Манеру игры в футбол можно разделить на жанры и направления. Мы отправили известных тренеров и игроков (преимущественно наших современников) в семь воображаемых сборных — от классицистической до сюрреалистической.

Нажимайте на портреты ключевых игроков, чтобы прочитать о них.

Классицизм

Футбольный классицизм — строгая оборона и универсальная, «творческая» полузащита, способная не только доставить мяч нападающим, но и соорудить из ничего гол-шедевр. Помимо строгого тактического механизма, важный элемент футбольного классицизма — свод моральных правил. Для классицистов безупречная репутация не менее важна, чем слаженность на поле. Самые яркие примеры таких команд — «Реал» времени «Галактикос» и «Милан» нулевых. Такая сборная будет играть по хорошо знакомому и универсальному построению «ромб» (4-4-2), подчеркивающему главные игровые достоинства классицистов — универсальность и высокую культуру паса.

Тренер:
Фабио Капелло

Фанат оперы и порядка, Фабио Капелло известен прежде всего тактической грамотностью — его команды могут играть и от себя, и от противника, сочетая слаженность в обороне и расчетливость в атаке. Главное околофутбольное орудие итальянца — дисциплина. Он не терпит опозданий на тренировки, лишних килограммов у игроков и не позволяет им выходок на поле. В сегодняшнем грязном футболе Дон Фабио кажется пришельцем из XIX века. Итальянец любит работать с такими же игроками — исполнительными и универсальными — и терпеть не может недорослей вроде Кассано. Капелло не признает авторитетов и часто ссорится с руководством, считая свое слово последним. Оттого итальянцу нелегко прижиться в командах, где есть функционеры, сующие нос в его дела, как это было со сборной Англии или в «Реале».

Примитивизм

Примитивизм в футболе существовал всегда, но теперь исторически британскими приемами (регбийным ритмом игры, быстрыми флангами и слепыми забросами вперед) пользуются преимущественно андердоги и аутсайдеры. Примитивисты сегодня — это и «Сток» с «Вест Хэмом», и «Томь» с «Амкаром». К самым успешным примитивистам можно отнести немецкую сборную рубежа веков, а также «Баварию» и «Байер» того же времени. В России примитивистские воззрения укреплял газзаевский ЦСКА середины нулевых. В такой команде превыше всего ценятся надежность и телосложение, а действия в атаке в основном сводятся к индивидуальным подвигам лидеров. Самая простая и понятная тактика для такой команды — это 4-4-2 с обилием поперечных пасов между защитниками, разительными контратаками и чернокожими нападающими-убийцами, способными забить из любого положения и любой частью тела.

Тренер:
Сэм Элердайс

Идеологический противник Арсена Венгера и проповедник исконно британских ценностей, Сэм Элердайс является примитивистом не только по обстоятельствам, но и по убеждениям: какой бы командой он ни руководил, играть его подопечные будут просто и эффективно. Элердайс выстраивает тактику на матч от соперника — Большому Сэму просто не нужна игра первым номером.

Романтизм

Футбольный романтизм — это ориентированный на атаку, эффектный футбольный стиль. Главное правило: «Забьем на один больше, чем соперник». Романтизм часто сопряжен с трагедией, ведь служение высшим футбольным идеалам совсем не гарантирует успех, особенно сегодня, когда симуляция, затяжка времени и прочие футбольные хитрости стали нормой. Самое романтичное построение — знаменитое 4-3-3, чей золотой век пришелся на 70-е, когда голландцы, применившие эту схему впервые, добились успехов на международной арене.

Тренер:
Зденек Земан

Земан — идеальный кандидат на роль тренера романтиков. Бесконечно верный своим идеалам, Земан выбрал не победы и трофеи, а любовь к игре. В течение 30 лет Земан бессменно играл по схеме 4-3-3, пропагандируя атакующий футбол, при этом не добыв ни одного трофея. Чех, похоже, ни о чем не жалеет — его последнее явление футбольному миру (недолгая командировка в Рим) лишний раз доказало, что меняться он не собирается.

