Ревизия самой популярной российской соцсети

Текст: Мария Долгополова
Кирилл Савинов

Адский котел из порнографии, пиратского контента и идиотского юмора для прокрастинирующих школьников — именно такой диагноз поставила прогрессивная общественность социальной сети Павла Дурова. Но так ли страшен «ВКонтакте»? Для многих эта сеть — не личная страничка и не способ коммуникации, а возможность приобщиться к интересным тематическим сообществам. С каждым днем их становится все больше — благодаря в том числе вольному отношению к интеллектуальной собственности. W→O→S погрузился в самую популярную российскую социальную сеть, провел ревизию групп и пабликов, нашел много полезного и поговорил с людьми, для которых «ВКонтакте» стал инструментом познания мира.

Необходимое пояснение

Пользователей «ВКонтакте» часто смущает два вида сообществ: есть и группы, и так называемые паблики (публичные страницы). Понять разницу между ними непросто. Фактически это два этапа истории социальной сети. Поначалу существовали только группы, устроенные по принципу ЖЖ-сообществ. Затем, по аналогии с Facebook, появилась новостная лента. Вместе с ней возникла и концепция паблика — пользовательской страницы с расширенными функциями. Большинство новых сообществ — это паблики. Дожившие до сегодняшнего дня группы стали популярны еще до реформы.

ПОЛЬЗА

«ВКонтакте» — внушительная база контента, совершенно непохожего на то, с чем эта сеть обычно ассоциируется. Многим «ВК» заменяет весь утилитарный интернет-инструментарий — от газетных объявлений до сайтов знакомств.

Дарья, выпускница института «Стрелка», урбанист: «"ВКонтакте" — платформа, инструмент культуры. И еще что-то вроде телевизора: группы — каналы, френдлента — программа передач. И окно, витрина: прозрачность стекла, конечно, важна, но не менее важно и то, что внутри.

"ВКонтакте" хороший, единственное — многих пугает внешний вид. Когда они созреют для перемен в дизайне, их полюбят все. У меня, как у человека с образованием в области государственного и муниципального управления, есть идея. Парламент — общественное пространство, там должны быть представлены все слои общества, все люди, сферы. У нас парламент сейчас слишком однобок. А вот "ВКонтакте" — такое сверхобщественное пространство, только люди связываются с помощью интернета. И через какое-то время он может сыграть роль парламента, если мы научимся им правильно пользоваться».

Развернуть

Кирилл Балберов, модератор группы «Журналистика и журналисты»: «Я зарегистрировался в "ВКонтакте" еще тогда, когда Павел Дуров лично умолял это сделать. Помню, он оставил сообщение на форуме моего вуза с приглашением в социальную сеть.

Я отнесся к предложению скептически, написал что-то типа: "А чем это лучше «Одноклассников»?" Дуров ответил, чем лучше, причем какими-то умными словами доказывал свою правоту. Недавно перечитывал его ответ и удивился, насколько он был прав. Группу создал потому, что в "ВКонтакте" тогда еще почти ничего не было, у группы и номер-то 223».

Развернуть

Павел, администратор группы «Теория Большого взрыва»: «Группа, посвященная сериалу про гиков, была создана 31 марта 2008 года еще одним администратором и моей хорошей знакомой Алиной.

В тот момент группой особо никто не занимался, я же захотел сделать ее более удобной. Начал трудиться над меню, перезаливал серии, старался облегчить поиск. Примерно в это время и наступил пик роста количества пользователей — был перерыв между вторым и третьим сезонами. В данный момент мы — вторая группа этого сериала по численности. Работаем не ради популярности, это, можно сказать, мое хобби».

Развернуть

Виталий Рыжков, администратор группы Kino Panda: «Я стараюсь не лезть на рожон и не заливаю горячие новинки, идущие сейчас в кинотеатрах. Когда "ВКонтакте" только открылся, я был первым, кто уже залил всех "Симпсонов", по сезонам сделал удобную навигацию.

В то время приходилось все делать вручную, в сутки заливалось от 300 видеороликов объемом 300- 500 Мбайт. Я тогда работал на местного провайдера, где тоже закачивал фильмы для локальных сетей Санкт- Петербурга — новинки кино, сериалы. Сейчас "ВКонтакте" стал проще и удобнее — необязательно заливать самому, можно просто добавить кино или музыку на свою страницу или группу. Отследить можно все, конечно, но и посадить всех пользователей по статье "Распространение" не удастся. Я считаю, что наши перспективы вполне радужные, пусть борются с детской порнографией, а радости кинематографа не трогают. Если бы можно было легко заключить контракты с правообладателями, я был бы только за, но, к сожалению, это не так. А если и получится договориться, то придется открывать отдельный сайт — дополнительная морока мне не нужна, тем более коммерческие перспективы такого сотрудничества туманны».

Развернуть

«Книги, изменившие мою жизнь». Сообщество книголюбов. Особенно полезно для составления списков, обсуждения и обмена уже прочитанными книгами — электронными и бумажными.

