Ретроспектива: парашют
Текст: Илья Иноземцев
Илья Клишин
Кирилл Савинов
История
фирменного
гаджета
воздушно-десантных
войск
Пока в России отмечают день ВДВ, купаются в фонтанах, разбивают бутылки о головы и радуются профессиональному празднику в иных формах, W→O→S изучает историю парашюта, без которого не было бы веселящихся десантников.
Наши дни

Опасный спорт

Парашютный спорт сегодня — настоящая индустрия со своей международной федерацией (FAI). Наибольшее распространение получили соревнования на точность приземления и сложность трюков, но есть и необычные варианты вроде скайсерфинга, свупа или вингсьюта. Вингсьют — сбывшаяся фантазия человека о свободном полете. Спортсмен облачен в специальный костюм- крыло — некоторые убеждены, что с ним можно остаться в живых, даже прыгнув без парашюта. Подтвердить эту гипотезу пока удалось лишь на небольшой высоте при приземлении на картонные коробки.

Рекорды каждый день

Парашютизм даже в скромном проявлении — один из самых захватывающих опытов. Но профессионалам этого мало, поэтому они постоянно тестируют пределы своих возможностей. Так, они пытаются превзойти друг друга в самом низком прыжке, сложной групповой акробатике или максимальном количестве прыжков за день. Впрочем, самый важный рекорд был установлен еще в 1960 году; до сих пор никому не удалось его побить. Пилот военно-воздушных сил США Джозеф Киттингер совершил самый долгий прыжок в истории в рамках эксперимента по разработке спасательного оборудования в высших слоях атмосферы. Прыгнув с высоты в 31 км, он пребывал в свободном полете больше четырех минут.

Парашут с ним

В 2000 году орфографическая комиссия РАН предложила ряд поправок в правила правописания. В частности, иностранное слово «парашют» и «брошюра» разрешалось писать через «у». Журналисты отреагировали на это статьями «Ученые хотят упростить русский язык», а депутаты Государственной думы обеспокоились возможными расходами на реформу. Совместными усилиями устоявшиеся нормы языка, утвержденные в 1956 году, удалось отстоять.

XX век

Первая война

Во время Первой мировой войны армии противников осознали значение парашютов и старались их использовать. Изначально, правда, парашют не являлся обязательным инвентарем для летчиков, а то и вовсе был запрещен. Тем не менее сохранилось множество свидетельств об использовании парашютов во время Первой мировой: к примеру, в 1916 году австрийский летчик выпрыгнул из падающего самолета на русском фронте, а 1917-м задокументированы похождения немецкого пилота, который приобрел себе складной парашют. Автоматическая система спасения пилотов воздушных шаров и самолетов была в разработке еще до конца войны, однако только в 1919 году она была внедрена в американской армии.

Прыгать и стрелять

Советский человек должен был быть универсальным солдатом, поэтому школьники учились разбирать автоматы и прыгать с парашютом. В парках культуры и отдыха строили вышки: самая известная была установлена в 1933 году в парке Горького. А собственно День ВДВ появился случайно — в честь первых московских учений в 1930 году с массовым десантированием.

Шербурские зонтики

К сентябрю 1944 года дела у западных союзников СССР шли не очень хорошо. Располагая всего одним портом — Шербуром, они растянулись вглубь европейского континента на 100 и более километров. Для упрочнения коммуникаций и открытия прямой дороги на Берлин через Голландию была запланирована и по сей день крупнейшая десантная операция в истории человечества — «Маркет Гарден». В ней приняли участие три дивизии 1-й воздушно-десантной армии (более 40 000 человек). На Берлин, правда, выйти не удалось, но зато был захвачен важный нидерландский плацдарм.

XIX век

Первая кровь

Жертвой изобретения, которое предназначалось для спасения людей, стал Роберт Кокинг. Сконструированный им в 1837 году парашют в форме перевернутого конуса не раскрылся, и Кокинг разбился. Как стало известно постфактум (скорее постмортем), изобретатель не учел собственный вес, из- за чего и погиб. Его смерть вызвала бурную дискуссию о необходимости парашютов.

