ТЕКСТ:
Мария Долгополова
УЧЕБНИКИ бывают разные — для самых маленьких и для взрослых, для школы и самостоятельного обучения, одобренные академиками и даже запрещенные. Но все они потенциально обладают огромной властью, потому что вкладывают в головы базовые установки, которые потом будут влиять на человека всю жизнь. В преддверии нового учебного года и к запуску постоянно обновляемого гида по книжным новинкам W→O→S изучил мир учебной литературы и выделил самые яркие экземпляры — как со знаком плюс, так и со знаком минус.
Экспертизу качества |
Елена Шустова, |
Я простой учитель высшей профессиональной категории. В школе преподаю с 1987 года, закончила МГПИ имени В.И. Ленина. Награждена медалью «Отличник народного образования». По просьбе методиста учебного округа занималась и апробацией, и экспертизой новых учебников. Но в издательстве не работала. За 25 лет работы в школе видела и хорошие, и плохие учебники. Они все время меняются. К сожалению, учитель не всегда имеет возможность выбрать то, что нравится, так как список присылают сверху, учебники определенным образом навязываются. Так что работаем с тем, что есть в библиотеке. Покупать книги запрещено. Та экспертиза, в которой я участвовала, была реальной. Я выбирала учебник по русскому языку для нерусских школ. Оценивала его по 30 критериям. Очень удачный. Такой бы в русские школы! Доступный, интересный, красочный. К сожалению, выходные данные сейчас не вспомню. |
Сотрудник издательства |
Книги, которые входят в учебно-методические комплексы «Перспектива» и «Школа России», пользуются большим спросом и имеют хорошие отзывы. Учебники составлены заслуженными авторами и входят в федеральные государственные образовательные стандарты. О плохих учебниках, если честно, говорить не принято. Продали — и ладно. Я работаю менеджером отдела реализации. Раньше регионы учебниками снабжала наша дочка — «Просвещение-регион», которую сейчас закрыли. Теперь у нас работает девять человек на всю страну — нагрузка большая, просто нереальная. Как вы, наверное, знаете, нас приобрела «Олма медиа групп», и сейчас мы самое большое издательство учебно-методической литературы в России. Но высшее руководство продолжает экономить непонятно на чем... Это очень неприятно. Если увеличить количество сотрудников, то работа будет выполняться быстрее и качественнее. Я, например, занимаюсь заказами школ Московской области, а это 71 район. В каждом районе есть школы — где-то пять, а где-то 50. Понимаете, какая это нагрузка? С каждой школой нужно заключить договор поставки, сделать всю необходимую документацию, накладные и так далее. Плохо спланированы тиражи учебников, часто подводит полиграфкомбинаты, учебников не хватает. Склад не справляется. Распределением тиражей занимается отдел маркетинга. Издательство боится, что останутся нераспроданные тиражи, а в итоге книг выпускается меньше, чем необходимо регионам. |
Виктор Матюхин, |
Я преподаю информатику, работаю в основном в сильных математических классах одной из гимназий, которая входит в топ-10 московских школ по рейтингу прошлого учебного года. В своей реальной практике учебники не использую, поэтому комментировать их не могу — я их все запишу в плохие. Конечно, это не принципиальная позиция, просто подходящего учебника нет. Скорее по каким-то темам есть какие-то книжки. Кстати, по ряду тем учебники вообще вредны. В нашей школе мы учим детей в первую очередь разбираться самим: дети пробуют, экспериментируют и ищут ответы в FAQ и технической поддержке (если дело касается программных или аппаратных компьютерных продуктов). |
Катя Морозова, |
Я училась на журфаке МГУ, на кафедре литературно- художественной критики, и моими основными учебниками были литературные произведения. Любой роман, или пьеса, или рассказ — да что угодно может научить, наверно, самому важному: думать и рассуждать. Ни один учебник, как бы хорош он ни был, этого не дает. В любых учебниках — от школьных до университетских — всегда довольно примитивное и сухое изложение фактического или теоретического материала, это может пригодиться для накопления какой-то базы в голове, но никогда не научит думать, то есть тому, чему надо учить всех школьников в первую очередь. И это большая проблема всей учебной литературы, ей не хватает воображения. Знаменитый эпиграф к набоковскому «Дару» («Дуб — дерево. Роза — цветок. Олень — животное. Воробей — птица. Россия — наше Отечество. Смерть неизбежна») взят, как известно, из учебника русской грамматики. Сомневаюсь, что из современных учебников можно взять что-нибудь и сделать частью художественного пространства текста. Разве что для какого- нибудь постмодернистского романа-пародии можно взять цитату из «шуриков» (самый известный учебник русской литературы называют так, потому что на обложках его двух томов изображены Пушкин и Блок. — W→O→S), что-то типа: «Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт, создатель современного русского языка». |