Реализм

Реалисты не тяготеют ни к благородству классицистов, ни к идеалам романтиков — для таких команд важен результат, которого реалисты добиваться умеют. В целом развитие реалистического футбола идет именно в этом направлении: в лаборатории «Милана» разрабатывают уникальную методику тренировок, позволяющую держать игрока в форме хоть до 40 лет, скауты «Удинезе» способны предугадать развитие игрока задолго до того, как тот вообще решит стать профессиональным футболистом, а методы Лобановского до сих пор применяются особо пытливыми тренерами — футбол уже превратился в гонку вооружений, и реалисты вооружены лучше всех. Невозможно точно определить схему игры сборной реалистов — в зависимости от актуальной тенденции они варьируют тактику, играя в то, что приносит результат сегодня.

Тренер:
Жозе Моуриньо

Апологета современного футбольного реализма, Моуриньо не просто так называют Особенным. Не существует такого трофея, который не мог бы выиграть этот тренер: он доказал это в не самом сильном по составу «Порту», в только-только расцветающем «Челси», в нестабильном и разобщенном «Интере», а теперь пытается сделать то же самое в прагматичном «Реале». Парадокс заключается в том, что команды Особенного никогда не играют в особенный футбол. Португалец не витает в облаках и не выстраивает кружевных атак — он хорошо знает, что может сработать здесь и сейчас. Моуриньо пойдет на все ради победы: он знает, когда надо прибегнуть к провокации, а когда — к холодному расчету. Говорящий на шести языках, Жозе выжимает из игроков все соки, не оставляя им иного выхода, кроме победы.

Нигилизм

Команда нигилистов может позволить себе то, чего не могут другие. Нигилисты, на корню отрицающие осмысленность человеческого существования, не пекутся о репутации и часто славятся асоциальными выходками на поле и вне его. Тем не менее нигилисты нередко становятся символами и легендами клубов, лишний раз подчеркивая, что футбол — это прежде всего пролетарская игра. Футбольная тактика обычно не самая сильная сторона нигилистов. Им все равно, каким способом выказывать свое отвращение к современному миру, но лучше всего подходят классические, проверенные временем 4-4-2.

Тренер:
Паоло Ди Канио

Паоло Ди Канио был бескомпромиссным игроком. Умение выгрызать газон на протяжении всех 90 минут, упертость быка и итальянский темперамент сделали его идолом для каждого поклонника «Вест Хэма», а радикальность взглядов и привычка выбрасывать руку в характерном фашистском приветствии до сих пор восхищают римлян, симпатизирующих «Лацио». В 2011 году Ди Канио возглавил английский клуб «Суиндон Таун», где также не стесняется проявлять свой характер. Команда показывала неплохие результаты, но бескомпромиссность Ди Канио и парочка едких высказываний вынудили руководство расстаться с итальянцем.

Сюрреализм

Футбол сюрреалистов больше всего похож на сон. Команда состоит сплошь из одиозных личностей — вне поля они поджигают дома и выдают эксцентричные интервью, а на поле поражают общественность своими действиями и внешним видом. Непостоянство — синоним футбольного сюрреализма, игроки этой сборной способны как на подвиги, так и на величайшие провалы даже внутри одного матча; в любом случае, чтобы ни творила эта команда на поле, наблюдать за ней всегда интересно. Что касается тактики, тут сюрреалисты придерживаются правила «Чем хуже, тем лучше». Следить за современными веяниями, по понятным причинам, они считают лишним, потому играют по старомодной тактике с последним защитником и тремя невменяемыми нападающими — 1-3-3-3.

Тренер:
Раймон Доменек

Человек, подбирающий состав на матч согласно велениям звезд, как никто другой подходит на должность тренера сборной сюрреалистов. Доменек совершенно не в силах контролировать команду и не понимает тактических хитростей игры. Он определенно проводит большую часть своей жизни в нереальном, сонном мире.

Барокко

Склонное к излишеству и обилию деталей, футбольное барокко сформировалось как отдельный стиль относительно недавно. Барокко строится вокруг многочисленных передач как в центре поля, так и у чужих ворот. Представители барокко не могут просто занести мяч в чужие ворота — они должны сделать это прежде всего красиво и со вкусом, чтобы радовался не только глаз, но и ум зрителей. В таком футболе много всего — много передач, много финтов, много разных, часто своеобразных ударов.

