Великий понедельник

Следующий за Вербным воскресеньем, Великий понедельник также посвящен деревьям. На этот раз Иисусу на глаза попалась бесплодная смоковница — символ тех, чье существование бесцельно. Иисус проклял растение и отправился в храм проповедовать. В понедельник принято вспоминать ветхозаветного патриарха Иосифа, преданного своими братьями подобно тому, как Иисус был предан Иудой. Согласно народным поверьям в Великий понедельник нужно закончить все работы по дому: докрасить стены, доремонтировать сарай, выбросить лишний хлам.

Также распространено мнение, что тот, кто в этот понедельник искренне постился, летом будет успешно находить птичьи гнезда. История Иосифа и его братьев популярна не только в живописи, но и в массовой культуре: мы уже советовали посмотреть мюзикл «Иосиф и его удивительный разноцветный плащ снов», но посоветуем снова.

Великий вторник

Во вторник Иисус продолжил рассказывать притчи в Иерусалиме, кроме того, именно во вторник Иисус обнадежил учеников вторым пришествием. Произошел спор Христа с фарисеями: первосвященники и старейшины, уже тогда решившие, что от Иисуса пора избавиться, докучали Спасителю разнообразными вопросами, пытаясь найти противоречия в его философии, но так и не сумели добиться результата.

В этот день можно вспомнить чудеса, совершенные Спасителем, например первое из них, когда Христос пришел на свадебный пир в Кану Галилейскую и обратил воду в вино. Верующие обыкновенно в этот день вспоминают о Страшном суде; считается, что во вторник нужно закончить все дела, связанные с одеждой: погладить, постирать и заштопать дырки.

Великая среда

В среду, во время пира в доме Симона Фарисея, который также называют вечерей в Вифании, некая грешная женщина (предположительно Мария Магдалина) омыла слезами и помазала миром ноги Христа, который в среду узнал о предательстве Иуды и сообщил ученикам о своем скором распятии. Помазание миром — это символическая подготовка тела Иисуса к погребению.

Согласно народным приметам в этот день нужно выкинуть из дома весь оставшийся мусор и начать подготовку к традиционному пасхальному окрашиванию яиц. Белорусы в вечер среды устраивали свою великую вечерию из 12 постных блюд, во время которой поминали умерших родственников.

Великий четверг

В этот день вспоминают Тайную вечерю, пребывание Христа в Гефсиманском саду и лобзание Иуды, за которым последовало заключение Спасителя под стражу и суд. На Тайной вечере было положено начало таинству евхаристии (что в переводе с греческого значит «благодарение»), или причастия: Иисус предрек предательство Иуды и подал ученикам благословенные хлеб и вино, назвав их своей плотью и кровью. Кроме причастия, фразе Спасителя «Сие есть Тело Мое» (лат. Hoc est Corpus Meum) мы обязаны выражением «фокус-покус» (hocus-pocus): именно так слышали неграмотные люди Средневековья латинские слова из уст священника, а превращение хлеба в плоть Иисуса — это тот еще фокус. По образу Иисуса, омывшего ноги учеников после трапезы, в этот день в православной церкви после торжественной литургии архиерей производит чин умовения ног в отношении 12 священников (или монахов). Католические епископы моют ноги 12 прихожанам.

После вечери Спаситель отправился в Гефсиманский сад, где оставил учеников, чтобы произвести Моление о чаше, в которой попросил своего божественного отца отвратить от себя страдания («да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты»). Распространено мнение, что во время молитвы Христу является дьявол, искушающий его отказаться от самопожертвования. В живописи Христос в Гефсиманском саду подчеркнуто одинок: его ученики спят на переднем плане, на заднем — стражники и Иуда, готовящийся к поцелую.

