Ретроспектива: велодорожки

От теории малых дел к самокатным войсковым подразделениям XIX века

в новой рубрике W→O→S «Ретроспектива» мы рассматриваем, как с течением времени менялись привычные нам вещи и явления. в первом выпуске — те самые велосипедные дорожки.
1980 год — наши дни

Экология и авангард

Бурное развитие велодорожек в конце XX века во многом совпало с развитием экологического движения. С 1980-х велодорожки триумфально возвращаются в Западную Европу: изучив экспериментальные проекты датских городов, Голландия и ФРГ принимают госпрограммы по переоборудованию проезжей части с учетом интересов велосипедистов. К началу уже этого столетия велосипедная инфраструктура появилась практически во всех столицах развитых стран.

Карго-культ на двух колесах

В России все попытки копировать зарубежный опыт пока проваливаются, несмотря на многочисленные инициативы московской мэрии и то что велосипедные дорожки стали расхожим примером теории малых дел — концепции мягкого давления на неэффективную власть.

Мэр Москвы Собянин на велодорожке

1970-е

В разгар топливного кризиса, зимой 1974 года, американские школьники вынуждены были добираться до школы на велосипедах.

На волне кризиса

Энергетический кризис 1970-х положил конец автомобильной утопии. Во многих странах Запада рост цен на бензин и стагнация промышленности сделали велосипеды жизненно важным средством передвижения. В этот период широко распространяется понятие utility cycling, то есть езда на велосипеде по делу, а не для развлечения. Езда на велосипедах стала активно пропагандироваться в СМИ.

Первые современные дорожки

Тогда же впервые появились велосипедные дорожки нынешнего типа: их стали прокладывать вдоль автомобильных трасс, чтобы эффективно использовать городское пространство. Этого удалось добиться благодаря тому, что в комитеты по строительству дорожек были допущены сами велосипедисты.

1950-е

Запустение после войны

Послевоенный экономический бум в странах Запада чуть не уничтожил велосипед как городской транспорт. Дешевизна автомобилей и необходимость добираться до удаленных мест работы привели к сокращению велосипедистов — даже в Голландии. Уже построенные велосипедные дорожки исчезали, уступая место парковкам и расширяющимся автомагистралям. В Западной Германии в 1960-е заброшенные велодорожки уничтожали.

Велосегрегация

Велосипедисты продолжали законодательно считаться пешеходами и почти не имели прав. В этот период получила распространение появившаяся в Швеции идея о том, что велосипедисты вообще не должны пересекаться с автомобильным транспортом. Лишь университетские городки оставались оазисами велокультуры.

1930-е

Нацисты-велосипедисты

Придя к власти, нацисты приняли законы о дисциплинировании велосипедистов, которыми были запрещены все их общественные организации. В то же время масштабное строительство дорог в Германии 1930-х годов сопровождалось повсеместным появлением сотен километров велодорожек. Эта практика была позже распространена и на оккупированные территории в Западной Европе.

На службе Третьего рейха

Велосипеды были по достоинству оценены вермахтом. Их активно использовали посыльные, а иногда верхом на них брали целые города. Примечательна история штурма Копенгагена в 1940 году: прибыв на теплоходе, немецкие военные, не встретив сопротивления, просто разъехались по городу на велосипедах.

1920-е

До 1929-го все хорошо

После Первой мировой войны на Западе начался экономический подъем. Миллионы людей приобретали автомобили, для которых были нужны новые дороги. Разгорался конфликт между автомобильным и, если так можно выразиться, велосипедным лобби. К примеру, британская организация велосипедистов СТС последовательно выступала против велодорожек, опасаясь, что их загонят в гетто.

Проекты дорожных репрессий

В этот период возникали самые причудливые проекты организации дорожного движения: от идеи полного запрета велосипедов на дороге (в Германии)до предложения запретить передвижения автомобилей по городу за исключением основных магистралей (Британия).

Мальчик, выигравший велосипед в конкурсе газеты Washington Times. 1921г.

1870-1910

Первая платная дорожка Cycle Way была построена в 1897 году в США.

Николай II на велосипеде.

XX век начинается

С 1870-х в США и Британии начали возникать движения велосипедистов «за хорошие дороги», а градостроители стали предлагать проекты отдельных полос для бициклов. Самая первая велодорожка появилась в Голландии: уже к началу Первой мировой велосипеды станут самым популярным видом транспорта в этой стране. Первая платная дорожка Cycle Way была построена в 1897 году в США — за 15 центов можно было проехать по освещенному путепроводу из Пасадены в Лос-Анджелес и обратно.

Николай II и лошади

В России после первого появления в 1880 году велосипеды были запрещены, потому что якобы пугали лошадей, но уже к началу XX века они получили широкое распространение в больших городах. При царе-велосипедисте Николае II в российской армии даже появились самокатные подразделения.