Современный вид

Образец для современных парашютов появился в XIX веке. Все началось в 1804 году: до этого в парашютах использовался жесткий деревянный каркас, но француз Бурже впервые прыгнул с парашютом из ткани, раскрывавшейся от воздушного потока. В 1887-м капитан Томас Болдуин изобрел подвесную систему, добавив ремни. В 1890 году пара немецких парашютистов Пауль Леттеман и Кетэ Паулюс изобрели складной парашют, умещавшийся в рюкзак (до того парашюты были раскрытыми и на каркасах). Паулюс, первая официальная женщина-парашютистка, придумала маленький парашют, вытягивающий основной из рюкзака.

Новое время

Homo Volans

Хорватский изобретатель с говорящим именем Фауст и ничего не говорящей фамилией Вранчич решил опробовать прототип парашюта Леонардо да Винчи и прыгнул в 1617 году с одной из венецианских башен. Чем все это закончилось, до конца не ясно, потому что прыжок не был задокументирован. Точно известно одно: с чертежом да Винчи парашют Вранчича (деревянная рама с натянутой материей) имел мало общего. Чертеж парашюта под названием Homo Volans («человек летающий») попал в сборник Фауста по механике Machinae Novae.

Подопытные животные

В 1779 году французские физики Себастьян Ленорман и Джозеф Монгольфье начали серию тестов по изучению свойств парашюта, используя в экспериментах животных. Известный путешественник Жан-Пьер Бланшар, пересекавший тогда на воздушном шаре Ла-Манш, занялся тем же. Судьба многочисленных тест-пилотов не ясна, однако доподлинно известно, что в 1785 году Бланшар сбросил с воздушного шара собственную собаку в корзине с парашютом. После этого Жан- Пьер сам выполнил серию прыжков с парашютом, достигнув максимальной высоты прыжка, равной 2400 м.

Парашют-шоу

Француз Андре-Жак Гарнерен всю жизнь колесил с цирковыми представлениями. В 1797 году на окраине Парижа он поднялся на воздушном шаре до высоты в 700 м, когда его летающее приспособление взорвалось. Публика посчитала незадачливого иллюзиониста мертвым, но через пару минут Гарнерен появился в небе на инновационном для своего времени парашюте. В отличие от предшественников, его парашют имел не пирамидальную форму, а зонтичную. Затем жена и племянница Гарнерена первыми среди женщин выполнили прыжки с парашютом.

Ренессанс

До да Винчи

В Британском музее хранится анонимный манускрипт, который может огорчить великого Леонардо. В нем примерно на 15 лет раньше был описан принцип конусообразного парашюта. Разумеется, на самом деле (физики проверили) он бы не сработал: деревянная основа слишком хрупкая, площадь сопротивления воздуха слишком маленькая.

Прототип от да Винчи

Великий Леонардо да Винчи в перерыве между вскрытием трупов и написанием «Моны Лизы» сделал первый известный нам чертеж парашюта. Конечно, его концепт сильно отличался от современных представлений. Представьте пирамиду с деревянным каркасом, обтянутым полотном, к которой за веревки крепился человек. Это парашют да Винчи.

Древность

Китайцы снова всех опередили

В «Исторических записках» Сыма Цяня рассказана легенда о первом китайском парашюте. Император Шунь использовал подобное устройство, чтобы выжить при падении с крыши и спастись от пожара. Шунь сложил две ветки бамбука над головой и так спустился на землю по воздушным потокам. Позже этим же методом пользовались придворные акробаты во время представлений. Кстати, китайцы первыми придумали и зонт, что, видимо, сильно повлияло на современный вид парашютов.

Первая неудача

Андалузский ученый Аббас ибн Фирнас, известный среди друзей как Армен Фирман, в 852 году спрыгнул с башни в Кордове, использовав некое подобие крыльев Икара. Без травм не обошлось, но Аббас выжил, положив, таким образом, начало как парашютинга, так и дельтапланеризма в Европе.