(+ тест на мужской
шовинизм: «Ирония судьбы»
не проходит)
Леонид Апрельский
Две активистки Pussy Riot Мария Алехина и Надежда Толоконникова встретят 8 марта в изоляторе: они задержаны до 24 апреля за организацию панк-молебна в храме Христа Спасителя.
Остальные участницы группы скрываются. Незадолго до акции в ХХС по просьбе W → O →S девушки составили список самых влиятельных женщин XX века — с припиской: «Но мы против того, чтобы фетишизировать это».
В качестве бонуса — рассказ Лили Брайнис о том, почему «Ирония судьбы» и «Выпускник» являются примерами мужского шовинизма в кино.
Ульрика Майнхоф
(1934–1976)
Журналистка, начинала как борец за мир и ядерное разоружение, закончила как один из лидеров и теоретиков левой террористической Фракции Красной армии (РАФ), на счету которой 34 убийства. Покончила с собой (или умерла) в тюрьме.
Цитата: «Протест ― когда я говорю: "Мне это не подходит". Сопротивление ― когда я делаю все, чтобы то, что мне не подходит, больше никогда не повторилось».
Гудрун Энслин
(1940–1977)
Подруга Ульрики Майнхоф, также одна из основательниц и лидеров РАФ. Погибла в тюрьме вместе с Андреасом Баадером и похоронена с ним в общей могиле.
Цитата: «Жестокость ― единственный способ отвечать на жестокость».
Алексaндра Михайловна Коллонтай
В девичестве Домонтович (1872-1952) ― участница международного и российского социалистического движения, практик и теоретик сексуальной революции, автор статьи «Дорогу крылатому эросу» (1923), дипломат, первая в мире женщина, ставшая премьер-министром. Была замужем за комиссаром Дыбенко, но, в отличие от него, пережила великую чистку 1930-х годов.
Цитата: «Идеология рабочего класса не ставит никаких формальных границ любви».
Джудит Батлер
(1956)
Американский философ-постструктуралист. Ее темы ― это в первую очередь феминизм, теория квир, политическая философия и этика. На русском языке издавалась ее книга «Психика власти».
Цитата: «Я бы назвала себя в первую очередь гендерным теоретиком, а уже потом ― лесбийским теоретиком или квир-теоретиком».
Кэти Акер
(1947–1997)
Для многих лицо феминизма второй половины ХХ века, американский постмодернист и открытая лесбиянка. Человек текста, известный писатель, драматург и эссеист.
Цитата: «Если вы спросите меня, чего я хочу, то я отвечу: я хочу все».
Чиччолина
(Анна Илона Шталлер) (1951)
Знаменитая итальянско-венгерская порнозвезда. Первая актриса жёсткого порно, ставшая депутатом парламента, победив на выборах.
Цитата: «Я готова заняться любовью с Саддамом Хусейном, чтобы добиться мира на Ближнем Востоке».
Катрин Брейя
(1948)
Французский писатель и режиссер, в своем кинематографе исследующий границы между авторским кинематографом и порнографией, дозволенным и запретным, принятым и неприятным. Ее «Романс» с участием порноактера Рокко Сиффреди едва не запретили во Франции.
Цитата: «Я не "режиссер-феминистка"! То есть, с одной стороны, я режиссер, с другой ― феминистка... Никогда не использовала свои фильмы для пропаганды каких бы то ни было воззрений».
― Мы квир! Некоторые ― квир!
― Квир ― это нестандартное гендерное сексуальное поведение, которое не вписывается ни в канву лесбиянок, ни бисексуалов, ни геев и трансгендеров.
― В общем, это клево.
― Тебе надо продемонстрировать?
― Допустим, стандартное ― ты можешь быть асексуалом. Но ты тоже квир. Либо ты можешь испытывать влечение к транссексуалам. Ведь не обязательно менять пол, чтобы не чувствовать половую принадлежность к мужской или женской идентичности. Например, если тебе нравится трансгендер, то ты квир уже. В общем, если ты не вписываешься в классические определения, то ты квир.
«Ирония
судьбы» —
тестостероновое
кино
Лилия
Брайнис
В середине 1980-х американская художница Элисон Бехдель, автор веселого комикса про жизнь лесбиянок Нью-Йорка Dykes To Watch Out For, сформулировала принципы, по которым можно определить, является ли фильм продуктом мужской шовинистической пропаганды.
Ответ — «нет», если:
― в фильме есть хотя бы две главные героини женщины (у каждой должно быть имя);
― они разговаривают между собой;
― не о мужчине.
Если применить это правило к известным фильмам, можно получить неприятные впечатления накануне 8 марта.
Выполнено: два правила из трех.
Главный новогодний фильм страны ― скрытая пропаганда сексизма. Кроме Нади в картине есть еще московская невеста Галя (и они даже разговаривают друг с другом), но, к сожалению, только о том, что касается мужчины. Галя отчитывает Надю за то, что та «украла у нее жениха».
Выполнено: два правила из трех.
Фильм о молодом человеке, соблазненном взрослой женщиной, бодро проходит первые две проверки. Кроме воспетой в песне Саймона и Гарфанкела миссис Робинсон, присутствует еще ее дочь Элейн, а также мать главного героя. Но, к сожалению, эти женщины вообще не разговаривают друг с другом ― только на последних кадрах мать и дочь перекидываются двумя фразами, снова о мужчине. Извините, миссис Робинсон.
Выполнено: три правила из трех
― и ни одного.
Космический корабль-лаборатория ― ферма для разведения Чужих в военных целях. Здесь встречаются Эллен Рипли (Сигурни Уивер) и Колл (Вайнона Райдер), и о мужчинах им говорить некогда, разве что бросить сквозь зубы: «С кем надо переспать, чтобы выбраться отсюда?» Но вот в чем загвоздка: ни одна из них на самом деле не является женщиной. Колл ― страдающий робот-андроид, а Эллен ― генетический призрак некогда существовавшего человека, и в ее венах течет кровь Чужого.