Тренер:
Арсен Венгер

За свою долгую карьеру Венгер успел побывать и классицистом, и реалистом, и романтиком, но все же все его главные достижения в футбольной мысли обычно принято связывать с «Арсеналом» начала нулевых. Клуб из северного Лондона при французе заиграл в совершенно иной футбол, чем прежде; еще до тики-таки Венгер-романтик поставил «Арсеналу» настоящий барочный футбол — с обилием передач и контролем мяча. Заложник собственных идей, Венгер теперь не отступает от своих находок, несмотря на то что футбол безнадежно ушел вперед. Современная вариация построения 4-3-3 лучше всего отражает достоинства барочного футбола. Когда такая команда владеет мячом, оторвать глаз от игры сложно.

Зинедин Зидан

Главный французский футболист конца 1990-х — середины 2000-х годов обладал незаурядной техникой, которая практически не позволяла сопернику отобрать у него мяч. Имея за плечами серьезную карьеру, игрок по-настоящему прославился в 1998 году, ознаменовав тем самым начало новой футбольной эпохи — эпохи Зидана. Говоря об игре полузащитника, важно помнить, что он мог быть незаметным на протяжении всей игры, а потом решить все одним касанием, как это произошло в финале Лиги чемпионов 2002 года или в финале чемпионата мира 2006 года. В первом случае этот результативный удар был нанесен по воротам, а во втором — по солнечному сплетению Марко Матерацци (но даже это не испортило репутации Зидана). Француз защищал свою честь — так решила мировая общественность.

Дэвид Бекхэм

Эталон классического правого полузащитника. Бекхэм не умел бить левой, играть головой и отбирать мяч, но он всегда был отличным парнем, а его навесы и штрафные компенсировали все недостатки. C возрастом Бекхэм не растерял технику, но поумнел как игрок и начал чаще действовать в центре, дирижируя атаками из глубины. Немаловажно, что англичанин выступает как просветитель: жертвует деньги на благотворительность, учит детей по всему свету играть в футбол и привозит олимпийский огонь в Англию. Бекхэм — последний из «классиков» 90-х, играющий на высоком уровне, в нем (кроме него, пожалуй, еще в Андреа Пирло сейчас сосредоточена сама связь времен.

Робин ван Перси

Голландский форвард обладает всеми качествами, которые необходимы классическому нападающему. Он высокий, сильный, умеет играть головой, обладает хорошим ударом и дриблингом; к тому же Перси хорош в подыгрыше и на поле он — прирожденный лидер. У голландца, кажется, нет недостатков, кроме травматичности. Но в последних сезонах удача сопутствует стеклянному ван Перси. Вообще ван Перси со своей манерой игры и сединой в висках кажется каким-то приветом из прошлого — он нападающий в исконном смысле слова.

Икер Касильяс

Касильяс всю карьеру провел в одном клубе — стал его капитаном, лидером и символом. В 19 лет он вышел в финал Лиги чемпионов и с тех пор почти никогда не возвращался на скамейку запасных, в 27 он стал чемпионом Европы, в 29 — мира, в 31 — опять Европы... Касильяс очень хороший вратарь, если не сказать великий. Он стабилен: редко допускает ошибки, большинство мячей берет за счет выбора позиции, но в то же время хорошо и вовремя умеет прыгнуть. Его авторитет не подвергается сомнению, и в сборной, состоящей из непримиримых врагов каталонцев и мадридцев, его слушаются и чужие, и свои. Возможно, именно в нем заключается секрет феноменального успеха испанцев на международной арене — он исключительно хороший футболист и очень мудрый и нужный человек в раздевалке. Высоким идеалам поведения он учился у самого Рауля, а его прозвище Святой говорит само за себя. Настоящий положительный герой.

