Протоиерей Александр Кирюхин, клирик Ильинского храма города Апрелевка:

Леша Ивановский, безбожник:

«На тему десяти заповедей столько всего написано, трудно быть оригинальным. Но смысл-то один. Наш Господь дал нам заповеди один раз и на все времена. Это наша проблема, если мы считаем их непонятными или невыполнимыми. Говорят, сейчас уже в школе детям непонятен Пушкин и нужны дополнительные комментарии. Зато в странах, претендующих на то, чтобы их национальные языки распространялись по миру, специально создают возможности для изучения этих языков и у себя, и за границей. Например, во Франции запрещены все англоязычные слова и вывески. Попробуйте там кого-нибудь спросить по-английски, и вам никто не ответит, даже менеджер из справочной в аэропорту. Потому что они любят и знают свой язык и гордятся им. А другая сторона этого вопроса заключается в том, что многие и не собираются соблюдать эти заповеди, оправдываясь различными обстоятельствами, в том числе и мнимой их непонятностью».

«Первое, что поражает нерелигиозного человека в десяти заповедях, — их случайность. Если это те самые десять главных правил, которые "в мраморе отлиты" и спущены на землю, то подборка кажется как минимум странной. (Сами скрижали, конечно же, утрачены при разграблении храма Соломона.) Есть, например, заповедь "Не лжесвидетельствуй" — очень разумная, но она кажется довольно второстепенной рядом с проблемой рабства в те времена, вот заповедь "Рабство запрещено" была бы крайне уместна, но, как и обычно, всезнающий и всеобъемлющий бог создает документ, удивительно точно отражающий именно время создания, не произнося ничего нового. Так что я бы считал заповеди просто документом эпохи — это такой социальный договор, который, чтобы соответствовать XXI веку, должен быть сильно пересмотрен и дополнен. Считать заповеди основой морали и подтверждением того, что "нравственность можно строить только на религиозной почве", мне кажется крайне недалеким, если не сказать глупым. Все современные завоевания морали, начиная с отмены рабства и вплоть до равноправия мужчин и женщин, — контррелигиозны. В заповедях рабы (упомянуты дважды) и женщины — собственность хозяина. А первые четыре вообще посвящены тому, как правильно почитать бога. Как их можно считать основой хоть чего-то разумного — ума не приложу. Внутренний нравственный закон, которому так удивлялся Кант, имеет в нас глубокие эволюционные корни и достался нам от далеких предков. Про это лучше меня рассказывает Александр Марков во втором томе своей отличной книги «Эволюция человека» или, например, Robert Wright в книге The Moral Animal.

Я Господь, Бог твой;
да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

епископ Александр:

Леша Ивановский:

«Этой заповедью Господь Бог указывает человеку на Самого Себя как на источник всех благ и как на руководителя всех поступков человека. Следуя этой первой заповеди, человек должен стараться познавать Бога и свои поступки направлять к славе Его имени. На этот руководящий принцип в наших намерениях указал Господь Иисус Христос, научив нас просить в молитве: "Да святится имя Твое!" Таким образом, в первой заповеди дается направление умственной и волевой деятельности человека, и этим закладывается фундамент его жизни. Вот почему эта заповедь занимает первенствующее место среди других заповедей. Она устремляет духовный взор человека к Богу и говорит ему: пусть Господь будет первым предметом твоих мыслей и стремлений. Познание Бога считай самым драгоценным знанием, Его волю — высшим авторитетом, служение Ему — жизненным призванием. Первая заповедь обнаруживает все превосходство десяти заповедей над законодательствами других народов, как древних, так и современных, тем, что кладет веру в основу морали и жизни. Опыт показывает, что нравственность можно строить только на религиозной почве, потому что без Божьего авторитета все человеческие принципы оказываются условными, шаткими и неубедительными. Об этом свидетельствует история развития стоицизма, эпикурейства, учения Пифагора и современных этических систем вроде этики Канта. В наше время первая заповедь так же актуальна, как много тысяч лет тому назад. Современный человек перегружен всякими знаниями, а о Боге и Его участии в своей жизни часто имеет самое тусклое представление».

«Классический тоталитарный тезис. Наше солнце самое яркое. Руководство наше — самое мудрое. Я бы предпочел что-то более похожее на предложение в рыночной экономике: "Вот такие у нас правила, нравится — присоединяйся, не нравится — делай как хочешь". С такой заповедью не удивляет благородная традиция "крестить огнем и мечом", то есть силой».

