № 48. 1977 год. Фото Рудольфа Дика
    /Фотохроника ТАСС/

    Монументальный вид и медленная речь — Брежнев похож на учителя истории, который порой засыпает от собственных экскурсов в прошлое. Как историк, генсек был не лишен изобретательности: в одной из частей трилогии Брежнева «Малой земле» боевые подвиги Леонида Ильича настолько преувеличены, что заставляет пересмотреть свои взгляды на Великую Отечественную войну.

    Застой повсюду

    45-я статья брежневской Конституции (1977) гарантировала всеобщее полное среднее образование. Но, как и все вокруг, система советского образования законсервировалась и обросла бюрократическим циркулярами, почти не имевшими практического значения.

    Андропов и Черненко — Преподаватели ОБЖ

    Два советских правителя, которые не задержались у власти, могли бы вести один из самых незаметных предметов в школьной программе. Плюс ко всему, андроповский опыт работы в КГБ бесценен при разъяснении того, что такое истинная безопасность жизнедеятельности.

  4. На фоне: Украинская ССР. Харьковская область. Мартовская средняя школа Печенежского района. Пионеры делают стенгазету. 1960г. Фото П.Морозова
    /Фотохроника ТАСС/

    Несмотря на то что именно при Никите Сергеевиче была проведена масштабная реформа образования, его крестьянские замашки, манера речи, образование и темперамент позволили бы ему стать максимум преподавателем физкультуры или труда.

    «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР»

    1958-й — год масштабной реформы, цель которой подготовить учеников к будущей профессии. Также реформа вводила преподавание исключительно на русском языке — в регионах практически исчезло изучение национальных языков.

    Образование снова стало бесплатным

    В 1956-м Хрущев отменил сталинскую инициативу 1940 года о платном образовании в старших классах школы. До этого родители старшеклассников (8-10 класс) в Москве и Ленинграде платили 200 руб. в год, а в остальных населенных пунктах СССР — около 150 руб. в год. Средняя зарплата при этом была около 300-400 руб. в месяц.

  5. На фоне: Занятие в национальной школе в Якутске, 1932 год /Фотохроника ТАСС/

    Конечно, Сталину пошла бы лучше роль директора школы, но с начальной военной подготовкой отец советского милитаризма точно бы справился. Излишняя строгость, показательные наказания учеников и внимание к малейшим деталям — именно так и должен выглядеть педант НВП.

    Смещение инноватора

    Анатолий Луначарский смещен с поста председателя Наркомпроса, а на его место назначен Андрей Бубнов, который не стал продолжать реформы предшественника. Сторонники введения инновационных методик в школе были осуждены постановлением 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Таким образом, Наркомпрос (как и все в годы начала сталинской реакции) стал консервативным органом, а не революционным.

    Конец экспериментам

    Вместо возникшего при Ленине бригадно-лабораторного метода был снова внедрен классно-урочный процесс обучения (что было возвратом к классической, дореволюционной школе). Ученики объединяются в классы и работают в рамках единой школьной программы, а не в бригадах по отдельным заданиям, как прежде. В 1931-м ЦК ВКП(б) постановило отказаться от экспериментов в начальной и средней школе, например, от Дальтон-плана. Состав учащихся и расписание систематизировались, вводилось обучение детей с семилетнего возраста, а также вернулось принятое до революции раздельное обучение мальчиков и девочек.

  6. На фоне: Москва. Занятия в трудовой колонии для беспризорных. 1926 год
    /Фотохроника ТАСС/

    Отец советского коммунизма вполне мог бы претендовать на ведение уроков литературы в старших классах, ведь сам написал за свою жизнь около 54 томов сочинений.

    Образование за девять лет

    В 1922 году Наркомпрос опубликовал постановление, по которому основным типом школьного образования становилась девятилетняя Единая трудовая школа двух степеней. При Ленине в систему образования вводилась методика «Дальтон-план», также известная как бригадно-лабораторный метод проведения занятий: ученики объединялись в бригады и самостоятельно работали по заданиям. Учебные графики при этом были свободными, и целью ставилось самостоятельное решение заданий.

    Новые школьные правила

    В 1918 году принят ленинский декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», провозгласивший отделение церкви от государства и школы от церкви. В советских школах введено совместное обучение мальчиков и девочек и упрощенное правописание (в частности, исключены буквы Ѣ — «ять», Ѳ — «фита», а также твердый знак на конце слова, до реформы занимавший около 4% текста).

    Главный по просвещению

    Создан Народный комитет просвещения (сокращенно Наркомпрос), работникам которого предстояло за короткий срок заново придумать систему школьного образования для молодой республики. Первым председателем Наркомпроса в 1917 году стал Анатолий Луначарский.

    Материалы по теме