Сейду Думбия

Классический таран, он может продавить, ударить из любой точки, забить головой. Думбия на первый взгляд прост и предсказуем, но его дриблинг и физические данные позволяют забивать много и по-разному. Такой игрок вряд ли попадет в суперклуб, но в средней команде способен показать феноменальный результат. Не обладающий никаким особым талантом, Думбия умудряется забивать почти так же часто, как выходить на поле. Идеально откликается на дальние передачи и обладает отличным приемом мяча.

Арьен Роббен и Уэсли Снайдер

Карьеры двух нидерландцев во многом схожи: яркий дебют, длительное становление и всемирный успех в 2010 году, а затем — стремительная деградация. По правде говоря, в красивый и умный футбол Роббен и Снайдер играли только поначалу — с каждым следующим годом они прибавляли в мастерстве (удар, дриблинг), но теряли в смекалке. Уже в самом успешном для обоих сезоне 2009/2010 оба показывали довольно однообразную, славную исключительно индивидуальными подвигами игру. Голландцы до сих пор способны из ничего сотворить гол, но для командной игры в пас такие не подходят. Идеальные кандидаты для сборной примитивистов, где в полузащите нужны узкоспециализированные и дающие гарантированный результат футболисты.

Арьен Роббен и Уэсли Снайдер

Карьеры двух нидерландцев во многом схожи: яркий дебют, длительное становление и всемирный успех в 2010 году, а затем — стремительная деградация. По правде говоря, в красивый и умный футбол Роббен и Снайдер играли только поначалу — с каждым следующим годом они прибавляли в мастерстве (удар, дриблинг), но теряли в смекалке. Уже в самом успешном для обоих сезоне 2009/2010 оба показывали довольно однообразную, славную исключительно индивидуальными подвигами игру. Голландцы до сих пор способны из ничего сотворить гол, но для командной игры в пас такие не подходят. Идеальные кандидаты для сборной примитивистов, где в полузащите нужны узкоспециализированные и дающие гарантированный результат футболисты.

Братья Березуцкие

Братья с богатырскими лицами являются носителями исконных оборонительных ценностей. Березуцкие в защите играют наверняка, при первой возможности выносят мяч, без проблем идут в стык. Несмотря на нескончаемые слухи о глупости братьев, Березуцкие продолжают уверенно играть в сборной и раздавать любопытные интервью (вот это или это), из которых становится ясно, что примитивизм на поле есть всего лишь игровая стилизация, не имеющая прямого отношения к скудоумию. Истинные прогрессивные примитивисты.

Братья Березуцкие

Братья с богатырскими лицами являются носителями исконных оборонительных ценностей. Березуцкие в защите играют наверняка, при первой возможности выносят мяч, без проблем идут в стык. Несмотря на нескончаемые слухи о глупости братьев, Березуцкие продолжают уверенно играть в сборной и раздавать любопытные интервью (вот это или это), из которых становится ясно, что примитивизм на поле есть всего лишь игровая стилизация, не имеющая прямого отношения к скудоумию. Истинные прогрессивные примитивисты.

Александр Филимонов

Настоящая икона среди вратарей-примитивистов. На выходах играл только ногами вперед, на своих защитников орал что есть мочи. Виновник главной национальной трагедии 90-х, Филимонов так и не пришел в себя после досадной ошибки. Реабилитировался только недавно, выиграв чемпионат мира по пляжному футболу. Сейчас по Филимонову принято скучать — людей с такой внешностью и вправду не хватает современному футболу.

Гаиска Мендьета

Говоря об испанском полузащитнике, хочется применить такое опостылевшее клише, как «свободный художник». В случае с Мендьетой так и было: когда Гаиска получал мяч, он мог придумать все что угодно. Проблема Мендьеты была в том, что он в одиночку мог решить исход игры, но для этого кто-то из его одноклубников должен был постоянно снабжать его мячом. Как только его заставляли забирать мяч у соперников самому (такое произошло после его перехода в римский «Лацио»), Мендьета сник и перестал играть на том же уровне. Трудоспособность очень редко сочетается с природным талантом, коим полузащитник обладал в избытке.