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

епископ Александр:

Леша Ивановский:

«Этой заповедью Господь запрещает человеку создавать себе кумиров — вещественных или воображаемых, служить им, преклоняться перед ними и воздавать какие-либо почести. Писалась эта заповедь во времена, когда идолопоклонство было болезнью человечества. В то время отдельные люди и целые народы обоготворяли разные стихии природы, небесные светила, изображения людей, животных, всяких страшилищ — все, в чем темное суеверие видело что-то необъяснимое, сверхъестественное. Ветхозаветная вера, а затем христианское учение принесло людям светлое учение об едином Творце вселенной, любящем Отце, заботящемся о людях. С веками христианская вера вытеснила древние суеверия почти повсюду, и язычество сейчас ютится только в немногих уголках мира, как остатки прежней тьмы, — частично в Японии, Китае, Индии, среди диких племен Южной Америки и Африки, доживая свои последние дни. Для современного человека буквальное поклонение идолам немыслимо и даже смешно. Тем не менее если не буква, то дух второй заповеди, запрещающей преклоняться перед чем-либо, кроме единого Бога, нарушается многими. Современными кумирами стали богатство, земное счастье, физические удовольствия, преклонение перед вождями и лидерами. Идолом делается наука, когда ее голос противопоставляется вере. Является идолом все то, к чему человек чрезмерно привязывается, чему отдает свои силы и здоровье в ущерб спасению своей души. Страсти: наркомания, пьянство, курение, азартные игры, чревоугодие — все это жестокие кумиры несчастного грешника».

«Тут черным по белому написано, что иконы запрещены. Но наверняка я неверно трактую, и теологи найдут какой-нибудь казуистический аргумент, что икона — это не "изображение того, что на небе вверху". Ну и самое важное: "Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня" — это еще что такое? Заставлять выполнять свои указы угрозами — это так мудро и великодушно. Опять тоталитарная логика — либо по-нашему, либо вырежем всю семью. Классический Ветхий Завет. О каких основах морали тут говорить?»

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

епископ Александр:

Леша Ивановский:

«Этой заповедью запрещается неблагоговейное употребление имени Божия, например в пустых разговорах и шутках. Грехами против третьей заповеди являются божба, то есть легкомысленное употребление клятвы, богохульство, кощунство, нарушение обетов, данных Богу, клятвопреступление и призвание Бога в свидетели в пустых житейских делах. Имя Божие должно произноситься со страхом и благоговением, потому что оно обладает величайшей силой. Человеческому слову с призванием имени Божия повинуется природа, о чем существует немало рассказов в Библии. Книга деяний святых апостолов повествует о многих чудесах и изгнании бесов, совершенных именем Христовым. Поэтому имя Божие следует употреблять, собрав свои мысли, — в молитве и в серьезной беседе о Боге».

«Даже комментировать нечего. "Тот-кого-нельзя-называть"».

Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

епископ Александр:

Леша Ивановский:

«Этой заповедью Господь Бог велит трудиться в течение шести дней и заниматься нужными делами, к каким кто призван, а седьмой день посвящать на служение Ему и на святые дела. К угодным Ему делам относятся: забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Слова Божия, просвещение ума и сердца полезными религиозными знаниями, благочестивые религиозные беседы, помощь бедным, посещение больных и заключенных в темнице, утешение скорбящих и другие дела милосердия. Нарушают четвертую заповедь не только те, кто работают в воскресенье, но и те, которые ленятся трудиться в будничные дни и уклоняются от своих обязанностей, потому что заповедь говорит: "Шесть дней трудись". Нарушают четвертую заповедь и те, которые хотя не работают в воскресенье, но и Богу не посвящают этого дня, а проводят его в одних забавах, предаются разгулу и всякому излишеству».

«Опять ничего не пойму. Значит, и в православии нельзя в субботу работать? Но епископ Александр говорит о воскресении. Ну да ладно, не так важно, с какого дня начинается календарь. Но тут Бог сам, перечисляя предметы ответственности хозяина, проходится по рабу и рабыне. То есть с этим у него никаких проблем? ОК. Это уже четвертая заповедь, а как вести себя по отношению к ближнему своему, я так ничего не узнал. Пока только ревностно-тоталитарные указания "как правильно меня почитать"».

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

епископ Александр:

Леша Ивановский:

«Этой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать своих родителей, за что обещает благополучную и долгую жизнь. Почитать родителей — значит уважать их авторитет, любить их, ни при каких обстоятельствах не сметь оскорблять их словами или поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу, как при жизни их, так и по смерти. Неуважение родителей есть великий грех. В Ветхом Завете, кто злословил отца или мать, наказывался смертью (Мр. 7:10; Исх. 21:17). Но если бы случилось, что родители или начальники потребовали от нас чего-либо противного вере и Закону Божию, то тогда должно сказать им, как сказали апостолы начальникам иудейским: "Судите, справедливо ли перед Богом слушать вас более, нежели Бога" (Деян. 4:19), должно быть готовым претерпеть за веру и Закон Божий все, что бы ни последовало».

«Здесь все понятно, но меня не устраивает подача. Делай так-то, чтобы тебе было хорошо. А если дни мои от этого не продлятся от этого, не надо делать? Убедительнее для меня была бы заповедь: "Почитай своих родителей — они столько от тебя натерпелись". Отдельный вопрос — должны ли дети почитать родителей, которые их бьют и унижают? Прямо почитать?»

Не убивай.