«Сериалы на английском». Одна из лучших групп, посвященных сериалам на английском языке. Сейчас в группе около 10 000 эпизодов телевизионных фильмов как с субтитрами, так и без. Кладезь для изучающих язык.

«Как это переводится, чувак?» Еще одна группа для изучающих язык. Паблик с пятью-шестью обновлениями в день и обязательно на английском. Если подписаться на несколько подобных сообществ, лента станет англоязычной, а ведь это уже не прокрастинация.

«Тут аренда». Админы группы — риелторы с умеренно-хорошим вкусом. Каждый день они отбирают два-три лучших предложения из базы ЦИАН и сдают пользователям Сети (конечно, за комиссию). Так, от нечего делать пролистывая френдленту, можно найти квартиру.

E:\music\ Разветвленная сеть пабликов, посвященных музыке. Один из лучших пиратских инструментов в социальной сети. Кроме общего паблика существуют десятки дочерних с разделением по жанрам.

«Конференции, семинары, гранты, бизнес-идеи». Паблик, агрегирующий информацию по доступному образованию — от обучения за границей до бесплатных онлайн-курсов.

«Интересная планета — сообщество путешественников». Группа для поиска единомышленников, обмена информацией и вдохновением.

«USA. США. Все об Америке». Более узко ориентированное туристическое сообщество, в котором помогают решать практические вопросы (например, работа в США летом или иммиграция).

«Шедевры рекламы». За короткий срок администраторы группы научат, что такое хорошо и что такое плохо в рекламе.

«Вакансии для хороших людей». Поиск работы, не выходя из социальной сети. Эта и подобные группы позволяют мобилизовать большое количество людей для краткосрочных проектов или тяжелой работы.

«Лучшие видеолекции». Собрание огромного количества образовательных видеолекций. Главное — не пугаться интерфейса.

«Photo Journal Pro — журнал о фотографии». Во «ВКонтакте» десятки хороших групп, посвященных фотографии по разным категориям.

ХИПСТА

Открыв профайл любой барышни 13-30 лет, с большей долей вероятности можно найти подписки на несколько пабликов с лаконичными названиями. Красивые фото девушек с розовыми волосами, море с белоснежным песком, снятое на старый «Зенит», воротнички рубашек с шипами крупным планом, интерьеры с большими окнами, фотографии выдающихся домашних библиотек и только по- настоящему стильные котики. Все это сопровождается треками новейших групп, взятыми с сайтов Stereogum и Pitchfork.

Паша Безменя, создатель паблика «.смотри,чтоянашел»: «Многие скажут, что это хипстерство, мы скорее говорим о новом эстетстве. В паблике собраны фотографии и иллюстрации на совершенно разные темы — от моды и музыки до актуальных трендов в социальной жизни.

Без чернухи. Без несмешных комиксов. Без мемов и прочих, на наш взгляд, неинтересных вещей. Наш паблик — это СМИ 3.0. Публика получает визуальную информацию и составляет свою картину реальности, хотя и без политики. Мы даем концентрированный визуал и формируем правильный на наш взгляд вкус. Изначально я выкладывал картинки у себя в профайле, но понял, что лучше это делать в отдельной группе — люди, которые лезут в друзья, мне совсем не нужны. Начал вести группу, потом паблик, и сейчас там 50 000 и 40 000 человек соответственно. Мы не идем на поводу у подписчиков — часто люди пытаются что-то прислать, но это не соответствует тому контенту, который я отбираю на свой вкус. Фото с котиками неизменно популярны — где-то в глубине есть кот в тренче с 1000, кажется, лайков. О публике могу судить только по тем фото, которые выкладываются в группу, — по мне, так приятные ребята. Как минимум они не сидят на лавочках с полторашками пива, а ищут что-то интересное».

Развернуть

Майя Лаврова, юрист, 23 года: «Мне нравится группа "смотри,чтоянашел", потому что там красивые картинки, я даже нашла прототип своей татуировки. Но главное — кто-то за меня собирает их по интернету, а мне потом удобно смотреть в одном месте.

Я вообще визуал и от просмотра получаю большое удовольствие. А паблик No models смотрю, потому что там много красивых девушек, шмоток и аксессуаров. Не могу сказать, что получаю какую-то полезную информацию, просто нравится. Раньше источником вдохновения для меня был LAM — следила за материалами про моду и иллюстраторов. Теперь редко туда захожу. Не то чтобы он испортился, просто там не так удобно. Должна быть регулярная наполняемость, качественный контент, возможность перепоста».

Развернуть
.смотри,чтоянашел FASHIONISM Пособие по мраморной эротике
Музыка не для всех I <3 ART NOMODELS
other waves 69 SIN WITH ME F U C K L I V E
Model tests, snapshots, polaroid shots wedding inspiration Ideas and Decor
Космос и зерно

Темная сторона

Как бы ни значительна была эволюция российского интернет-флагмана, он по-прежнему остается бездонным кладезем сомнительного контента. Хорошие и плохие шутки без тормозов, кричаще безвкусные псевдомудрости «про жизнь» — по меньшей мере это отличный материал для социального антрополога.

