Состояние учебника

ТЕКСТ:
Мария Долгополова

Основы православной арифметики, учебник «олбанского», спасительные пособия, а также мнение участников рынка и экспертов

УЧЕБНИКИ бывают разные — для самых маленьких
и для взрослых, для школы и самостоятельного обучения, одобренные академиками и даже запрещенные. Но все они потенциально обладают огромной властью, потому что вкладывают в головы базовые установки, которые потом будут влиять на человека всю жизнь. В преддверии нового учебного года и к запуску постоянно обновляемого гида
по книжным новинкам W→O→S изучил мир учебной литературы и выделил самые яркие экземпляры —
как со знаком плюс, так и со знаком минус.

Учебники обычно пишут самые заслуженные из заслуженных, но неравнодушные родители всегда готовы выявить неудачные или просто вредные варианты. Они проводят свои независимые экспертизы, пишут жалобы в Российскую академию образования и Российскую академию наук, твитят и репостят — в общем, максимально привлекают внимание к вопиющим экземплярам.

Все обложки являются вымышленными

  • «Русский язык: 1 класс. Учебник-тетрадь по русскому языку для четырехлетней начальной школы»

    М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко

    По мнению некоторых родителей, именно эта серия учебников стояла у истоков «олбанского» — первоклассников учат писать так, как они слышат, руководствуясь фонетическим строем языка. Для того чтобы преподавать по этой книге, учителя проходят специальный тренинг, на котором объясняют логику издания. А вот у родителей, не имеющих филологического образования, говорят, мало шансов помочь своим детям с домашней работой. Читая родительские форумы с отзывами, понимаешь, что помощь требуется регулярно. Но это хотя бы весело: учебник- тетрадь по мере освоения наполняется йожиками, йаблоками, зимлиниками, мэлами и бруками. Впрочем, это пособие пользуется популярностью у иностранцев, изучающих русский язык.
  • «Введение в теорию журналистики»

    Е.П. Прохоров

    Один из самых одиозных учебников, по которому учат студентов журфака МГУ. Считается, что это пособие по предмету, изобретенному тем же профессором Евгением Павловичем Прохоровым (предмет известен на журфаке как «прохерня»). Стоит заметить, что дисциплины, начинающиеся со слова «теория», всегда вызывают у студентов вопросы, но тут автор переплюнул сам себя, написав «введение в теорию». Да еще и журналистики. Названия глав захватывают дух: «Понятие функции применительно к журналистике», «Проблема принципиальности журналиста», «Типы и методологические основы творчества».
  • «Окружающий мир. 1 класс»

    А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан

    Родители школьников, обучающихся по учебникам из серии «Школа 2100», провели самостоятельные расследования, пытаясь уличить авторов в непрофессионализме и доказать самим себе, что они еще не сошли с ума. Именно в этих учебниках детям рассказывают о звере «опоссуне» и о растении «веретеница дубравная» (на самом деле «ветреница»). Здесь же первоклассникам предлагают ответить на философский вопрос «Почему горожане ездят отдыхать на дачу в сельскую местность?». Дурной славой пользуются все учебники серии. Особенно возмущены родители выбранной для изучения литературой. Школьная подборка произведений для 6-го класса включает «Вия» и «Ночь перед Рождеством» Гоголя, «Орля» Мопассана, «Светлану» Жуковского, «Бесов», «Вурдалака» и «Утопленника» Пушкина. В 5-м классе дети изучают произведение Эдгара По «Убийство на улице Морг», в 7-м — рассказ «Синяя трава. Исповедь пятнадцатилетней наркоманки». Из года в год родители пишут жалобы в Российскую академию образования, основная претензия — появление у детей депрессии и страхов.
  • «Методы социологического исследования»

    В. Добреньков и А. Кравченко

    Учебник из скандальной серии соцфака МГУ «Фундаментальная социология», 15 томов которой были написаны двумя авторами в рекордно короткие сроки. После выборочной проверки выяснилось, что львиная доля всей серии — плагиат, заимствованная информация, с минимальной редактурой и без ссылок на первоисточник. Кроме этого, в вину авторам вменяют подмену понятий и размывание терминов. Например, в «Методах социологического исследования» Добреньков и Кравченко активно пытались убедить читателя в том, что известное всему социологическому миру понятие «структура анкеты» на самом деле является ее «композицией».
  • «Основы православной арифметики»

