ФИО: ФИО: Яцек Смолицки / Jacek Smolicki
Возраст: 30 лет Категория: фотография, видео, графический дизайн

Польский дизайнер, проживающий в Швеции, Яцек Смолицки также снимает видео и занимается фотографией. Что касается видео, то, если исключить клипы, сделанные для музыкальных коллективов, в оставшихся роликах видна попытка сделать их стильно, если не сказать идеально. Это общий настрой дизайнеров, и для данной сферы он вполне оправдан и применим, но вот соответствует ли он сегодняшнему состоянию искусства — большой вопрос. Учитывая, что у Яцека Смолицки имеются художественные амбиции, вопрос становится крайне важным для него.


Палестино-израильские взаимоотношения, к которым в своем фотопроекте для III Московской международной биеннале молодого искусства обращается Смолицки, уж так вышло, накрепко связаны с историей холокоста, что можно проследить на примере множества работ, сделанных на эту тему. В свою очередь, Польша, где во время Второй мировой войны располагалась основная масса лагерей смерти и которая стала таким образом средоточием этой промышленной системы по уничтожению людей, сразу же возникает в разговоре о подобных вещах. Достаточно вспомнить Яэль Бартану и ее трилогию «И Европа будет потрясена». В случае израильской видеохудожницы указанная выше связь выстраивается полностью, у Смолицки она присутствует лишь в виде части звеньев, скорее полунамеком. Тотальное слежение, пришедшее с индустриальной революцией и эволюционировавшее в образовательной и пенитенциарной системах, как однажды разъяснил Мишель Фуко, проникло во все сферы нашего быта. Оно стало настолько неотъемлемой частью нашего повседневного существования, что мы перестали обращать на него внимание. Висят камеры, снимают что-то — ну и пускай себе висят и снимают. Однако там, где конфликт выходит наружу или зловеще тлеет, то и дело порождая кровавые пожары, — там самый затертый быт попадает на линию огня и подвергается внимательному изучению. Смолицки фотографирует камеры слежения в арабских районах Израиля, пытаясь сделаться наблюдателем за наблюдателями. Но смотрит ли кто-нибудь на него в ответ?