АВТОР И ПРОДЮСЕР:
Саша Буренков
Как сделать лимонад из лимона, заработать на своих недостатках и придать максимальный смысл бессмысленному проведению времени? Свой ответ на эти вопросы Наталья Стручкова, художник и дизайнер, лауреат Национальной Интел-Интернет премии в номинации «Сетевое искусство», предложила на выставке «Прокрастинация» в галерее Regina. Эта экспозиция — плод полуторагодовых размышлений над темой информационной зависимости и пассивного потребления медийных образов. Проблемы изменения сознания и образа жизни современного человека, закованного в корпоративные рамки офисного быта и превратившегося в биологическую приставку к собственным гаджетам, Стручкова не раз иронично реализовывала совместно с художниками Максимом Илюхиным и Михаилом Косолаповым в рамках арт-группы Art Business Consulting. Приняв решение вернуться на время к сольному творчеству, Наталья выбрала тактику неодушевленного сканера data-потоков, перемалывающего в своих бесконечных пиксельных полотнах случайно вырванные из информационного хаоса визуальные образы и смыслы. Мы поговорили с Натальей Стручковой о трехруком Путине, информационной экологии и любимых приложениях для айпада и попросили независимого психоаналитика рассказать о страхе кастрации и истинных причинах прокрастинации.
В какой-то момент я поняла, что мой ежедневный ритуал состоит из многочасового просматривания новостей, лент социальных сетей, изучении писем от друзей и близких, и очень часто совсем не остается времени на что-то важное, намеченное заранее. Мне захотелось сделать некий перевертыш: превратить ежедневную чушь, которая сыпется нам на голову, в самое важное дело, сделать глобальную картину сегодняшнего дня. Я пыталась открывать чакры для новой информации, которая на меня сыпется помимо моей воли, и немедленно отображать ее на холстах. Некоторые художники ходят сейчас на митинги, пытаясь зарисовывать митингующих людей, также и я пыталась зарисовывать ежедневный информационный фон.
Проект делался в течение примерно полутора лет, и я старалась запечатлевать все, что за это время мне приносил медиаэфир: айпад-приложения, компьютерные игры, мультфильмы, которые я смотрю с детьми, cайты Lego, которые мне приходится изучать, новости из «Фейсбука» и телевидения. Очень хотелось сделать нечто глобальное из сиюминутности, создать некий миф из временного и преходящего. Но если раньше мифы создавались из каких-то вечных идей, которые приходили свыше, то теперь мифы творятся из ежедневной суеты.
Я соревнуюсь с принтером, доказывая, что человек способен на гораздо большее.
Yves Klein
Monogold
Цвет сообщает очень многое. Существовал огромный пласт концептуального искусства, который использовал тексты, сообщения, речь, мне же хотелось больше повернуться в сторону живописи, значения тех или иных цветов. Например, я использовала золотой фон, для того чтобы подчеркнуть материальность этой работы, потому что на мониторе и в дигитальном мире золотого фона не существует. Золотой цвет, который во многих культурах является символом власти, объединяет все своим сиянием — сиянием власти над нашей волей.
Мне хотелось сделать картину, которую я в любой момент смогу продолжить или убрать из нее какой-нибудь кусок. Информация работает подобным образом: она случайно приходит и уходит, также и композиция может развиваться случайно в любую сторону. Знаете, как в 20-е годы, когда делали картины, которые было невозможно завершить, рисовали линию на холсте и говорили, что это всего лишь небольшой фрагмент, а дальше эта линия может развиваться куда угодно.
Наталья Стручкова
из серии legopaint
Мои ранние работы были сильно связаны с темой информационной экологии. В какой-то момент меня сильно травмировало осознание того, что я не могу ограничивать доступ информации своему ребенку. Я поняла, что в современном мире невозможно контролировать поток информации, поэтому свою задачу как мамы я вижу в выстраивании информационного иммунитета у своих детей, чтобы они свободно могли выбирать себе занятия по своим предпочтениям. Правильная информационная экология состоит не в ограничениях или запретах, а в возможности самостоятельной селекции.
