29 августа открылся 69-ый Венецианский кинофестиваль. Мария Кувшинова ведет трансляцию его событий — фотоблог на странице W→O→S в Фейсбуке и текстовые обзоры на сайте. Кроме того, в этом материале содержится база превью 20 самых интересных фильмов из конкурсных и внеконкурсных программ.
Музыкант (Олег Гаркуша) знакомится в бане с Бандитом и
узнает от него о существовании некой Колокольни «между
Петербургом и Угличем».
Из нее забирают туда, где
счастье, но не всех: большинство остается снаружи и
погибает. Вокруг Колокольни — постоянная ядерная зима и
заброшенные деревни. После бесконечно долгого кругового
движения
по Петербургу (в этот раз заменяющего характерные
балабановские «проходы») компания из четырех мужчин и одной
женщины отправляется
в путь. «Я тоже хочу» — реплика,
которую с простодушной детской обидой произносят персонажи,
когда узнают о существовании Колокольни: как же так,
неужели мне не положено счастье?
От Балабанова все время ждут последнего фильма, но «Я
тоже хочу» больше всего напоминает его первую работу —
«Счастливые дни»: тогда, как и сейчас, всем униженным и
оскорбленным было дано обещание счастья.
«Я тоже хочу» — первый балабановский фильм, снятый на
цифру, и он смотрится удивительно свежо; диалоги вызывают
хохот и врезаются в память, почти как в случае с «Братом»
(«Оттуда никто не возвращается, но патриарх велел всех
пускать», — говорит военный на въезде в Зону). Сам
Балабанов впервые появляется в кадре, на вопрос «Ты кто?»
отвечая с убийственной самоиронией: «Я режиссер, член
Европейской киноакадемии». В картине дебютирует его сын
Петр, и это такой детский фильм, в котором право на счастье
заявляется с непосредственностью и напором ребенка.
Хармони Корин снял совершенный фильм, у которого, похоже, нет шансов получить прокатное удостоверение в России. Трейлер фильма «Spring Breakers»
Четыре студентки колледжа хотят на весенние каникулы (как раз spring break) поехать во Флориду, но нет денег. Тогда трое, надев черные балаклавы, грабят соседский дайнер, а четвертая, по имени Фэйт («вера»), ждет в угнанной машине снаружи. Дальше — вожделенные пляжные вечеринки, арест, суд (перед которым они предстают в разноцветных купальниках) и знакомство с неожиданным покровителем по имени Alien (Джеймс Франко). Он — белый рэпер, вовлеченный в «любую незаконную деятельность», которая только существует на свете«. Alien влюблен во всех четверых, они отвечают ему тем же. В следующий раз на дело они пойдут вместе, девушек под конец останется двое, а их балаклавы станут розовыми.
Секс, страх, кровь, эксплуатейшен в Майами — новый фильм Корина надо описывать подробно, разбирая каждый кадр, или не описывать вовсе. Ранние фильмы Корина («Гуммо», «Джулиен-осел») во многом были визуальной медитацией, размытыми полароидными снимками. Spring Breakers — результат визуального обжорства, они впитали в себя все, что есть яркого в поп-культуре — от клипов Бритни Спирс до порно, от глянца до криминальной хроники.
Розовые балаклавы вызывают в разных концах зала легкую истерику. Пресс-конференции еще не было, там наверняка кто-то спросит про Pussy Riot, но, скорее всего, просто совпадение, во многом объясняющее международную реакцию на наши внутренние дела: эта бандитская шапка с прорезями, но в самой легкомысленной девической расцветке — действительно символ нашего времени.
Во многом это история взросления анонимной женской плоти (из всех четверых выраженный характер есть только у одной, брюнетки Фейт, и она покидает компанию раньше всех). Перебесившись, девочки в купальниках уезжают домой, чтобы навсегда зарифмоваться с тучной водительницей автобуса, или, окончательно стерев лицо, надевают розовые балаклавы. Радикализм или быт — третьего не дано — в Майами, далее везде.
