Петер Салай по преимуществу работает с найденными на
свалке или переработанными материалами, сломанными
приборами и механизмами, старыми стульями и оконными
рамами, кусками дерева или металла. Этот фокус на экологии,
с одной стороны, — следствие имманентного размышления
художника над вездесущим мусором и замусориванием среды,
с другой — окружающая среда не должна пониматься здесь
только как природные ресурсы, это и ноосфера, заполненная
информационным шлаком.
Венгерский художник (Салай называет себя скульптором),
как заботливый ремесленник, строит из мусора роботов,
подключает к ним моторы и заставляет выполнять причудливые
действия. Он обнаруживает альтернативный источник энергии
в изображении Богоматери с младенцем и подсоединяет к их
сердцам электроды, играет с виртуальным и реальным — как в
проекте «Деинасталляция Windows», где на видео предстает
поначалу статичная картинка: вид на панельную многоэтажку,
а затем ее окна пропадают ровными рядами, заменяясь глухой
стеной.
В Москве Салай выставит проект под слоганом компании Nike
(Just do it!). Инсталляция состоит из двух частей: на полу
— очередной стимпанковский человекоподобный механизм,
собранный художником из отбросов, на стене — портрет
губернатора Калифорнии А. Шварценеггера с воздетым к небу
пальцем. За холстом спрятан моторчик, и подключенный к
нему робот покорно без устали отжимается. «Экологичное»
искусство Салая существует в реальности постэкологии, где
круговорот веществ в природе выглядит именно таким образом.