Джордж Бест

Бест — представитель тех романтичных времен, когда футболисты походили на рок-звезд и Джордж, прозванный за модную прическу Пятым Битлом, вел разгульный образ жизни, подобающий знаменитостям. Он был гениальным футболистом и гениальным пьяницей. Согласно манкунианским легендам, Бест последним выходил из бара, и первым прибегал на тренировку. Пятый Битл умудрился переспать с тремя обладательницами титула мисс мира, стать легендой «красной» половины Манчестера и на 20 минут завязать с женщинами и алкоголем в 69-м. 25 ноября 2005 года Беста не стало, он умер после неудачной пересадки печени. Проводить футболиста в последний путь собралось более 100 000 человек, что лишний раз подтвердило его же слова: «Боль проходит, а слава длится вечно»!

Йохан Кройф

Голландский нападающий, ставший символом сразу трех великих «атакующих» команд — «Аякса», «Барселоны» и сборной Голландии 70-х, Йохан Кройф — живая легенда, он и есть романтический футбол во плоти. Современники считали его лучшим футболистом мира после Пеле, а новые поколения обращаются к нему за советом как к пророку. Кройф, который уже отошел от футбольных дел, до сих пор является негласным хранителем традиций «Барселоны» и «тотального» футбола вообще, и каждый новый тренер каталонцев обращается к нему за советом.

Марко Баллотта

За свою почти 30-летную карьеру вратарь с профилем Цезаря успел побить два рекорда долголетия (Баллотта стал самым возрастным игроком, выходившим на поле в серии А и в Лиге чемпионов), выиграть несколько кубков и влюбить в себя болельщиков «Лацио». Баллотта никогда не был великим вратарем, но свои недостатки он компенсировал трудолюбием и фанатичной преданностью идеалам игры. В 44 года, покинув Рим, вратарь перебрался в клуб восьмого по значимости итальянского дивизиона Calcara Samoggia, где переквалифицировался в нападающего и принял участие в 37 матчах, забив 24 мяча. Какой вратарь втайне не мечтал об этом!

Криштиану Роналду

Настоящий реалист, играющий в самой прагматичной и строгой команде современности — моуриньовском «Реале». К Роналду можно относиться по-разному, но отрицать его величие может только идиот. Криштиану стремится быть лучшим во всем, и у него это, надо признать, получается. За последние несколько лет, проведенных в тени Месси, португалец вырос из плаксивого полузащитника в мощного (габариты говорят сами за себя) и по-взрослому самоуверенного крайнего нападающего. Роналду является идеальным кандидатом на главную роль в сборной реалистов уже хотя бы потому, что его потрясающая техника и голевое чутье вызывают восхищение даже у главного тренера команды — Жозе Моуриньо.

Клод Макелеле

Цепкий фундаментальный полузащитник, выполняющий огромный объем черновой работы, не всегда заметной зрителю. Макелеле, как однажды точно подметил Моуриньо, это не фамилия, а амплуа. И действительно, значение полузащитника для команды сложно переоценить — его уход из «Реала» совпал с окончанием эры «Галактикос», а старение в «Челси» — с концом эпохи Моуриньо. Макелеле обыкновенно держал пульс команды под контролем, он первым встречал соперника с мячом и первым же начинал собственную атаку. Француз не стеснялся мелкого фола, жестких подкатов и без проблем хватал за майку — Макелеле настоящий реалист, он знал, что это никак не повредит его репутации. Этого опорника уважали и боялись.

Дидье Дрогба

В ивуарийском нападающем Дидье Дрогба куда больше настоящего, обычного человека, чем в любой другой футбольной звезде. Дрогба добился всего своим трудом и настырностью: поздно перебравшись в «Челси», он всего за несколько лет стал легендой клуба и заслужил это прежде всего своей фантастической самоотдачей. Мощный африканец, при возможности он будет подыгрывать себе руками, провоцировать соперника, незаметно расталкивать защитников, он может даже симулировать на глазах у всего мира и не чувствовать себя виноватым. Дрогба без проблем выпрашивает у рефери карточки для соперника — он вообще может сделать все что угодно ради победы команды.