Показанная в венецианском конкурсе «Пьета» —
Трейлер фильма «Пьета»
Два часа говорящие головы рассказывают, как создавался альбом Майкла Джексона Bad. Сам Джексон в документальной картине Спайка Ли Bad 25 появляется нечасто, это редкие и странные кадры, а также звуки — в фильм вошли аудиозаписи его занятий по вокалу. Из монологов музыкантов, продюсеров, хореографов, режиссеров мы узнаем, какой колоссальный труд стоял за каждой секундой альбома и шоу — так, ради клипа Smooth Criminal Джексон (сам он называл свои музыкальные видео короткометражными фильмами) пересмотрел всего Боба Фоссе и Фреда Астера. Герой раскрыт как профессионал, но почти до самого конца непонятно, каким он был человеком, пока в финале Ли не задает вопрос: «Как вы узнали о его смерти?», и каждый из двух десятков спикеров не может сдержать слез; объяснять ничего не нужно.
Сюжетом и объектом новой картины Терренса Малика
«К восхищению» является Ольга Куриленко, которая танцует, поет, прыгает, бормочет по-русски и по-французски и ненадолго отлучается из кадра, чтобы уступить место Рейчел Макадамс.
Мужчину, вокруг которого струятся две женщины, вроде как играет Бен Аффлек — молчаливое существо с челюстью и носом, тускло поблескивающее своим отсутствием. Диалогов почти нет, зато много классической музыки — от Шостаковича до Дворжака.
Первые кадры сняты как бы на мобильный телефон, остальные — на цифровую камеру, и ты вдруг понимаешь, насколько необратимо визуальный язык прежнего Малика повлиял на цивилизацию Instagram и насколько сам он отстал от своих продолжателей. Гигабайты подобных планов Парижа, острова Мон-Сен-Мишель можно теперь найти в социальных сетях — и они уже кажутся дурным тоном. Визуальная ода, созданная священной коровой американской режиссуры, оборачивается зубодробительной банальностью, склонность Малика к пафосному универсализму раздражала еще в прошлогоднем «Древе жизни».
В принципе, сейчас он мог бы стать идеальным режиссером свадебных видео.
«Мастер» Пола Томаса Андерсона заранее и постфактум — главный фильм Венецианского фестиваля. Героев двое: травмированный Второй мировой и плохой наследственностью моряк (Хоакин Феникс) и Мастер — писатель, ученый-мистик, харизматик, основатель новой религии, напоминающий Рона Хаббарда (Филипп Сеймур Хоффман). Мастер верит в прошлые жизни, моряк не верит ни во что — он просто балансирует все время на грани человеческого и животного. Их отношения становятся долгой мучительной процедурой экзорцизма — экзорцизма в мире, лишенном Бога и дьявола. Только человек, и весь мистицизм — тоже человеческое, слишком человеческое. Довольно трудно рапортовать о подобном зрительском опыте, тем более с колес, не подумав и не изучив контекст (фильм показали прессе утром в субботу), но каждый кадр этой картины оставляет ощущение соприкосновения с чем-то огромным, пугающим. Люди любят смотреть на экран и узнавать себя — свои чувства и мысли. Немногим художникам (особенно теперь) удается вызвать эмоции, о существовании которых ты никогда не догадывался раньше. «Мастер» погружает зрителя в состояние тикающего отвращения к герою и постоянной тревоги — как на пороге открытия, которое страшно совершить.
Трейлер фильма «Мастер»
Недавно в российский прокат вышел фильм Ульриха Зайдля «Рай. Любовь», премьера которого состоялась в каннском конкурсе. Это первая часть трилогии, вторую — «Рай. Вера» — сегодня показывают в Венеции; хрен-то этот фильм теперь получит в России прокатное удостоверение.
«Рай» был сложной конструкцией с большим количеством персонажей и внутренними рифмами (пожилая немецкая женщина едет секс-туристкой в Африку и сталкивается с липким цинизмом молодых людей, любовь которых пытается купить).
«Вера» — камерный фильм, в центре которого — отношения двоих, в которых появился третий, Иисус. Одержимая католичка живет со своим мужем-мусульманином, прикованным к инвалидному креслу (была авария). Но человек отодвинут ради любви к Богу: первая сцена в картине — самобичевание перед распятием.
«Вера» — сборник анекдотов о фанатизме, героиня (слишком схематичная, кстати, по сравнению с героиней «Рая») увещевает неверных, а неверные комически реагируют. Ближе к финалу — об это вряд ли кто умолчит — она мастурбирует распятием, и это, конечно, настоящий pussy riot, а все остальное — полумеры. В лучших моментах — группа молящихся просят о возвращении Австрии в лоно католичества, глядя в камеру. Режиссер повторяет прием, найденный им еще в 2003 году в документальном фильме «Иисус, ты знаешь»: это были монологи шестерых верующих, зритель там как раз занимал место Бога. Зайдль трактует свою героиню слишком однозначно (в отличие, скажем, от Кристиана Мунжиу, который в недавнем фильме «За холмами» показывает пугающую внутреннюю правоту фанатиков), фильм смотреть иногда интересно, иногда весело, иногда скучно, но за пределы анекдота он так и не выходит.
