7 любимых
женщин Pussy
Riot

(+ тест на мужской
шовинизм: «Ирония судьбы»
не проходит)

Леонид Апрельский

Две активистки Pussy Riot Мария Алехина и Надежда Толоконникова встретят 8 марта в изоляторе: они задержаны до 24 апреля за организацию панк-молебна в храме Христа Спасителя.

Остальные участницы группы скрываются. Незадолго до акции в ХХС по просьбе W → O →S девушки составили список самых влиятельных женщин XX века — с припиской: «Но мы против того, чтобы фетишизировать это».

В качестве бонуса — рассказ Лили Брайнис о том, почему «Ирония судьбы» и «Выпускник» являются примерами мужского шовинизма в кино.

Ульрика Майнхоф
(1934–1976)

Журналистка, начинала как борец за мир и ядерное разоружение, закончила как один из лидеров и теоретиков левой террористической Фракции Красной армии (РАФ), на счету которой 34 убийства. Покончила с собой (или умерла) в тюрьме.

Цитата: «Протест ― когда я говорю: "Мне это не подходит". Сопротивление ― когда я делаю все, чтобы то, что мне не подходит, больше никогда не повторилось».

Гудрун Энслин
(1940–1977)

Подруга Ульрики Майнхоф, также одна из основательниц и лидеров РАФ. Погибла в тюрьме вместе с Андреасом Баадером и похоронена с ним в общей могиле.

Цитата: «Жестокость ― единственный способ отвечать на жестокость».

Алексaндра Михайловна Коллонтай

В девичестве Домонтович (1872-1952) ― участница международного и российского социалистического движения, практик и теоретик сексуальной революции, автор статьи «Дорогу крылатому эросу» (1923), дипломат, первая в мире женщина, ставшая премьер-министром. Была замужем за комиссаром Дыбенко, но, в отличие от него, пережила великую чистку 1930-х годов.

Цитата: «Идеология рабочего класса не ставит никаких формальных границ любви».

Джудит Батлер
(1956)

Американский философ-постструктуралист. Ее темы ― это в первую очередь феминизм, теория квир, политическая философия и этика. На русском языке издавалась ее книга «Психика власти».

Цитата: «Я бы назвала себя в первую очередь гендерным теоретиком, а уже потом ― лесбийским теоретиком или квир-теоретиком».

Кэти Акер
(1947–1997)

Для многих лицо феминизма второй половины ХХ века, американский постмодернист и открытая лесбиянка. Человек текста, известный писатель, драматург и эссеист.

Цитата: «Если вы спросите меня, чего я хочу, то я отвечу: я хочу все».

Чиччолина
(Анна Илона Шталлер) (1951)

Знаменитая итальянско-венгерская порнозвезда. Первая актриса жёсткого порно, ставшая депутатом парламента, победив на выборах.

Цитата: «Я готова заняться любовью с Саддамом Хусейном, чтобы добиться мира на Ближнем Востоке».

Катрин Брейя
(1948)

Французский писатель и режиссер, в своем кинематографе исследующий границы между авторским кинематографом и порнографией, дозволенным и запретным, принятым и неприятным. Ее «Романс» с участием порноактера Рокко Сиффреди едва не запретили во Франции.

Цитата: «Я не "режиссер-феминистка"! То есть, с одной стороны, я режиссер, с другой ― феминистка... Никогда не использовала свои фильмы для пропаганды каких бы то ни было воззрений».

Pussy Riot:
квир или не квир?

― Мы квир! Некоторые ― квир!
― Квир ― это нестандартное гендерное сексуальное поведение, которое не вписывается ни в канву лесбиянок, ни бисексуалов, ни геев и трансгендеров.
― В общем, это клево.
― Тебе надо продемонстрировать?
― Допустим, стандартное ― ты можешь быть асексуалом. Но ты тоже квир. Либо ты можешь испытывать влечение к транссексуалам. Ведь не обязательно менять пол, чтобы не чувствовать половую принадлежность к мужской или женской идентичности. Например, если тебе нравится трансгендер, то ты квир уже. В общем, если ты не вписываешься в классические определения, то ты квир.

«Ирония
судьбы» —
тестостероновое
кино

Лилия
Брайнис

В середине 1980-х американская художница Элисон Бехдель, автор веселого комикса про жизнь лесбиянок Нью-Йорка Dykes To Watch Out For, сформулировала принципы, по которым можно определить, является ли фильм продуктом мужской шовинистической пропаганды.

Ответ — «нет», если:

― в фильме есть хотя бы две главные героини женщины (у каждой должно быть имя);
― они разговаривают между собой;
― не о мужчине.

Если применить это правило к известным фильмам, можно получить неприятные впечатления накануне 8 марта.

«Ирония судьбы, или
С легким паром»
(СССР, 1975, реж. Эльдар
Рязанов)

Выполнено: два правила из трех.

Главный новогодний фильм страны ― скрытая пропаганда сексизма. Кроме Нади в картине есть еще московская невеста Галя (и они даже разговаривают друг с другом), но, к сожалению, только о том, что касается мужчины. Галя отчитывает Надю за то, что та «украла у нее жениха».

«Выпускник»
(1967, США, реж. Майк
Николс)

Выполнено: два правила из трех.

Фильм о молодом человеке, соблазненном взрослой женщиной, бодро проходит первые две проверки. Кроме воспетой в песне Саймона и Гарфанкела миссис Робинсон, присутствует еще ее дочь Элейн, а также мать главного героя. Но, к сожалению, эти женщины вообще не разговаривают друг с другом ― только на последних кадрах мать и дочь перекидываются двумя фразами, снова о мужчине. Извините, миссис Робинсон.

«Чужой: Воскрешение»
(1997, США, Франция,
реж. Жан-Пьер Жене)

Выполнено: три правила из трех
― и ни одного.

Космический корабль-лаборатория ― ферма для разведения Чужих в военных целях. Здесь встречаются Эллен Рипли (Сигурни Уивер) и Колл (Вайнона Райдер), и о мужчинах им говорить некогда, разве что бросить сквозь зубы: «С кем надо переспать, чтобы выбраться отсюда?» Но вот в чем загвоздка: ни одна из них на самом деле не является женщиной. Колл ― страдающий робот-андроид, а Эллен ― генетический призрак некогда существовавшего человека, и в ее венах течет кровь Чужого.