Страстная пятница

День распятия Спасителя, в который верующим положено воздерживаться от еды. В церкви читают отрывки из Евангелий о Страстях Христовых, но в знак скорби православные не проводят в этот день литургию, католики единственный раз в год не совершают евхаристию, а лютеранские пасторы к тому же облачаются в черное. Народная традиция не велит работать (особенно рубить дрова, шить и прясть) и петь в Великую пятницу, но разрешает сажать капусту и печь куличи. В искусстве со Страстной пятницей связаны пять основных сюжетов: несение креста, распятие, снятие с креста, оплакивание и положение во гроб. Немалую роль играет еще одна сцена Страстей, в которой Понтий Пилат выводит связанного и исхлестанного Христа в терновом венце со словами «ecce homo» («се человек») к народу, желая возбудить в толпе сострадание — как мы знаем, тщетно. Изображение крестного пути строится на контрасте между центральной фигурой Христа (нести крест ему на многих полотнах помогает Симон Киринеянин) и толпой: это погоняющие его римские стражники и скорбящие ученики. Распятый Иисус изображается как в одиночестве, так и «меж двух разбойников» — «благоразумного» Дисмаса, раскаявшегося и причисленного к лику святых, и «безумного» Гестаса, чью душу забираетдьявол.

В отличие от православного канона, в западной традиции ноги Спасителя скрещены и прибиты к кресту одним гвоздем. На иконах под крестом обязательно лежит череп Адама (образ, возникший благодаря топониму «Голгофа», который переводится как «череп»), который Христос омыл своей кровью и тем самым очистил человечество от первородного греха. По традиции, снятие с креста совершает тайный ученик Спасителя Иосиф Аримафейский (он упоминается и в четырех канонических Евангелиях, и в апокрифах), облаченный в золотые одежды. Оплакивание Христа может происходить как на Голгофе, так и у гробницы: тело Спасителя лежит на земле, и скорбящие склоняются над ним — не следует путать этот сюжет с Пьетой, где Христос лежит на коленях у скорбящей Девы Марии и другие участники сцены могут отсутствовать. Сцена погребения близка к оплакиванию (в ней участвуют те же персонажи), но более динамична и каждому из участников отведена своя роль: так, Мария Магдалина нередко держит стопы Иисуса, а Иосиф Аримафейский — голову.

Великая суббота

Последний день поста, в который вспоминают о пребывании Спасителя во гробе и его сошествии в ад, откуда тот выводит праведников. С этим днем связаны основные приготовления к Пасхе: красят и расписывают яйца, вместе с куличами и пасхами освящают их в церкви. Сами крашенки и их скорлупу часто сохраняют и используют в ритуальных целях, как средство от зубной боли или спасение от пожара. В пасхальную ночь нельзя спать (верующие проводят ее в церкви) — нарушитель рискует проспать весь год. В эту ночь в Иерусалиме из Гроба Господня выносят благодатный огонь.

Иконография мертвого Христа различается в православной и католической традиции: на православных иконах он изображен вертикально и по пояс (со склоненной головой), западный Спаситель лежит, виден полностью и раздет (хотя похоронен был в саване). В том, как изображается сошествие Спасителя в ад, конечно, интересны образы самого ада, к примеру, души могут томиться в пасти Левиафана.

Пасха

В главный день христианского года Христос воскрес, и с тех пор ежегодно в этот день открываются небеса и можно попросить у Господа о чем угодно — все сбудется. Несмотря на все церковные запреты, в народе (особенно на юге России) отмечают Пасху мертвых (ведь Христос открыл праведникам врата рая перед воскресением): поминают в это воскресенье ушедших родственников и ходят на кладбище. Христианский великий день сопровождается многочисленными ритуалами встречи весны (так крашеные яйца символизируют одновременно возрождение Христа из мертвых и плодородие), праздничными ярмарками и массовыми любовными игрищами.

В западной иконографии Христос нередко не просто выходит из пещеры, где был погребен, а вылетает из нее и взмывает вверх, наводя ужас на стражников, охраняющих гробницу. В живописи также популярна сцена Noli me tangere («Не прикасайся ко мне»), в которой Христос строго отклоняет от себя ликующую Марию Магдалину, что символизирует его перерождение из сына Божьего в Бога истинного.