Оливер Кан

Немецкий вратарь с внешностью лесника-эсэсовца, Оливер Кан никогда особо не заботился о репутации — свое дело, защищать ворота, он умел лучше всех в мире, и этого было достаточно. Кан в одиночку вытащил Германию в финал ЧМ-2002, привел Баварию к триумфу в Лиге чемпионов и наполучал кучу индивидуальных призов. Болельщики недолюбливали Кана и дразнили Гориллой — на поле вратарь действительно становился диким и без угрызений совести на выходах ломал и кусал соперников. Оливеру было наплевать на общественное мнение, результат он ставил превыше всего: летящий банан не заставлял его плакать, а лишь будил аппетит. Однажды он поймал его и съел. Человек-функция, человек-машина, настоящий немец.

Робин Фрайдей

Человек, однажды накакавший в сумку своего противника, просто не мог не попасть в эту сборную. Одиозный нападающий «Рединга», ставший легендой клуба в 70-х, когда команда болталась на грани 3-го и 4-го английского дивизиона, славился своим поистине нигилистским образом жизни. Робин Фрайдей вне поля открыто принимал наркотики, сидел в тюрьме, пьянствовал и воровал надгробия с кладбищ, не забывая при этом уже на поле регулярно зарабатывать красные карточки и развязывать драки. Несмотря на свой очевидный талант, Фрайдей так и не сыграл ни одного матча в высшем дивизионе, что вряд ли сильно расстраивало его. Он отрицал само понятие успеха.

Стюарт Пирс

Стюарт Пирс по прозвищу Психо был классическим британским защитником в те времена, когда британский футбол начал потихоньку исчезать с карты Европы. Арсен Венгер уже привез на остров континентальный футбол, а в сборной Англии до сих пор играл фанат Sex Pistols и дипломированный электрик Стюарт Пирс. Панк по убеждениям, Пирс на протяжении всей своей жизни испытывал отвращение к обществу и его нормам и, уже будучи тренером объединенной сборной Великобритании, наплевал на всеобщие мольбы взять в команду золотого мальчика Дэвида Бекхэма.

Роман Широков

В скрытном и стремненьком российском футбольном мире Широков — настоящий бунтарь, одиночка, плюнувший на систему. Он не подбирает выражений и называет вещи своими именами: сборную Словакии — колхозом, плохие поля — огородом, а Малафеева — посредственностью. На первый взгляд может показаться, что Широков романтический герой-правдоруб, но полузащитника выдают его манеры — Широкова сложно назвать джентльменом или хотя бы мужиком, а его красноречие напоминает о Шарикове.

Геннадий Тумилович

Из высказываний одиозного белорусского вратаря можно составлять антологии житейской премудрости — чего стоит хотя бы вот это или это изречение. Но белорус боролся с несправедливостью не только словом, но и делом: он мог ударить плохого человека кулаком на поле (удары исподтишка он считал недопустимыми), а мог и вовсе покинуть поле в знак протеста. Попасть в большой клуб ему помешал характер, но зато за свою карьеру Тумилович повидал многое и накопил с десяток обнажающих правду баек. А еще белорус однажды угнал клубный автобус.

Марио Балотелли

Истинный итальянец с ганскими корнями лучше всего умеет забивать сумасшедшие мячи и зарабатывать удаления на ровном месте. Прирожденный сюрреалист, на поле его оружие — провокация и подсознательная, почти первобытная футбольная гениальность. Балотелли или феерит, или весь матч проводит в ступоре, напрочь забывая не только как играть, но и как надевать манишку. Простор для выражения собственных причуд Марио находит и за пределами футбольного поля. Неудачные запуски петард на заднем дворе дома, парковка дорогого спорткара в женской тюрьме и раздача денег прохожим. Балотелли, кажется, специально притягивает неприятности, чтобы потом явить миру футболку с надписью «Why always me?».

Юрий Ковтун

Автор двух самых сюрреалистичных мячей в истории футбола: первого — в свои, второго — в чужие ворота. В этих двух эпизодах весь Ковтун — с его не поддающимися объяснению действиями. Юрий мог в одном матче сотворить что-то феноменальное, а в другом — привести своим же несколько голевых моментов. Несмотря на то что Ковтун играл на позиции левого защитника, в обороне россиянин играл весьма посредственно, останавливая вражеские атаки в основном посредством нарушения правил. За всю карьеру Ковтун нахватал рекордное для российского футбола количество карточек.

