Иван
Пустовалов

АВТОР И ПРОДЮСЕР:
Дарья Борисенко

Ивана Пустовалова можно назвать фотографом ad marginem. Герои его проектов — гастарбайтеры и танцовщицы стриптиза. Он выносит пограничные области социума за пределы времени и при помощи ретушера Бориса Воропаева создает классические портреты в рембрандтовской манере. Эта техника существенно отличается от репортажной и портретной съемки, которую Пустовалов делает для прессы, хотя, пожалуй, в большей степени известен он именно как журнальный фотограф. Его последняя выставка «Цветы» (продлится до 13 июля в галерее «Фотолофт») — это серия портретов узнаваемых представителей молодой творческой интеллигенции. Открытие «Цветов» повлекло за собой неожиданную полемику в медиа: вдруг применительно и к героям портретов, и к самому художнику запестрило уже почти ставшее архаичным слово «хипстер». Впрочем, «Цветы» созданы не для того, чтобы увековечить друзей и приятелей Пустовалова. Речь скорее об эволюции: рождении нового вида, его борьбе за выживание, распространении и неизбежной смерти. Для автора проникновение в маргинальные и порой закрытые сообщества — процесс познания человеческой сущности, а техника ретуши — способ заставить зрителя снять привычные ярлыки и взглянуть в глаза неизвестности.



Профессия


Я достаточно поздно стал заниматься фотографией, мне было уже 30. До этого был финансистом, торговал ценными бумагами. В фотографию меня привело желание сохранить собственные ощущения от пролетающих мимо картинок, как бы вытащить их из реальности.

Часто фотографирую для журналов — «Афиши», «Большого города» и других. Но когда снимаю, четкой схемы, какое место фотографии займут в журнале, что будет на развороте, у меня нет. Конечно, если поступает четкий заказ от арт-директора, приходится об этом думать. И все же я благодарен тем, с кем работаю, — они, как правило, доверяют мне и предоставляют свободу.

Мне вообще симпатичны фотографы, которые не думают о том, где их работы повиснут. Когда фотографы Magnum создавали агентство, они не думали, что станут неотъемлемой частью мирового галерейного пространства. В работах для галерей я пытаюсь извлечь из моделей и пространства то же самое, что и в работах для журналов. Просто журналы зачастую не могут позволить себе ретушь, которую я использую для художественных проектов, она трудоемкая и отнимает много времени.

Образцы

В современном искусстве немного художников, которых я считаю для себя по-настоящему важными. Если говорить о портретах, то образцы для меня — Рембрандт, Веласкес и Гойя. Не могу сказать, что меня привлекает определенная эпоха или направление в истории искусства, мне близки скорее отдельные моменты, фрагменты этой истории: зарождение голландской школы или изменения, привнесенные Гойей в портретный жанр.

Поиск



Ни к одному из моих проектов не привела широкая дорога, истории всегда переплетаются. Не бывает, что в голове вдруг рождается идея снимать гастарбайтеров или стриптизерш. Сначала задумываешься об определенной стороне человеческой природы, которую хочется исследовать. А потом волею судеб попадаешь в то или иное сообщество, где эта сторона выражена необычно и ярко.

С проектом Strip было так: я пришел по заказу журнала снимать арт-директора одного из стрип-клубов. Неожиданным образом мы очень быстро нашли общий язык и в течение одного съемочного дня договорились о том, что я смогу приходить в ее заведение и снимать для себя.

Момент проникновения в среду очень важен для результата, нужен взгляд изнутри. Для Strip я планировал снимать приват-танцы, чтобы добиться максимальной открытости девушек. И мне пришлось провести несколько месяцев в компании танцовщиц, постоянно тусуясь в их гримерке, прежде чем они раскрылись и пошли мне навстречу.

Герои



Мое взаимодействие с героями портретов хорошо можно описать на примере «Цветов» — последнего выставочного проекта. Все люди на портретах — яркие представители субкультуры нулевых, хотя мы запретили себе использовать слово «хипстеры», потому что немногие из ребят хотели бы повесить на себя такой ярлык. В последние годы об этой субкультуре много говорили, часто в ругательно-издевательском ключе. Не буду притворяться рыцарем на белом коне, но мне хотелось снять все ярлыки, чтобы зритель смог посмотреть моим героям в глаза. Я не стремился к документализации, мне было важно, чтобы это была история вне временного контекста. Пусть это недостижимая цель, но старая фототехника и ретушь использованы, чтобы отвлечься от настоящего времени.