Мария Клеопова

Присутствие Марии Клеоповой при распятии упомянуто только в одном Евангелии (от Иоанна). Из-за того что нигде точно не указано, кем была Мария Клеопова, этот персонаж вызывает многочисленные споры и предполагает сразу несколько трактовок. Самая распространенная изображена на картине: Мария была женой брата Иосифа — Клеопы. Лютеране и конспирологи считают, что сродники Иисуса — Иаков, Иосия и Иуда — были детьми Девы Марии, а не Марии Клеоповой, как полагают католики. У православных на этот счет свое мнение: они считают, что это дети Иосифа Обручника от первого брака. Скорее всего, присутствие Марии Клеоповой при распятии — просто ошибка перевода Евангелия, а в виду имелась другая Мария — Мария Магдалина.

Иоанн Богослов

Любимый ученик Иисуса, дальний его родственник (насколько это вообще возможно) и вообще человек из хорошей семьи: его старший брат — апостол Иаков, а дед — Иосиф Обручник, муж девы Марии. На момент распятия Иоанну не было и 20 лет. Присутствовал при всех важнейших эпизодах земной жизни Спасителя, на Тайной вечере сидел от него по правую руку, а после его смерти оберегал Деву Марию. Прожил богатую на события жизнь, неоднократно приговаривался к смерти, но всегда непременно выживал. В возрасте около 100 лет просто лег в могилу в форме креста, откуда вместе с телом вознесся в горний мир. На картинах с Иисусом изображается как его земной близнец (обычно они одеты одинаково), без Иисуса изображается с орлом (символом вдохновения) и книгой (Евангелием или Откровением). Иногда изображался с котлом масла или чашей, из которой вылезает змея, — символами бесполезных попыток казнить апостола.

Иоанн Богослов

Любимый ученик Иисуса, дальний его родственник (насколько это вообще возможно) и вообще человек из хорошей семьи: его старший брат — апостол Иаков, а дед — Иосиф Обручник, муж девы Марии. На момент распятия Иоанну не было и 20 лет. Присутствовал при всех важнейших эпизодах земной жизни Спасителя, на Тайной вечере сидел от него по правую руку, а после его смерти оберегал Деву Марию. Прожил богатую на события жизнь, неоднократно приговаривался к смерти, но всегда непременно выживал. В возрасте около 100 лет просто лег в могилу в форме креста, откуда вместе с телом вознесся в горний мир. На картинах с Иисусом изображается как его земной близнец (обычно они одеты одинаково), без Иисуса изображается с орлом (символом вдохновения) и книгой (Евангелием или Откровением). Иногда изображался с котлом масла или чашей, из которой вылезает змея, — символами бесполезных попыток казнить апостола.

Саломия

Как и Мария Клеопова, и Магдалина, Саломия — одна из жен-мироносиц, пришедших впоследствии ко гробу Господню помазать ноги Спасителя миром и встретивших ангела, возвестившего о чудесном воскресении Христа. Мать Иоанна Богослова и, соответственно, родственница Иосифа Обручника.

Иосиф Аримафейский

Тайный последователь Иисуса богатый еврей Иосиф отдал Спасителю свою гробницу и всячески помогал его ученикам в будущем. В сцене снятия с креста Иосиф обычно изображается стоящим на лестнице и снимающим тело Христа или же стоящим на земле и принимающим его. Распространенные атрибуты Иосифа — саван, терновый венец и гвозди. Житие рассказывает, что именно Иосиф собрал кровь из ран Иисуса в чашу святого Грааля. Вместе с чашей он отправился в Англию проповедовать, где и скончался.

Дева Мария

Богоматерь изображена в традиционном для нее синем одеянии. Этот цвет символизирует соединение в образе Девы Марии земного и небесного миров. Ее поза повторяет положение тела Христа. Скорбящую Богородицу поддерживает Иоанн Богослов, поскольку распятый на кресте Христос поручил Иоанну заботу о Марии после его смерти. В целом, описывать символику этого образа в двух словах грешно – этим занимается особая наука, мариология.

Никодим

Еще один тайный ученик Иисуса, фарисей по убеждениям, Никодим был заложником ситуации и не мог признаться, что следует за Иисусом. Как и Иосиф Аримафейский, обеспечивший Христу гробницу, использовал свои связи во благо становления христианства. О важности этого персонажа в первые годы после распятия Христа свидетельствует то, что Никодим был похоронен рядом с первомученником Стефаном. Никодиму приписывается авторство одного из апокрифических Евангелий, повлиявших на раннехристианскую философию и, в частности, на Иоанна Златоуста.