Неймар

Внешне больше похожий на азиатскую поп-звезду, чем на латиноамериканского футболиста, Неймар вобрал в себя все самое худшее, что есть в футболе (и даже Пеле негодует), но его финты продолжают восхищать школьников и поверхностных ценителей игры. Кажется, бразилец очень быстро понял, что к чему в современном футболе, и принялся эпатировать, меняя прически каждый месяц и притягивая к себе внимание прессы и болельщиков. На поле бразилец в ажиотаже своих финтов может легко запамятовать, в какую сторону бежать и где ворота соперника, зато на следующий день не забудет шокировать общественность своим новым имиджем. Возможно, со временем Неймар исправится, но отрицать его артистический талант, а главное, умение этот талант продавать (свойственное всем великим сюрреалистам) нельзя. Очень странный человек.

Фабьен Бартез

Экс-голкипер сборной Франции и «Манчестер Юнайтед» отличался прежде всего своей эксцентричной лысиной, которую так любил целовать Лоран Блан, а уже во вторую очередь артистичной манерой игры. Бартез был символом непостоянства — он мог выдать гениальную пятиминутку игры, вытягивая все летящие в сторону ворот мячи, а затем промахнуться мимо мяча и пропустить глупейший гол. Ошибки Бартез совершал на протяжении всего своего пути, доказывая при этом, что удачную карьеру можно построить на одном только ярком образе. Даже в свои лучшие сезоны Бартез был прежде всего великим артистом, а уже потом хорошим футболистом.

Деннис Бергкамп

Изящный нападающий, обычно переправляющий мяч в ворота соперника своим фирменным ударом-тычком, Бергкамп был крайне полезен и в командной игре. За сезон голландец обычно отдавал с десяток голевых передач, удачно используя свой дриблинг и умение играть в одно касание. Бергкамп — настоящий барочный футболист, слишком красивый и слишком изящный для своего неизящного времени.

Тьерри Анри

Главная находка прыткого ума Арсена Венгера, Тьерри Анри начинал свою карьеру как вингер, а заканчивает как величайший нападающий последних 20 лет. Способности, обретенные французом на позиции крайнего полузащитника — скорость, разрезающий пас низом и угловатый дриблинг, — помогли ему уже на позиции нападающего. Символ атакующего футбола новой формации, француз никогда не был единоличником и успел поиграть в главных барочных командах современности — «Арсенале» и «Барселоне», но любовь нейтральных болельщиков он заработал своей эффектной и умной игрой.

Патрик Вьера

Еще один венгеровский футболист, навсегда изменивший представление мира о значении и роли опорника. Да, француз был жестким и грубым трудягой, но в то же время обладал феноменальным пасом. Точный и быстрый пас Вьера обычно начинал атаки, а не завершал их. С трудом уловимым касанием мяча Вьера менял вектор атаки — он дирижировал игрой из глубины. Неудивительно, что на место француза в «Арсенал» в свое время пришел другой барочный футболист с обычными для этого направлением корнями — каталонскими.

Йенс Леманн

Прекрасный вратарь, просидевший всю молодость за спинами Кепке и Кана, раскрылся уже в довольно преклонном для футболиста возрасте. Леманн всегда был мастером пошутить (вот так или так) и считался специалистом по невозможным сейвам и сериям пенальти. В самой важной серии пенальти в своей карьере — против аргентинцев в четвертьфинале домашнего мундиаля — Леманн использовал уникальную тактику. До матча немец вместе с тренерским штабом изучил привычки бьющих пенальти аргентинцев и перед тем, как тот или иной футболист подходил к мячу, Леманн доставал запрятанную в гетры шпаргалку. Например, про Камбьяссо там было написано: «Ждать. Оставаться на месте. Левый угол». Леманн стал в одночасье национальным героем и образцом футболиста-интеллектуала, а еще в свое время забил два очень важных мяча с игры.