Трейлер фильма «Рай. Любовь»
Три года назад, когда в конкурс Венеции неожиданно включили фильм Херцога «Мой сын, мой сын…», Майкл Шеннон ездил с народом на вапоретто и никому не был нужен. Вчера на пресс-конференции внеконкурсного фильма «Ледяной» его рвали на части, изредка отвлекаясь на Вайнону Райдер. «Ледяной» Ариэля Вромена — ретро, история реально существовавшего киллера Ричарда Куклински, наемного убийцы, который за 20 лет прикончил то ли 100 (так в титрах), то ли 250 (так в интернете) человек. Фильм и его герой, сыгранный Шенноном, существуют в двух режимах: то самое графическое, как в комиксе, насилие чередуется с идиллическими сценами семейной жизни, почти как в кино 50-х. Жена (как раз Райдер), любящая, счастливая, обеспеченная, ничего не знала. Главное тут, конечно, Шеннон — странноватый и мягкий, он внезапно превращается в хладнокровного убийцу, не отягощенного рефлексией. Возможно, впервые он играет существо огромного, пугающего роста и почти сверхъестественной силы, и снова (как, например, в «Укрытии») его герой — человек, одержимый своей семьей.
Сцена из фильма The Iceman
Совершенно неожиданно канадская актриса Сара Полли сняла потрясающий фильм о своей семье. Stories We Tell — детектив, мокьюментари, исповедь и признание в любви к женщине, которую любили многие. Сара Полли исследует жизнь своей матери, открывая себе и зрителю семейные тайны: сначала — что ни фильма, ни режиссера могло не быть, потому что планировался аборт; потом — что отец, трогательно вспоминающий в кадре свою жизнь, был обманутым мужем и Сара родилась не от него. Монологи друзей, возлюбленных и родственников накладываются на кинохронику 70–80-x — настоящую и виртуозно стилизованную, неотличимую от настоящей. Уникальная история о необычной семье становится метафорой существования человека в контексте других людей: если кино может конкурировать с жизнью, то фильм Полли — ровно этот случай.
Трейлер фильма Stories We Tell
Во время диспансеризации женщина-кардиолог сообщает пациенту: «Мой муж изменяет мне с вашей женой». Мужчина погружается в липкий ужас, обо всех деталях измены узнавая со слов новой знакомой, в кадре — никаких доказательств; не мерещится ли это? «Диспансеризация» — такое обыденное слово, и, употребив его, мы как будто присоединяем героев к какой-то реальности и собственному опыту, но фильм Кирилла Серебренникова располагается в вымышленном декоративном пространстве, и это скорее глянец, чем универсальная психологическая драма. Примерно через час после начала «Измена» напоминает даже не подражание, а пародию на Звягинцева периода «Изгнания»; когда голубоглазая женщина, которая должна выдать справку о смерти, холодная (по замыслу) загадочная тварь, вдруг говорит герою: «Поцелуйте меня», в зале не трепещут, а хихикают. Отважная эротическая драма про паранойю и ускользающую близость, которая вроде бы должна отзываться в душе зрителя за тридцать, в очередной раз не срабатывает в выхолощенном глянцевом пространстве. Бывают такие фильмы, которые при просмотре вызывают сначала недоумение, потом неловкость; вот «Измена» — как раз такой.
Трейлер фильма «Измена».