После открытия выставки в медиа вдруг стали говорить, что я, мол, хипстер, устроивший междусобойчик. Я не стоял у истоков этой субкультуры. Мои герои вписались в процесс, растворились в нем. Мне хотелось уловить процесс растворения. Отсюда название проекта, метафора: цветы выросли, и семена разнеслись по поляне. Потом все происходит по законам природы. Первые цветы не могут нести ответственность за то, что породили, или контролировать последствия.

Очень интересно это и в связи с последними политическими событиями. Когда мы снимали первую часть проекта, в конце прошлого года, я как-то сидел в холодной мастерской в Доме Шаляпина со своим другом Андреем Лошаком. Мы обсуждали моих героев и спорили о том, выйдут ли они на митинги. Я оказался прав, больше половины участников первых акций протеста были из этой среды. Стало ясно, что с момента появления субкультуры многое изменилось.

Техника



Когда делал пробные фотографии для проекта «Цветы», постоянно думал о фотографиях абстрактных бабушек и дедушек, которые можно найти на чердаке. Потом эти пробы долго пролежали в багажнике автомобиля, терлись о штативы и канистры с маслом. Я достал их помятыми и обтесанными и сохранил на память.

Но к тому, что представлено на выставке, мы, конечно, подошли более аккуратно. Ретушью занялся Боря Воропаев (цветкорректор «Афиши». — W→O→S), с которым мы сотрудничаем не впервые. Он, что нехарактерно для ретушеров, очень подкован в истории искусства. Я хотел использовать покраску маслом, но он предложил сделать все в Photoshop, да так, что никто бы не догадался. Боря очень серьезно подошел к процессу и действительно добился эффекта ручной покраски.

Конечно, техника символична и в отношении идеи проекта. Мои герои не создают ничего нового, но, обладая хорошим вкусом и знаниями культуры XX века, создают своего рода коллажи из разных стилей.

Планы

С тех пор как я начал заниматься фотографией, у меня расширился инструментарий и прояснилось понимание того, что я делаю. На самом деле мало что изменилось и, надеюсь, уже не изменится, иначе придется искать уже третью профессию. С прошлого года начал работу над новым художественным проектом. Пока не могу рассказать многого, но это снова будет история об определенной группе людей. Это самый закрытый мир из тех, что мне доводилось встречать. Хочу рассказать о проявлении человеческого мужества в необычном и очень мифологизированном контексте.

ВИЗУАЛЬНАЯ АНКЕТА

ПОД ДРУГИМ УГЛОМ

Социолог САША АРТАМОНОВА о гражданских правах стриптизерш и элитных экс-хипстерах

Наука подразделяет маргинальные группы в обществе на несколько категорий: этнические маргиналы, культурные и т. д. Так что, если мы говорим о маргинальности гастарбайтеров, подразумеваем одно, если о проститутках — немного другое.

В социологии эта тема появилась в конце 1920-х: первым о маргинальном человеке заговорил Роберт Парк, изучавший сообщества иммигрантов в США. Ярким примером маргинала, актуальным для всевозможных эпох и культур, может послужить ортодоксальный еврей — фигура, постоянно выпадающая из социума и даже вытесняемая им. В нашем обществе аналогично, как чуждый и даже опасный элемент, воспринимаются выходцы с Кавказа или азиаты. Хотя, когда маргинальная группа растет, например с притоком гастарбайтеров, она утверждается в правах. Вообще-то процессы демаргинализации могут протекать различно. Так в США многолетняя борьба афроамериканцев за гражданские права привела к тому, что они в каком-то смысле, пусть неофициально, из маргинальной группы стали привилегированной.

В случае с маргинальными профессиями, например проституцией или в меньшей степени работой в стрип-клубах, мы говорим не о культурных и этнических различиях, а о девиантном поведении, противоречащем принятым нормам морали. Хотя, с другой стороны, проститутки Голландии имеют социальные права, гарантии и обязанности, считаются законопослушными гражданками. Воспринимаются ли они по-прежнему как маргинальная группа, нужно изучать отдельно.

Хипстеры как маргиналы — тема, достойная диссертации. Эта группа была маргинальной, пока была малочисленной, ее не признавали и высмеивали. Затем принятый в группе тип поведения стал распространяться, и получилось, что те, кто принадлежал к ней изначально, из объектов гонения превратились в определенного рода элиту, модель для подражания. Сегодня эта бывшая маргинальной группа воспринимается как целый класс общества, неотъемлемая его часть. Такой перелом не в последнюю очередь связан и с политической активностью членов группы, развившейся в последние полгода, вместе с ней в медиа утвердилось словосочетание «креативный класс».