W→O→S отправляет
Веничку Ерофеева в школу
текст: Григор Атанесян, Дарья Борисенко
В «Студии театрального искусства» состоялась одна из самых ожидаемых премьер сезона: Сергей Женовач поставил «Москву — Петушки». СТИ известна старомодными и чинными постановками классики, однако Женовач признался, что наконец дорос до поэмы Венедикта Ерофеева и решился на режиссерский эксперимент. Впрочем, «Москва — Петушки» давно считается классикой XX века — постановка СТИ лишний раз это подтверждает. Поэму пора изучать в школе, но с 1 сентября вступил в силу закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», и теперь это невозможно. Но только не для W→O→S: мы предлагаем адаптацию поэмы для школьников, пробный тест ЕГЭ и возможные темы сочинений в лучших традициях учителей-словесников.
Адаптация в соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Воспользуйтесь выклю-чателем цензуры, чтобы увидеть новую версию
Содержится информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе… (п. 2.2); побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству (п. 2.1).
Серп и Молот — Карачарово
Серп и Молот — Карачарово
Включена информация, способная вызвать у детей желание <...> заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством (п. 2.2); представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия (п. 3.1); представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной (п. 3.3); содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани (п. 3.4). Я остаюсь внизу и снизу плюю на всю вашу обществен-ную лестницу. <...> Чтоб по ней подыматься, надо быть жидовскою мордою без страха и упрека. Я остаюсь верен себе и не стремлюсь скорее забраться вверх по общественной лестнице. <...> Чтоб постепенно по ней подыматься, надо проявить трудолюбие, а лицемерный карьеризм недостоин русского человека. Содержится информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе (п. 2.2). Вы знаете, как смеются ангелы? <...> Это позорные твари, теперь я знаю — вам сказать, как они сейчас рассмеялись? Когда-то, очень давно, в Лобне, у вокзала, зарезало поездом человека и непостижимо зарезало: всю его нижнюю половину измололо в мелкие дребезги и расшвыряло по полотну, а верхняя половина, от пояса, осталась как бы живою, и стояла у рельсов, как стоят на постаментах бюсты разной сволочи. Поезд ушел, а он, эта половина, так и остался стоять, и на лице у него была какая-то озадаченность, и рот полуоткрыт. Многие не могли на это глядеть, отворачивались, побледнев со смертной истомой в сердце. А дети подбежали к нему, трое или четверо детей, где-то подобрали дымящийся окурок и вставили его в мертвый полуоткрытый рот. И окурок все дымился, а дети скакали вокруг — и хохотали над этой забавностью… Вы знаете, как смеются дети? <...> Это ангельские создания, теперь я знаю — вам сказать, как они сейчас рассмеялись? Когда-то, очень давно, в Лобне, у вокзала, пожилой человек почувствовал себя нехорошо: у него подкосились ноги, а верхняя половина, от пояса, как бы замерла, он стоял на перроне, как стоят на постаментах памятники, но, казалось, мог вот-вот упасть. Его поезд ушел, а он так и остался стоять, и на лице у него была какая-то озадаченность, и рот полуоткрыт. Многие не знали, как на это реагировать, даже отворачивались, побледнев и скрепя сердце. А дети подбежали к нему, трое или четверо детей, где-то раздобыли валокордин и вложили его в застывший полуоткрытый рот. И старичок распрямился, а дети скакали вокруг — и звонко смеялись от этой радости…
Информация, обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом
(п. 2.3);
И женщина Востока сбросит с себя паранджу! Окончательно сбросит с себя паранджу угнетенная женщина Востока! И возляжет…
И угнетенная женщина сбросит с себя оковы! Окончательно сбросит с себя оковы эта женщина! И восстанет... Содержится информация, отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи (п. 2.4).
— А у вас чего — только музыка?