епископ Александр:

Леша Ивановский:

«Этой заповедью Господь Бог запрещает отнятие жизни — у других людей или у самого себя. Жизнь есть величайший дар Божий, и только Бог назначает пределы земной жизни человека. Самоубийство есть тяжкий грех. В самоубийстве, кроме убийства, заключаются еще грехи отчаяния, маловерия, ропота против Бога и дерзкое восстание против промысла Божия. Ужасно еще то, что человек, насильственно оборвавший свою жизнь, лишает себя возможности покаяться в своем грехе, потому что после смерти покаяние не действительно. Чтобы не отчаиваться, надо помнить, что временные страдания посылаются нам для спасения души. Все праведники наследовали царство небесное через свои страдания. Притча о богатом и Лазаре ярко иллюстрирует значение земных страданий (Лк. 16:19–31). При испытаниях надо помнить, что Бог бесконечно добр. Он никогда нам не пошлет страданий выше наших сил и при страданиях нас укрепляет и утешает».

«Я полностью запутался. Ветхий Завет целиком состоит из убийств и трупов. Бог сам пару раз отдает там указания вырезать всех, включая детей: "Итак, убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте" (Книга чисел, 31:17). По ссылке — длинный список призывов к убийству. А потом говорит, что нельзя. Ничего не понимаю. Уверен, в теологической литературе много веков как придуман очередной казуистический кульбит, как обойти это указание. Я думаю, что это просто фиксация уже существовавшего социального договора. Вряд ли до появления заповедей на убийство смотрели сквозь пальцы».

Не прелюбодействуй.

епископ Александр:

Леша Ивановский:

«Этой заповедью Господь Бог велит мужу и жене хранить взаимную верность, неженатым же быть целомудренными — чистыми в делах, словах, мыслях и желаниях. Чтобы не грешить против седьмой заповеди, надо избегать всего, что возбуждает нечистые чувства, как то: сквернословие, "пикантные" анекдоты, бесстыдные песни и пляски, смотрение соблазнительных фильмов и фотографий, чтение безнравственных журналов. Объясняя седьмую заповедь в Нагорной проповеди, Господь говорит: "Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем". Относительно плотской распущенности Писание предупреждает: "Блудники грешат против собственного тела", "Блудников и прелюбодеев судит Бог" (1 Кор. 6:18; Евр. 13:4). Невоздержанная жизнь расслабляет здоровье, расслабляет душевные способности человека, в особенности его воображение и память. Надо хранить свою нравственную чистоту, потому что наши тела — "члены Христовы и храмы Духа Святого"».

«Ну тут уж мы как-нибудь сами разберемся. Как писал Оден, "как правило, те, кто не любил наслаждения, становились несправедливыми (As a rule, It was the pleasure-haters who became unjust)».

Не кради.

епископ Александр:

Леша Ивановский:

«Здесь Господь Бог запрещает присвоение того, что принадлежит другим. Виды кражи разнообразны: воровство, грабительство, святотатство (присвоение священных предметов или небрежное обращение с ними), взяточничество, тунеядство (когда получают плату за работу, которую не исполняют), лихоимство (когда берут с нуждающихся большие деньги, пользуясь их бедой) и всякое присвоение чужой собственности путем обмана. Является воровством, когда человек уклоняется от платежа долга, утаивает найденное, обмеривает и обвешивает при продаже, удерживает плату работника».

«Никаких комментариев — все по делу, ровно так».

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

епископ Александр:

Леша Ивановский:

«Этой заповедью Господь Бог запрещает всякую ложь, как, например, ложные показания на суде, доносы, наговоры, сплетни, злословие и клевету. Клевета есть дело дьявольское, ибо само имя "дьявол" значит "клеветник"».

"Очень умная заповедь, полностью согласен".

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

епископ Александр:

Леша Ивановский:

«Этой заповедью Господь учит нас воздерживаться от зависти и от нечистых желаний. В то время как предыдущие заповеди говорили преимущественно о поведении человека, эта последняя заповедь обращает наше внимание на то, что происходит внутри нас: на наши мысли, чувства и желания. Она призывает нас стремиться к душевной чистоте. Всякий грех начинается с нехорошей мысли. Если человек на этой мысли останавливается, то возникает греховное желание. Желание толкает человека на самый поступок. Поэтому, чтобы успешно бороться с соблазнами, надо научиться пресекать их в самом зародыше — в мыслях».

«У меня две проблемы с этой заповедью. Первая: перечисление через запятую жены, раба и вола как собственности хозяина. Я бы два пункта вычеркнул из собственности. Заметим, что тема рабства второй раз в заповедях появляется — видимо, у Бога никаких проблем с этим нет. И вторая проблема значительно важнее: угроза наказания за мысли. Опять классический тоталитаризм. "Ты не так подумал!" То есть по представлению религиозных людей есть существо, которое видит и оценивает не только их поступки, но и их мысли. Сразу беру билет в ад. Все нормальные ребята, судя по этим заповедям, давно там».

Эту шутку с крестом мы подсмотрели на сайте www.beblessed.ca — не удержались и сделали такую же.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.