    В. Говоров

    Анализировать этот шедевр бессмысленно, достаточно привести пару цитат. Например, пассаж про отрицательные числа: «На числовой оси существуютъ только реальные числа, а никакiе ни "отрицательные" или "мнимые". Того, чего нетъ въ природе, нетъ и въ настоящей математике. Посмотримъ, откуда они взялисъ. Первымъ, кто употребилъ терминъ "отрицательные" числа въ 1202 году (по историче-скимъ хроникамъ), былъ итальянскiй купецъ Пизано, обозначая ими свои долги і убытки. А въ математический обиходъ этотъ позоръ офиціальной математики ввелъ Михаэль Штифель (M. Stiffel, 1487–1567) въ книге "Полная арифметика" 1544 года. Все эти выдумки — плодъ полного непониманiя сути и природы чиселъ. Въ этой книге мы съ вами разберемся съ "мнимыми числами" i избавимъ математику отъ этого хлама. А чтобы сделать это въ реальности, надо тому, кто утверждаетъ существованiе отрицательныхъ и мнимыхъ чиселъ, именъно въ этихъ величинахъ платить заработную плату. Уверяю васъ, онъ очень быстро поумнеетъ!» Интересно, что учебник написан на несуществующем языке: от дореформенного русского ему достались только «ъ» и «i» (они доступны на обычной клавиатуре), а вот как писать ижицу, авторы, видимо, не разобрались. И под занавес — отношение православных математиков к авторскому праву: «Для Божественой Защиты авторскихъ правъ вводится отличный отъ общепринятого Знакъ защиты авторскихъ правъ. Онъ представляетъ собой комбинацію Буковъ "слoвo — Слово" и "Тoръ — Торъ" и показанъ въ цветномъ и чорно-беломъ варіанте въ разныхъ масштабахъ... Такимъ образомъ, нарушеніе Авторскихъ Правъ будетъ караться не только въ правовомъ порядке, но и подвергаться Божественому Воздаянію».

Экспертизу качества
учебники проходят в двух инстанциях: в Российской академии наук (на соответствие последним представлениям наук о мире) и Российской академии образования (на соответствие учебников современным педагогическим методикам). На 2012–2013 учебный год Министерством образования и науки было рекомендовано (или просто допущено, если серия не закончена) более 2000 учебников

WHITE
LIST

Несмотря на то что ругать проще, чем хвалить, по-настоящему хорошие обучающие материалы дожидаются своего звездного часа. Однако среди качественных изданий чаще попадаются антологии или самоучители, а не учебники в привычном понимании слова.

И тут все обложки тоже являются вымышленными

  • «Основы курса истории России»

    А.С. Орлов, В.А. Георгиев, А.Ю. Полунов, Ю.Я. Терещенко

    Много раз переиздававшийся желтенький (в прямом значении) учебник, который все называют по фамилии одного из авторов — Орлова. Главное пособие для подготовки к школьным выпускным экзаменам по отечественной истории. Выбрана основная информация, все в сжатом виде, подача нацелена именно на подготовку к экзаменам. Такой своеобразный учебник-справочник. Им продолжают пользоваться и студенты гуманитарных вузов, где история не является основной дисциплиной.
  • «От символистов до обэриутов. Поэзия русского модернизма»

    ред. Н.А. Богомолов

    Незаменимая антология для всех изучающих историю русской литературы XX века. Одна из самых полных антологий по истории поэзии русского модернизма, в нее включены стихотворения, очень долго не публиковавшиеся в советское время. Редактор — профессор МГУ Николай Алексеевич Богомолов. Ничего лишнего, произведения говорят сами за себя.
  • «Элементарный учебник физики»

    Г.С. Ландсберг

    И школьники, и родители, и преподаватели сходятся во мнении, что ничего более понятного, чем этот учебник по элементарной физике, никогда написано не было. Как отметил один из преподавателей, суть физики не в формулах, суть физики в законах природы. Первичное — эксперименты, формулы вторичны. Учебник написан в занимательном, научно-популярном стиле. Трехтомник необходим всем, кто так и не осилил школьный курс физики, но еще не отказался от надежды его освоить.
  • «Педагогическая поэма»

    А.С. Макаренко

    Среднее между художественной литературой и учебником по психологии и педагогике, где слово на первый взгляд главнее метода. Однако книгу выдающегося педагога, заведующего колонией для подростков, можно разделить на кейсы — ситуации с положительным или отрицательным исходом; каждый кейс можно разобрать и применять в своей практике. Не учебник в прямом смысле слова, это произведение незаменимо при подготовке студентов любого педагогического вуза.
  • English Grammar in Use

    Рэймонд Мерфи

    Когда студенты спрашивали Мерфи, преподавателя английского языка, о дополнительных материалах по грамматике, он сначала только разводил руками. А потом начал составлять упражнения к правилам на обычных белых листах бумаги. Когда упражнений стало очень много, они внезапно сложились в стройную систему, и преподаватель понял, что из этого может получиться настоящая книга. В итоге по его учебнику занимаются студенты со всего света, а сам автор уже 25 лет только и делает, что работает над ее усовершенствованием. Темы в учебнике кембриджского издательства расположены в идеальном (без фанатизма) порядке. Картинки и схемы, иллюстрирующие грамматические законы, настолько однозначны, что у изучающих просто нет шансов чего-то не понять. Учебник по базовой английской грамматике написан на английском же языке, что некоторые изучающие считают минусом (некоторые пытаются учебник перевести). Наша редакция с этим абсолютно не согласна и советует от переводов воздержаться. Даже после десяти лет в школе и пяти лет в вузе безжалостного русского английского, грамматика ложится как по маслу, и о проблемах с ней можно забыть, кажется, навсегда.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Елена Шустова,
учитель русского
языка и литературы.