— А у вас чего — только музыка? |
Возьмите хоть «Фауста»: кто там не пьет? Все пьют. Фауст пьет и молодеет, Зибель пьет и лезет на Фауста, Мефистофель только и делает, что пьет и угощает буршей и поет им «Блоху». Вы спросите: для чего это нужно было тайному советнику Гете? Так я вам скажу: а для чего он заставил Вертера пустить себе пулю в лоб? Потому что — есть свидетельство — он сам был на грани самоубийства, но чтоб отделаться от искушения, заставил Вертера сделать это вместо себя. Вы понимаете? Он остался жить, но как бы покончил с собой и был вполне удовлетворен… Возьмите хоть «Фауста»: кто там не борется со злом? Все борются со злом. Фауст поддался искушению ради возвращения молодости, но раскаялся и встал на путь служения обществу, и сам дух отрицания Мефистофель «хочет зла, но вечно совершает благо». Вы спросите: для чего это нужно было тайному советнику Гете? Так я вам скажу: а для чего он заставил Вертера страдать от неразделенной любви? Потому что — есть свидетельство — он сам был влюблен без взаимности, и чтоб облегчить душевные муки, заставил Вертера страдать вместо себя. Вы понимаете? Он продолжал любить, но как бы преодолел страдание в творчестве и был вполне удовлетворен… Содержится информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе (п. 2.2). Она сама — сама сделала за меня мой выбор, запрокинувшись и погладив меня по щеке своею лодыжкою. В этом было что-то от поощрения и от игры, и от легкой пощечины. И от воздушного поцелуя — тоже что-то было. И потом — эта мутная, эта сучья белизна в глазах, белее, чем бред и седьмое небо! И как небо и земля — живот. Как только я увидел его, я чуть не зарыдал от вдохновения, я весь задымился… И все смешалось: и розы, и лилии, и в мелких завитках — весь — влажный и содрогающийся вход в Эдем, и беспамятство, и рыжие ресницы. О, всхлипывание этих недр! О, бесстыжие бельмы! О, блудница с глазами, как облака! О, сладостный пуп! Она сама — сама сделала за меня мой выбор, обернувшись и погладив меня по щеке своею рукою. В этом было что-то от дружеской теплоты и от игры, и от легкого шаловства. И от воздушного поцелуя — тоже что-то было. И потом — эта необыкновенная, эта жемчужная белизна в глазах, белее, чем сон и седьмое небо! И как небо и земля — ее рука. Как только я увидел ее, я чуть не зарыдал от вдохновения, я весь вспыхнул… И все смешалось: и розы, и лилии, и усыпанный мелкими завитками волос — весь — ее лоб, и волнение, и рыжие ресницы. О, румянец на ее щеках! О, смелый взор! О, любимая с глазами, как облака! О, прелестная улыбка! Содержится информация, оправдывающая противоправное поведение (п. 2.5). Итак, «Сучий потрох» подан на стол. Пейте его с появлением первой звезды, большими глотками. Уже после двух бокалов этого коктейля человек становится настолько одухотворенным, что можно подойти и целых полчаса, с расстояния полутора метров плевать ему в харю, и он ничего тебе не скажет. Итак, вы готовы послушать Сен-Санса. Упивайтесь «Карнавалом животных» с появлением первой звезды, большими глотками. Уже после нескольких минут этого музыкального коктейля человек становится настолько одухотворенным, что можно подойти и целых полчаса, с расстояния полутора метров обращаться к нему по имени, и он ничего не ответит. Здесь содержится информация, вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий (п. 3.2). Они даже не дали себе отдышаться — и с последней ступеньки бросились меня душить, сразу пятью или шестью руками, я, как мог, отцеплял их руки и защищал свое горло, как мог. И вот тут случилось все остальное: один из них, с самым свирепым и классическим профилем, вытащил из кармана громадное шило с деревянной рукояткой; может быть даже не шило, а отвертку или что-то еще — я не знаю. Но он приказал остальным держать мои руки, и как я ни защищался, они пригвоздили меня к полу, совершенно ополоумевшего… И с тех пор я не приходил в сознание, и никогда не приду. Они даже не дали себе отдышаться — и с последней ступеньки бросились меня поздравлять, сразу пятью или шестью руками, я крепко, как мог, пожимал им руки и приветствовал их во все горло, как мог. И вот тут случилось все остальное: один из них, с самым гордым и классическим профилем, вытащил из кармана сверкающий орден на атласной ленте; может быть это даже не атлас, а шелк или что-то еще — я не знаю. Но он приказал остальным держать мои руки, и как я ни стеснялся, они наградили этим орденом меня, совершенно ополоумевшего от радости… И с тех пор я не забывал о гражданском долге, и никогда не забуду. Информация, представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной (п. 3.3). У публики ведь что сейчас на уме? Один гомосексуализм. Ну, еще арабы на уме, Израиль, Голанские высоты, Моше Даян. Ну, а если прогнать Моше Даяна с Голанских высот, а арабов с иудеями примирить? — что тогда останется в головах людей? Один только чистый гомосексуализм. У публики ведь что сейчас на уме? Семейные ценности. Ну, еще народ на уме, Россия, кремлевские звезды, предстоящие выборы. Ну а если забыть на минуту о судьбе рабочего народа и признать, что ситуация в стране стабильна? — что тогда останется в головах людей? Одни только семейные ценности. Содержится информация, вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий (п. 3.2); способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе <...> (п. 2.2). |
10 вопросов
1
Кому принадлежат слова «Талифа куми»? «Подошла ко гробу и говорит: ″Талифа куми″. Это, значит, в переводе с древнежидовского: ″Тебе говорю — встань и ходи″».
