ФИО: ФИО: Масаки Уметсу / Masaki Umetsu
Возраст: 34 года Категория: инсталляция, видео

Бум офисной культуры девяностых-нулевых породил такое странное хобби, как выращивание лужайки в ящике стола или в небольшой коробочке. Наряду с повсеместной йогой, разгрузочным посещением бара и писанием блогов это скромное увлечение формировало умонастроение целого поколения. Забавно, что живущий в Берлине японский художник Масаки Уметсу обращается к этому культу и представляет его в виде малевичеобразной конструкции из зеленых квадратов. Соединение офисного мещанства с аллюзиями на авангардное искусство дает любопытную картину. Зеленая утопия как бы наследовала утопии художественной, однако художник не занимается тем, что лишь перебирает и соединяет в необходимых пропорциях различные элементы из бурного прошлого и не такого уж спокойного настоящего.
Это уже не первое создание лужаек Масаки Уметсу. Ранее он, как истинный буддийский монах, усердно заботился об искусственных травяных покровах, превращая эти занятия в целую ритуальную практику. При этом он не уходил в сторону сайенс-арта. Скорее наоборот: он старался аккуратно отмежеваться от этой области, не доросшей ни до последовательного научпопа, ни до кунсткамерной демонстрации чудес и диковинок. И можно констатировать: это правильное решение, потому что вся эта недонаука в выставочных пространствах ничего, кроме недоумения и смеха, вызвать не могла. Точно так же он был далек от искусства, ориентированного на природу и работающего с мифической естественностью. Все это отсутствовало. Зрителю предлагались огромные цветовые лайтбоксы (без какого-либо конкретного изображения, просто определенного оттенка) либо аудиовизуальные инсталляции, основанные на случайных сочетаниях образов из базы изображений. Свою задачу художник видел скорее в организации пространства, чем в подчинении его некой концепции. Поэтому говорить о цельной экспозиции можно было только в общих словах. Такой художественный подход можно воспринимать равно как плюс и как минус в зависимости от обстоятельств, но работает он явно лучше, чем соответствие таким нелепым жанрам, как сайенс-арт.