Я Господь, Бог твой;
да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
епископ Александр: |
Леша Ивановский: |
«Этой заповедью Господь Бог указывает человеку на Самого Себя как на источник всех благ и как на руководителя всех поступков человека. Следуя этой первой заповеди, человек должен стараться познавать Бога и свои поступки направлять к славе Его имени. На этот руководящий принцип в наших намерениях указал Господь Иисус Христос, научив нас просить в молитве: "Да святится имя Твое!" Таким образом, в первой заповеди дается направление умственной и волевой деятельности человека, и этим закладывается фундамент его жизни. Вот почему эта заповедь занимает первенствующее место среди других заповедей. Она устремляет духовный взор человека к Богу и говорит ему: пусть Господь будет первым предметом твоих мыслей и стремлений. Познание Бога считай самым драгоценным знанием, Его волю — высшим авторитетом, служение Ему — жизненным призванием. Первая заповедь обнаруживает все превосходство десяти заповедей над законодательствами других народов, как древних, так и современных, тем, что кладет веру в основу морали и жизни. Опыт показывает, что нравственность можно строить только на религиозной почве, потому что без Божьего авторитета все человеческие принципы оказываются условными, шаткими и неубедительными. Об этом свидетельствует история развития стоицизма, эпикурейства, учения Пифагора и современных этических систем вроде этики Канта. В наше время первая заповедь так же актуальна, как много тысяч лет тому назад. Современный человек перегружен всякими знаниями, а о Боге и Его участии в своей жизни часто имеет самое тусклое представление». |
«Классический тоталитарный тезис. Наше солнце самое яркое. Руководство наше — самое мудрое. Я бы предпочел что-то более похожее на предложение в рыночной экономике: "Вот такие у нас правила, нравится — присоединяйся, не нравится — делай как хочешь". С такой заповедью не удивляет благородная традиция "крестить огнем и мечом", то есть силой». |
|