С помощью W→O→S вы можете
на несколько минут вернуться в прошлое.
База диафильмов будет пополняться каждую неделю.

текст:
Иван Чувиляев

Диафильмы — безотказный ностальгический маркер, который касается всех, кто хотя бы немного захватил жизнь в СССР. Как и многое другое, нашел свое место в современной культуре. В октябре в Петербурге, Орле и Москве прошел первый фестиваль новых диафильмов «Диазавр» — компания фанатов рисованных историй на пленке собрали коллекцию работ, сделанных такими же, как они, диаманами. Мы же предлагаем вам посмотреть в хорошем качестве с экрана компьютера старые, всем знакомые диафильмы из детства, а также вспомнить историю их появления.

В первом выпуске:
(выбирайте в меню слева)

«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Сельма Лагерлёф «Гулливер в стране лилипутов». Джонатан Свифт «История с ушками» (по мотивам повести Валентина Катаева «Белеет парус одинокий») «Приключения доисторического мальчика». Эрнст д’Эрвильи

Диафильмы — такое пракино, существуют они по принципу первых проекционных аппаратов (в частности, пресловутого laterna magica). Коробка, внутри нее — линза и источник света. Вместо пленки — любые прозрачные поверхности, на которые наносился рисунок. Вместо экрана — клубы дыма. Одними из первых такие аппараты стали использовать иезуиты, которые демонстрировали прихожанам ужасы преисподней. Так что можно считать, что диафильмы появились в середине XVII века, а в эпоху Просвещения, в числе прочего благословенную и для авантюристов, стали едва ли не главным орудием труда мошенников и пройдох всех масштабов. В частности, волшебный фонарь использовали для пущей убедительности в спиритических сеансах. Начиная с XIX века проекторы стали использовать институтские преподаватели — в качестве иллюстративного материала к лекциям. С появлением движущихся картинок статичные изображения потеряли популярность и остались разве что в школьных классах и институтских аудиториях. Уже оттуда они перекочевали в дома просвещенных семейств. В СССР диапроекторы и фильмы для них начали массово выпускать в 1930 году, когда была основана студия «Диафильм». Широкое распространение проекторы с диафильмами получили в 1970-е — когда появились первые доступные и легкие в использовании модели. Тогда же «Диафильм» выпустил свои главные хиты по мотивам классических сказок.

Производили рисованные истории в основном на студии «Диафильм», реже — на «Леннаучфильме», «Киевнаучфильме», «Грузия-фильме» и даже Ташкентской киностудии. Тиражированием диафильмов занималось подразделение Госкино — ровно те же фабрики в Рязани, которые печатали копии картин для проката. Помимо собственно пленок с картинками и подписями, выпускались пластинки со звуковым сопровождением. Правда, такие записи выпускали только к самым по каким-то причинам важным рассказам и сказкам; они начинали самостоятельную жизнь уже в отрыве от диафильмов.

Отдельной профессии — художник диафильмов — не существовало: здесь не столько работали, сколько подрабатывали либо мультипликаторы, либо книжные и журнальные иллюстраторы. Скажем, соавтор Иванова-Вано и Караваева, классиков советской мультипликации 1960-х Анатолий Савченко аккуратно воспроизводил на пленке классические мультяшные сюжеты — про Карлсона, Чебурашку и троих из Простоквашино. При этом прибежищем для нонконформистов диафильмы (по причине массовости, что ли) так и не стали, в отличие от детских книжек, над которыми работали художники масштаба Ильи Кабакова или Виктора Пивоварова.

Сказки

Репертуар домашних кинотеатров — проверенная классика: сказки братьев Гримм и Гауфа, сказки народов СССР, мойдодыры, айболиты и поэзия Агнии Барто.

Рассказы

Время от времени в репертуар диафильмов попадали не совсем детские истории, например рисованные рассказы Конан Дойла о Шерлоке Холмсе.

Учебники

Учебные диафильмы выпускали для откровенных додиков — во всяком случае расчет был на то, что ребенку очевидно не хватает информации, которую он получает в школе, и кровь из носу надо побольше узнать про Междуречье, завоевания Александра Македонского и битвы наполеоновских войн. Правда, обо всем этом тут рассказывалось и вправду не в пример интереснее, чем в учебниках, хотя картинки были очень похожи.

По мотивам фильмов
и мультфильмов

Странный маркетинговый ход эпохи застоя: видимо, предполагалось, детям обычного «Ну погоди!» по центральному телевидению недостаточно.

Микрофильмы

Самый интеллектуальный, вовсе не детский и знакомый каждому, кто хоть раз обращался в библиотечные отделы редкой книги, формат: чтобы читатели не мусолили газеты 1840 года выпуска и рукописные фолианты, библиотекари выдают им пленки с отснятыми в читабельном разрешении раритетами. Как правило, работники залов микрофильмов — самый страшный сорт библиотекарей. Среди таковых была, например, замечена слепая женщина, опознающая карточки по запаху и на ощупь.

1

55