Лена Шабунина, студентка ГИТИСа, 22 года: «Не могу сказать, что люблю трэшовые группы в "ВКонтакте", там страшно в прямом смысле слова, но я заглядываю периодически, "тупо поржать".

Много мата и неоправданной жестокости. Почему смотрю — не знаю, может, я слишком хорошая. Интересно, что изначально было много инкарнаций группы "ЯСМП", их поначалу банили, потому что там творился реальный ад, но ребятки живучие оказались. Вообще это все таракана напоминает — вот совершенно бесполезное нечто, но при этом надоедливое и живучее».

Развернуть

Константин, школьник, 16 лет: «Публичные страницы с юмором делятся на два типа. Первые троллят в открытую — MDK, например, не скрывают, что издеваются над своими посетителями.

Но люди все равно не понимают и бесятся, когда там появляются шутки про Цоя и "Икарус" или сразу все спойлеры Бэтмена. Есть более крутые страницы, например "Пацанские статусы". Чтобы понять их, нужно или самому угорать по пацанской теме, или посещать страницы с пацанскими цитатами — картинки и текст подобраны так, чтобы максимально над пацанами поиздеваться. Но это все равно как бы умные страницы, потому что по-настоящему большая посещаемость у таких пабликов, как iFeed, — там 2 млн подписчиков, притом что юмор всегда был плохим. Зато паблик работает как агрегатор с малых групп и с сайтов. Между группами идет постоянная война за то, кто первым запостит картинку и кто у кого украл, даже сделали водяные знаки различных групп».

Развернуть

Оля Абрамова, школьница, 13 лет: «Я состою в очень многих группах — 465, если быть точной.

Мне больше всего нравится группы о котах-воителях. Коты-воители — это серия книг, в каждой книге по 30 с лишним страниц. Всего четыре цикла, в каждом по шесть книг. У меня у самой есть группа, посвященная им. Вообще в ближайшее время я собираюсь выйти из многих сообществ и оставить только самые главные. Вот группы, в которых я точно останусь: "Коты-воители", "Племя звезд и Луны", "Конкурсы и информация о героях", "Много опросов и приколов"».

Развернуть

«Орленок». Несмотря на почти полное отсутствие оригинального контента, эта страничка поможет окунуться в мир юмора «ВКонтакте», построенного на бытовом шовинизме, шутках про гашиш и обсуждении неудачных фотографий.

«У любви нет религии, у бога нет нации». Группа о толерантности и любви между представителями разных народов. Несмотря на благую идею, злоупотребление словом «любовь» и обилие глубокомысленных изречений не позволяют воспринимать сообщество серьезно.

«Не для гламурных сучек и пафосных сынков!» Страница, посвященная исключительно превосходству отечественных автомобилей и их крутых хозяев над остальным человечеством.

«Я женщина, и значит, я богиня». Страница, заполненная фотографиями младенцев, цветов и облаков.

MDK. Короли трэша в «ВКонтакте». Кроме агрегирования фотографий и комиксов со всего интернета, занимаются изощренными провокациями. Единственная проблема — несоответствие ожиданий посетителей и хозяев страницы. Когда в этом паблике появляются действительно хорошие шутки, пользователи массово покидают сообщество.

«Что я прочитал — чего я ждал — что я получил». Пародия на клубы книголюбов. Простой комикс из трех картинок рассказывает все про книгу. Не всегда остроумно, но почти всегда объективно.

«Клуб ненавистников пуделей». Члены этой группы ведут крестовый поход против собак означенной породы. Естественно, группа полностью состоит из фотографий пуделей и глумления над комментариями их сторонников.

«Наши дневники». Закрытая группа для тихого глумления над попытками и без того не толстых людей сбросить несколько килограммов.

«Трахни нормальность». Юмор и «философские изречения» вперемешку с рекламой и картинками со всего интернета. После знакомства с этой группой неподготовленная публика и начинает ненавидеть «ВКонтакте».

«Дерзкие». Темная сторона модных сообществ. Публичная страница, посвященная отношениям и красивым фотографиям. Уже через несколько постов возникает желание закрыть страницу и никогда на нее не возвращаться. Впрочем, 400 000 подписчиков так не считают.

«Мутки». Одна из крупнейших страниц с цитатами, излюбленным жанром «ВКонтакте». По 2000 лайков набирают изречения типа «С возрастом начинаешь понимать, что ожидание лета гораздо более приятно, чем оно само».

«Ты упоротый, что ли, сука?» Шутки про наркоманов с фотографиями антропоморфных предметов и ландшафтов. Во вселенной «ВКонтакте» всё имеет право на существование.