царю Соломону |
Моисею |
Иисусу Христу |
Иоанну Богослову |
2
«Вы видели ″Неутешное горе″ Крамского? Ну конечно, видели». К какой группе художников принадлежал Иван Крамской?
«Могучая кучка» | «Мир искусства» | Передвижники | «Бубновый валет» |
3
«А когда они, наконец, разбудили Герцена…» Эти слова — неточная цитата из сочинения:.
Максима Горького | Николая Бердяева | Владимира Ленина | Михаила Шолохова |
4
«Приходят они утром с бл…док, например, и один у другого спрашивает: ″Ну как? Нинка из 13-ой комнаты даян эбан?″» В речи использованы имена Моше Даяна и Аббы Эбана (Эвена), государственных деятелей:
Ирана | Франции | Саудовской Аравии | Израиля |
5
«Я стал рассказывать и дошел уже до скандальной истории с Лукрецией и Тарквинием, но тут ему надо было выскакивать в Орехово-Зуеве». Какова, согласно «Истории Рима от основания города» Тита Ливия, история Лукреции и Тарквиния?
Тарквиний, сын римского царя, оказался тайным гомосексуалистом. Его невеста Лукреция от горя покончила с собой | Тарквиний женился на своей сестре Лукреции, за что они с позором были изгнаны из Рима | Тарквиний овладел Лукрецией, угрожая ей оружием | Лукреция была старше Тарквиния на 30 лет, он женился на ней из-за денег |
6
«В тот день мое прекрасное сердце целых полчаса боролось с рассудком. Как в трагедиях Пьера Корнеля, поэта-лауреата: долг борется с сердечным влечением». Конфликт долга и чувства, характерный для творчества Пьера Корнеля, является отличительным признаком всего литературного стиля:
классицизма | барокко | романтизма | реализма |
7
«Короче, записывайте рецепт ″Ханаанского бальзама″. Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо так, чтобы не ошибиться в рецептах: денатурат — 100 г; бархатное пиво — 200 г; политура очищенная — 100 г.» Ханаан — это:
древнеегипетский фараон | древнее название Палестины | столица Ассирийского царства | мусульманский праздник |
8
«Я все могу понять, если захочу простить… У меня душа, как у троянского коня пузо, многое вместит». Троянский конь впервые упоминается в:
«Илиаде» Гомера | «Одиссее» Гомера | «Энеиде» Вергилия | «Трудах и днях» Гесиода |
9
«Я предлагаю вам коктейль ″Сучий потрох″, напиток, затмевающий все. Это уже не напиток — это музыка сфер». Учение о музыкально-математическом устройстве космоса (музыке сфер) возникло в:
вавилонской астрологии | исламской математике | античной философии | византийской теологии |
10
«Что самое прекрасное в мире? — борьба за освобождение человечества. А еще прекраснее вот что (записывайте): пиво жигулевское — 100 г...». Аллюзия на какое произведение русской литературы использована в этом фрагменте?
«Старуха Изергиль» Максима Горького | «Роковые яйца» Михаила Булгакова | «Облако в штанах» Владимира Маяковского | «Как закалялась сталь» Николая Островского |
ОЦЕНКА « 1 »
1 1
Никаких шансов на поступление в вуз. Отправляйтесь на кабельные работы.