«Фундаменталист поневоле» (The Reluctant Fundamentalist). Реж. Мира Наир
«Пятое время года» (The Fith Season). Реж. Петер Бросенс и Джессика Вудворт
«К восхищению» (To the Wonder). Реж. Терренс Малик
«Утроба» (The Womb). Реж. Брийанте Мендоза
«Отвязные каникулы» (Spring Breakers). Реж. Хармони Корин
«Беспредел-2» (Outrage Beyond). Реж. Такеши Китано
«Рай: вера» (Paradies: Glaube). Реж. Ульрих Зайдль
«Измена». Реж. Кирилл Серебренников
«Он был сыном» (È stat il figlio). Реж. Даниэле Чипри
«Страсть» (Passion). Реж. Брайан де Пальма
«Пьета» (Pieta). Реж. Ким Ки Дук
«Спящая красавица» (Bella addormentata). Реж. Марко Белоккио
«Что-то в воздухе» (Après mai). Реж. Оливье Асайас
«Любой ценой» (At Any Price). Реж. Рамин Бахрани
«Антон тут рядом». Реж. Любовь Аркус
«Я тоже хочу». Реж. Алексей Балабанов
Boxing Day. Реж. Бернард Роуз
«Захват» (Kapringen). Реж. Тобиас Линдхольм
Bad 25. Реж. Спайк Ли
«Гебо и тень» (O Gebo e a Sombra). Реж. Маноэль де Оливейра
Экранизация бестселлера Мохсина Хамида про брокера с Уолл-стрит, которого любовь и политика заставили вернуться в родной Пакистан и отрастить бороду. Режиссер картины, американка индийского происхождения, известна широкой публике благодаря другой экранизации — «Ярмарка тщеславия» с Риз Уизерспун. В 2001 году картина Миры Наир «Свадьба в сезон дождей» получила в Венеции «Золотого льва» — это был последний фестиваль под руководством директора Альберто Барберы, который после 11- летнего перерыва возвращается в прежнем качестве — и начинает все с начала.
Мир рушится, весна отказывается приходить, и за подступающей к деревне катастрофой наблюдают три ребенка: Алиса, Тома и Октав. В 2006 году бельгийский режиссер Петер Бросенс получил в Венеции приз за лучший дебют — фильм «Хадак», снятый в степях Монголии (Джессика Вудворт была соавтором сценария). В бельгийском кино в последние годы много интересных новых имен — Густ ван ден Берге, Булли Ланнерс, Николя Провост, так что страшноватую сказку Бросенса и Вудворт наверняка стоит посмотреть.
Тот самый «второй» фильм Малика (после победившего в Каннах «Древа жизни»), которого все так долго ждали и ради которого актриса Ольга Куриленко перечитывала Достоевского. «К восхищению» — драма об отношениях главного героя (Бен Аффлек) с тремя женщинами, одна из которых — его нелюбимая фиктивная жена.
Участник и призер Каннского, Берлинского и Венецианского фестивалей, Мендоза — едва ли не самый известный в мире режиссер из Филиппин. В его новом фильме филиппинская звезда Нора Анур играет женщину средних лет, которая живет на острове в окружении многочисленных соседей и переживает из-за своей неспособности родить ребенка.
В 1990-е Хармони Корин написал сценарий «Деток», снял «Гуммо» и «Джулиена-осла», прославился как главный вундеркинд американского независимого кино, потом надолго исчез, вернулся с пронзительным «Мистером Одиночество», а в 2009-м деконструировал человека и кинематограф в «Трахателях мусорных бачков». В «Отвязных каникулах», о которых охотно рапортует телеканал MTV, снялся Джеймс Франко и три американские поп-звезды — Селена Гомес, Эшли Бенсон и Ванесса Хадженс. Они играют однокурсниц, которые пытаются заработать на каникулы и ввязываются в опасные приключения.
Китано — венецианский режиссер по преимуществу, премьера многих его картин проходила именно здесь, после того как в 1993-м в конкурсе показали «Сонатину». Два года назад, после долгой саморефлексии и нескольких экспериментальных работ, он вернулся к своим якудза и снял первый «Беспредел» (2010) — самый успешный фильм режиссера в японском прокате. Теперь Китано надеется, что все поклонники картины захотят посмотреть и сиквел.
А вот это уже совсем интересно: только что в Каннах показали первую часть трилогии австрийского режиссера Ульриха Зайдля — «Рай: любовь», а вот уже и вторая — «Вера». В каннском фильме немолодая и простодушная немецкая дама едет в Кению, где якобы покупает секс, но на самом деле пытается купить любовь, безуспешно. Во второй части ее сестра отправится в религиозное паломничество, а в третьей — дочь попадет в лагерь для подростков с избыточным весом.
Дебют Кирилла Серебренникова в настоящем международном конкурсе (в 2006- м «Изображая жертву» победил на не самом престижном Римском фестивале). Продюсер Сабина Еремеева обещает чувственное кино и говорит, что это фильм о 35-летних людях, которые живут нормальной жизнью, пока не узнают об измене. В главных ролях — немецкая актриса Франциска Петри и македонский актер Деян Лилич.