Я простой учитель высшей профессиональной категории. В школе преподаю с 1987 года, закончила МГПИ имени В.И. Ленина. Награждена медалью «Отличник народного образования». По просьбе методиста учебного округа занималась и апробацией, и экспертизой новых учебников. Но в издательстве не работала. За 25 лет работы в школе видела и хорошие, и плохие учебники. Они все время меняются. К сожалению, учитель не всегда имеет возможность выбрать то, что нравится, так как список присылают сверху, учебники определенным образом навязываются. Так что работаем с тем, что есть в библиотеке. Покупать книги запрещено. Та экспертиза, в которой я участвовала, была реальной. Я выбирала учебник по русскому языку для нерусских школ. Оценивала его по 30 критериям. Очень удачный. Такой бы в русские школы! Доступный, интересный, красочный. К сожалению, выходные данные сейчас не вспомню.

Сотрудник издательства
«Просвещение», пожелавший
остаться неизвестным

Книги, которые входят в учебно-методические комплексы «Перспектива» и «Школа России», пользуются большим спросом и имеют хорошие отзывы. Учебники составлены заслуженными авторами и входят в федеральные государственные образовательные стандарты. О плохих учебниках, если честно, говорить не принято. Продали — и ладно. Я работаю менеджером отдела реализации. Раньше регионы учебниками снабжала наша дочка — «Просвещение-регион», которую сейчас закрыли. Теперь у нас работает девять человек на всю страну — нагрузка большая, просто нереальная. Как вы, наверное, знаете, нас приобрела «Олма медиа групп», и сейчас мы самое большое издательство учебно-методической литературы в России. Но высшее руководство продолжает экономить непонятно на чем... Это очень неприятно. Если увеличить количество сотрудников, то работа будет выполняться быстрее и качественнее. Я, например, занимаюсь заказами школ Московской области, а это 71 район. В каждом районе есть школы — где-то пять, а где-то 50. Понимаете, какая это нагрузка? С каждой школой нужно заключить договор поставки, сделать всю необходимую документацию, накладные и так далее. Плохо спланированы тиражи учебников, часто подводит полиграфкомбинаты, учебников не хватает. Склад не справляется. Распределением тиражей занимается отдел маркетинга. Издательство боится, что останутся нераспроданные тиражи, а в итоге книг выпускается меньше, чем необходимо регионам.

Виктор Матюхин,
учитель информатики

Я преподаю информатику, работаю в основном в сильных математических классах одной из гимназий, которая входит в топ-10 московских школ по рейтингу прошлого учебного года. В своей реальной практике учебники не использую, поэтому комментировать их не могу — я их все запишу в плохие. Конечно, это не принципиальная позиция, просто подходящего учебника нет. Скорее по каким-то темам есть какие-то книжки. Кстати, по ряду тем учебники вообще вредны. В нашей школе мы учим детей в первую очередь разбираться самим: дети пробуют, экспериментируют и ищут ответы в FAQ и технической поддержке (если дело касается программных или аппаратных компьютерных продуктов).

Катя Морозова,
книжный обозреватель

Я училась на журфаке МГУ, на кафедре литературно- художественной критики, и моими основными учебниками были литературные произведения. Любой роман, или пьеса, или рассказ — да что угодно может научить, наверно, самому важному: думать и рассуждать. Ни один учебник, как бы хорош он ни был, этого не дает. В любых учебниках — от школьных до университетских — всегда довольно примитивное и сухое изложение фактического или теоретического материала, это может пригодиться для накопления какой-то базы в голове, но никогда не научит думать, то есть тому, чему надо учить всех школьников в первую очередь. И это большая проблема всей учебной литературы, ей не хватает воображения. Знаменитый эпиграф к набоковскому «Дару» («Дуб — дерево. Роза — цветок. Олень — животное. Воробей — птица. Россия — наше Отечество. Смерть неизбежна») взят, как известно, из учебника русской грамматики. Сомневаюсь, что из современных учебников можно взять что-нибудь и сделать частью художественного пространства текста. Разве что для какого- нибудь постмодернистского романа-пародии можно взять цитату из «шуриков» (самый известный учебник русской литературы называют так, потому что на обложках его двух томов изображены Пушкин и Блок. — W→O→S), что-то типа: «Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт, создатель современного русского языка».