Бум офисной культуры девяностых-нулевых породил такое
странное хобби, как выращивание лужайки в ящике стола
или в небольшой коробочке. Наряду с повсеместной йогой,
разгрузочным посещением бара и писанием блогов это
скромное увлечение формировало умонастроение целого
поколения. Забавно, что живущий в Берлине японский
художник Масаки Уметсу обращается к этому культу и
представляет его в виде малевичеобразной конструкции
из зеленых квадратов. Соединение офисного мещанства
с аллюзиями на авангардное искусство дает любопытную
картину. Зеленая утопия как бы наследовала утопии
художественной, однако художник не занимается тем, что
лишь перебирает и соединяет в необходимых пропорциях
различные элементы из бурного прошлого и не такого уж
спокойного настоящего.
Это уже не первое создание лужаек Масаки Уметсу. Ранее
он, как истинный буддийский монах, усердно заботился об
искусственных травяных покровах, превращая эти занятия
в целую ритуальную практику. При этом он не уходил в сторону
сайенс-арта. Скорее наоборот: он старался аккуратно
отмежеваться от этой области, не доросшей ни до
последовательного научпопа, ни до кунсткамерной
демонстрации чудес и диковинок. И можно констатировать:
это правильное решение, потому что вся эта недонаука в
выставочных пространствах ничего, кроме недоумения и
смеха, вызвать не могла. Точно так же он был далек от
искусства, ориентированного на природу и работающего с
мифической естественностью. Все это отсутствовало.
Зрителю предлагались огромные
цветовые лайтбоксы (без какого-либо конкретного
изображения, просто определенного оттенка) либо
аудиовизуальные инсталляции, основанные на случайных
сочетаниях образов из базы изображений. Свою задачу
художник видел скорее в организации пространства, чем
в подчинении его некой концепции. Поэтому говорить о
цельной экспозиции можно было только в общих словах.
Такой художественный подход можно воспринимать равно
как плюс и как минус в зависимости от обстоятельств, но
работает он явно лучше, чем соответствие таким нелепым
жанрам, как сайенс-арт.