Сицилийский режиссер Даниэле Чипри и его многолетний соавтор Франко Мареско (с которым они недавно расстались) сняли несколько довольно радикальных фильмов, в том числе запрещенный итальянской цензурой «Тото, который жил дважды» и «Возвращение Калиостро» — экстравагантный оммаж старому итальянскому кино. «Он был сыном» — история сицилийской семьи, которая оказалась в эпицентре бандитской разборки.
В 2007-м в Венеции была показана предыдущая режиссерская работа де Пальмы — снятая для канадской кабельной сети малобюджетная военная драма «Отредактировано». «Страсть» — вольный римейк недавнего фильма Алена Корно «Преступление из-за любви». Две героини, женщины в мире большого международного бизнеса (Рейчел Макадамс, играющая и у Малика, и Нуми Рапас), вступают в смертельную схватку друг с другом.
Некогда один из самых плодовитых режиссеров мира, несколько лет назад Ким Ки Дук надолго погрузился в отчаяние и саморефлексию, а в прошлом году, поседевший и измотанный, вернулся с безжалостным автопортретом «Ариран». Главный герой «Пьеты» — суровый одиночка, работающий на алчного ростовщика. Однажды он встречает загадочную женщину, которая называет себя его матерью.
Классик итальянского кино снял фильм о последних днях женщины, которая 17 лет провела в коме, — это путешествие по разным уголкам Италии, в каждом из которых персонажи пытаются узнать, в чем смысл жизни. В картине снялись Изабель Юппер и Тони Сервилло (он же играет у Даниэле Чипри).
Бывший кинокритик и сценарист, автор телевизионного эпоса «Карлос» и «Выхода на посадку», обращается к ранним 1970-м, когда Париж еще не пришел в себя после революционных потрясений. Главный герой студент Жиль попадает в атмосферу политического брожения и экзистенциальных поисков, не только в Париже, но и в Италии, и в Лондоне.
Картина Бахрани «На запчасти» (2007) попала в список 400 лучших фильмов всех времен, по мнению критика Роджера Эберта. Его новая работа — история молодого человека (Зак Эфрон) из семьи состоятельного фермера, который мечтает стать гонщиком вопреки воли отца (Деннис Куэйд).
Документальный фильм создателя журнала «Сеанс», кинокритика Любови Аркус об Антоне Харитонове — мальчике-аутисте. Съемки этой картины изменили жизнь не только Антона, но и режиссера, и людей вокруг. Рецензию на фильм можно прочитать тут.
Как всегда стремительно Алексей Балабанов — нечастый гость международных фестивалей — закончил свой 14-й фильм и оказался в программе «Горизонты». Пятеро героев отправляются на поиски Колокольни счастья, которая выберет только одного из них — а может быть, никого.
Новый фильм автора «Кэндимена» и «Мистера Ганджубаса», его третья вольная экранизация Льва Толстого, — до этого был Ivan XTC (по «Смерти Ивана Ильича») и «Крейцерова соната». «День бокса» — перенесенный в современность рассказ «Хозяин и работник», в котором купец и его работник едут в соседнее поместье покупать рощу. Герои Роуза — бизнесмен и его шофер, оказавшиеся в горах в декабрьскую непогоду (Boxing Day — 26 декабря, следующий день после Рождества).
Датчанин Линдхольм в 2010-м победил на фестивале в Гетеборге с тюремной драмой «Заключенный R», в которой (не в пример «Пророку» Жака Одиара) утверждалось, что в тюрьме нельзя стать никем — только мертвецом. Главный герой нового фильма — повар на грузовом корабле, который захватывают пираты.
Документальный фильм Спайка Ли — оммаж альбому и клипу Майкла Джексона Bad. Режиссер взял около 40 интервью у людей, помогавших Джексону в создании альбома и организации тура, а также у современных музыкантов, на которых Bad оказал сильное влияние.
Новый фильм старейшего режиссера мира (Оливейре 103 года) ждали в Каннах, но увидят экранизацию пьесы португальского писателя, журналиста и офицера Рауля Брандао в Венеции. В фильме о судьбе отца, спасающего сына, сыграли Майкл Лонсдейл, Жанна Моро и Клаудиа Кардинале.