Как лично я убиваю время? Вот, квадратики рисую. Времени на них уходит очень много. В этот момент я по-настоящему отдыхаю, в отличие от просматривания компьютера.
Наталья Стручкова
из серии legopaint
Angry Birds
Впервые моему ребенку показал эту игру Ваня, сын великого протестного куратора Тани Волковой. Таня часто практиковала такой способ успокоения Вани от буйных игр. Мне пришлось поставить игру себе на телефон. Теперь, когда мой сын видит телефон у меня в руках, он немедленно вспоминает про стрельбу безумными птичками, и мне приходится выбирать между разряженной батарейкой и детским скандалом.
Затягивающий процесс бесконечных перескакиваний с одной платформы на другую приносит на своем пути приятные сюрпризы: встречи с НЛО, реактивными ранцами, черными дырами и милыми чудовищами. «ВКонтакте», FacebookВсемогущие инструменты прокрастинации. Споры об их сравнительных качествах готовы отравить любое общение. |
Cut the rope
В эту игру могут играть даже совсем маленькие дети, кормя зеленого монстра АмНяма леденцами. LabyrinthСамая полезная из всех игр в списке: чтобы загнать шарик в лунку, нужно выстроить правильный путь, что на сложных уровнях может быть похоже на решение запутанной головоломки. «Танки онлайн»Как и многие другие онлайн-сервисы, привязывают нежного пользователя ежедневными подарками. Возникает зависимость непременно проверить бонусы с утра, после школы и пару раз за вечер. Жизнь в промежутке между подарками наполнена их ожиданием. Очень бессовестный способ захвата внимания. |
Психоаналитик Кирилл Сергеевич Крыжановский, об истинных причинах прокрастинации и страхе кастрации |
Прокрастинация хоть и является, по утверждению психологов, «болезнью современности», но к современной России, мне кажется, не относится. Видимо, современность американскую или английскую эта «беда» под названием прокрастинация и охватила только сейчас, но на Руси это было испокон веков, если не всегда. У нас издревле бытовали такие поговорки вроде «пока гром не грянет, поп не перекрестится» или «русский долго запрягает, но быстро едет», но этому феномену как-то не придавалось значение, до тех пор пока ему не присвоили сложное терминологическое имя. В социальной психологии вообще полно американской терминологии, которую так любят мусолить на кафедрах психологи и которую нормальному русскому человеку и выговорить-то сложно.
На мой взгляд, причины прокрастинации имеют невротический характер. Он очень похож на невротическое чувство вины (страх, что проделанная работа не будет одобрена) и невротический страх потери любви объекта (плохо сделал, наругают = разлюбят), к которым примешивается главная невротическая тревога — страх кастрации (скажут, что плохо сделал = кастрация). Все эти страхи несознательные (или бессознательные, что одно и то же), поскольку зародились в далеком детстве и давно были вытеснены в бессознательную часть психики, но при этом не перестали оказывать влияние на сознательную часть психики (именно несознательное управляет поведением, а все поведения — это всего лишь симптомы, то есть следствие тех самых причин, большая часть которых сокрыта в бессознательном).
Также такое поведение уж очень похоже на депрессию, которая как раз и есть болезнь современности. При депрессии пассивные процессы в организме (психические и, как следствие, физиологические) точно так же преобладают над активными. Похоже? Интересно, почему социальные психологи не догадались до этого? Ах да, это же клинический термин, а социальные психологи и в клинике-то ни разу не были. Да и кто их туда пустит? Никто!
Прокрастинация — это и болезнь, и норма. Очевидно, что депрессия — это болезнь, психическое расстройство. Но раз уж в современном обществе норма определяется большинством, депрессия тоже становится нормой. Конечно же, стоит обращать внимание не на слова из словаря «птичьего языка», а на реальные проблемы, такие как неврозы и депрессия, и лечить именно их, а не эту вашу прокрастинацию. Кошку надо называть кошкой, а не félis silvéstris cátus, а болезни надо называть своими именами: невроз, депрессия и так далее.