АВТОР И ПРОДЮСЕР:
Дарья Борисенко
Художник Григорий Тририан приехал в Москву из Якутска. Он считает себя киборгом-единорогом, живет по завету Уорхола — «рисую так, потому что хочу быть машиной» — и не считает, что искусство должно отражать состояние общества. Декоративный футуризм — примерно так можно описать его деревянные панели, покрытые жизнерадостными арабесками внеземного плюща. Ключ к языку Тририана — иконы, росписи далекой планеты Серейана и школьные учебники геометрии. Он мечтает заполнять улицы граффити из изящно написанных вымышленных слов и отливать витиеватые рамы для зеркал. А пока что Тририан учит человеческий язык и земной способ мыслить, чтобы представить миру произведения искусства будущего, и думает, как бы вообще избавиться от дурного слова «искусство».
Меня всегда вдохновляли текстуры и паттерны: рисунок обоев,
ткани. Особенно завораживающими были бабушкины покрывала из
кусочков совершенно разных материй. С детства для меня была
очень важна математика, особенно геометрия. Любил рисовать
в клетчатых тетрадках, это была мания — рисовать точки
по пересечениям линий и соединять их диагоналями. Позже
они превратились в более сложные предметы и структуры.
Так и с каплями: я начинал с точек, а потом стал рисовать
последовательности капель. В школе всегда получал пятерки
по геометрии, хотя ничего не учил и не знал теории. Просто
интуитивно получалось выстраивать фигуры, находить нужные
числа.
Мои картины — те же тетради в клетку: когда рисую, не
задумываюсь о процессе, просто беру элемент и повторяю,
повторяю, повторяю. Есть два принципа. На картине или
симметричные фигуры, или множества повторяющихся мелких
элементов — они заполняют пространство без четкой
композиции.
Изначально я рисовал руками. Потом, когда освоил векторные программы, начал выстраивать те же вещи на компьютере. Это просто медиум. Для меня нет разницы между узором, который можно наложить на какой-то предмет, и картиной. Главное — конечная форма. Могу рисовать маркером, акрилом, гуашью, маслом, могу рисовать в Illustrator, могу вырезать из бумаги.
Я стараюсь делать все как можно более аккуратно. Линии должны быть одинаковой толщины, а цвет — равномерным. Не могу сказать, что очень боюсь хаоса, я справляюсь с его существованием, но у меня всегда есть внутренняя потребность его поправить. Люблю порядок, как красивую картину. Не обязательно его во всем поддерживать. Достаточно что-то создать по законам порядка и наслаждаться.
Тририан? Тут все очень просто — это мое галактическое, астральное имя. Оно говорит о моей сущности. Я связываю себя с инопланетной расой, она отпечаталась во мне в виде каких-то предпочтений и склонностей. Конечно, в моих картинах есть религиозный смысл, хотя слово «религиозный» мне не нравится. Культурный смысл. Просто смысл. В основе лежит символ капли. Вселенная состоит из энергии. Одна энергетическая единица — это капля, она всегда в движении.
Я считаю то, что делаю, актуальным. Но для того, чтобы
вписаться в парадигму, мне нужно научиться говорить на
простом человеческом языке. Все, что создано, имеет право
на существование, но, конечно, есть искусство, которое
вызывает у меня отторжение. Большинство того, что делается
у нас в стране, просто некрасиво и несовременно.
Я хочу организовать международную кампанию и стереть само
слово «искусство», те смыслы и ассоциации, которые оно
вызывает. Это очень сложно, потому что никто не хочет от
этого слова отказываться. А оно порождает неправильные
интерпретации. Я пытался придумать альтернативное слово, но
посчитал, что время создаст его.
Есть прекрасный художник — Рези ван Ланкфельд. Его картины
на первый взгляд кажутся хаотичным набором штрихов и
линий, но, когда подходишь ближе, видишь, что они все
выстраиваются в каких-то существ. Так же бывает, когда
смотришь на мрамор или плитку в туалете: начинаешь видеть в
ней рожицы.
В современных людях есть множество вещей, которые я хотел
бы поменять. Например, меня приводит в бешенство принцип
мести. Он устарел и абсолютно не нужен. Он убивает и того,
кому мстят, и самого мстителя.
Я не верю в конец света и отрицаю даже домыслы о том, что
человеческая жизнь может прекратиться. Жизнь будет только
лучше, а люди станут бодрей и здоровей. Хотя человеческое
тело во веки веков останется неизменным.
Вряд ли язык, на котором мы говорим, поменяется
существенно, но люди станут друг друга намного лучше
понимать. Преодолевать языковые барьеры станет проще,
потому что у людей обострятся чувства, они научатся лучше
считывать то, что вложено в слово, перестанут видеть только
его форму. Поэтому мы сможем без проблем поговорить с
китайцами.
Математик Арсений Акопян, о возбуждении фракталом и банальности чудес природы |
Меня всегда удивляло, как нематематики получают
удовольствие, разглядывая разные математические объекты.
Их дико возбуждают фракталы, золотые сечения, ленты
Мебиуса, всевозможные другие поверхности и прочее. Ну
что интересного в золотом сечении? Говорят, оно часто
встречается в природе... Ну конечно, часто встречается! Это
корень очень простого уравнения: x2 – x – 1 = 0. Чего тут
удивительного? 2, 3 и 5 тоже часто встречаются. Чем проще
определяется объект, тем чаще он встречается. Математики,
наоборот, очень сильно удивляются (или смеются), когда
какое-то естественно возникающее число практически равно
золотому сечению, но все же не равно ему. Такое тоже
бывает.
Кстати, многие математики воспринимают математику не
только как работу, часть физики, но и как искусство. Они
могут испытать очень глубокие эмоциональные переживания,
обнаружив неожиданные доказательства или конструкции, при
знакомстве с новыми идеями.
Для математика выглядит анекдотично, если за картинкой или
скульптурой не стоит никакой интересной математической
идеи, но при этом к ней прицеплен тэг «математика».
Хотя для меня представление о красоте и совершенстве
соответствует принципу «чем проще, тем лучше».