Слуга

Мужчина, спрятавшийся за Никодимом, — слуга, приставленный к Марии Магдалине. В его руках чаша, и многие рады бы увидеть в ней святой Грааль и намек на сексуальную связь между Иисусом и Магдалиной, но на самом деле это вовсе не чаша Грааля, а символический атрибут Марии Магдалины, емкость, наполненная миром, которым она ранее (в среду) помазала ноги Христа.

Мария Магдалина

Православные считают Марию Магдалину одной из жен-мироносиц (как и Марию Клеопову), католики — раскаявшейся блудницей, Дэн Браун — женой Иисуса Христа. Согласно апокрифической легенде Мария была невестой Иоанна Богослова, который отверг ее ради служения Христу. Также популярна теория, что именно Мария, а не Иоанн была любимым учеником Христа и автором четвертого Евангелия. Самым распространенным атрибутом Марии является алебастровая коробочка с миррой, служащая напоминанием о помазании ног Иисуса. Длинные волосы — также распространенный элемент канонического образа Марии: согласно одной из легенд после распятия Христа Мария отправилась жить в пустыню, где прикрывала свою наготу волосами.

Апостол Фома

Фома — самый человечный из апостолов: поначалу не верил в воскресение Иисуса и вознесение Богородицы (по преданию, улетая в рай, она сбросила Фоме свой пояс, поэтому тот обычно изображается опоясанным), а своему распределению проповедовать в Индию сопротивлялся. В конце концов Фома принес туда христианство с помощью эффектного трюка. Местный царь Гундафор дал Фоме денег, чтобы тот построил ему дворец, но Фома раздал деньги беднякам, а царю сказал, что дворец ждет его в раю. Гунфадор приказал казнить Фому, но неожиданно воскресший брат царя подтвердил, что был в раю и видел там дворец. Фома — любимый апостол гностиков, считающих его, а не Иоанна, близнецом и любимым учеником Христа.

Апостол Петр

Формально самый близкий и любимый ученик Иисуса, считается первым папой римским, хотя сам апостол, скорее всего, никогда не был в Риме и уж точно сам себя папой не считал, поскольку всю жизнь прожил правоверным иудеем. Петра обычно изображают бородатым, пожилым и крепким мужчиной с лысиной (тонзурой) и короткими седыми вьющимися волосами вокруг нее. В его внешности отражена мудрость отцов и дедов: Петр — иудейская основа христианской церкви, в то время как его антагонист Павел — греко-языческая. Под стать внешности и характер Петра, жесткий (при задержании Иисуса отрезал ухо одному из стражников), вспыльчивый и переменчивый во всех отношениях, кроме своей глубинной веры в то, что Иисус — мессия, которого Господь уже давно обещал евреям.

Иуда

Предатель, изображаемый обыкновенно как духовный и физический антипод Иисуса: смуглый, безбородый и с черным нимбом над головой. В православии Иуда изображается обычно в профиль (как бесы), чтобы зритель не встретился с ним взглядом. До сих пор ведутся философские споры, зачем такой человек нужен был в команде Иисуса. Тем не менее известно, что Иуда был крепким хозяйственником и в компании апостолов отвечал за все денежные вопросы. Ортодоксы верят, что курить грешно, потому что на могиле Иуды рос только табак. Чтобы не разрушать магию числа 12 (по числу колен Израилевых), на место Иуды был выбран новый апостол Матфий.

Симон Киринеянин

Один из двух случайных прохожих, попавших в сюжет крестного хода. В отличие от вечного жида Агасфера, пожалевшего воды на Иисуса, Симон является примером должного поведения при встрече со Спасителем. Он помог донести крест Иисуса, а после этого отправился с семьей в Рим проповедовать христианство. Был крестьянином, поэтому обычно изображался бородатым мускулистым старцем (только если изображал не Мел Гибсон). Его внешний вид на картине Босха указывает на то, что это скрытый портрет заказчика.