Крест был изготовлен в 1167 году мастером Лазарем Богшей по просьбе Ефрасиньи Полоцкой, внучки полоцкого князя Всеслава Чародея. В 1943 и 1945 году советское руководство дважды публично говорило о кресте как о предмете искусства, который не был утрачен, а находился в распоряжении руководства СССР, тем не менее местонахождение предмета на данный момент неизвестно.
Бомбардировки, осуществленные ВВС Великобритании и США 13–15 февраля 1945 года, уничтожили половину промышленных предприятий и жилых районов города. Площадь разрушений в Дрездене в четыре раза превышала площадь разрушений в Нагасаки. Бомбили главным образом для устрашения, стратегического значения город не имел.
Бомбардировки, осуществленные ВВС Была создана мастером Андреасом Шлютером для прусского короля Фридриха I, а затем подарена Петру I. После штурма советскими войсками Кёнигсберга в апреле 1945 года Янтарная комната бесследно исчезла. Существует несколько версий ее дальнейшей судьбы, но что же случилось на самом деле — загадка.
В 1939–1944 годах исторический центр Варшавы был почти полностью уничтожен бомбардировками, после войны его пришлось воспроизводить заново, но оригинальные здания утрачены навсегда.
До войны на территории Ленинграда действовало более 600 библиотек. К 1946 году их осталось всего лишь 347. Потери книг сосчитать труднее. Иногда библиотека теряла до половины своего фонда. Одна часть книг была утеряна в эвакуации, другая — сгорела в библиотеках, разрушенных оккупантами.
В 1941 году Воскресенский собор взорвала дивизия СС «Райх». Несмотря на то что в 50-е провели восстановительные работы, была утрачена основная архитектурная ценность — ярусная звонница XVII века.
Свастика, один из самых древних сакральных знаков, символизирует солнце, жизнь, движение. В начале XX века она была таким же популярным символом, как инь и ян или клевер с четырьмя лепестками. Благодаря своей узнаваемости была взята на вооружение нацистами Германии. Преступления, совершенные под знаменами со свастикой, превратили этот древний символ в синоним чистого зла.
Картина была вывезена из Краковского музея в 1939 году. Предполагалось, что это полотно будет вывешено в городе Линце, где Гитлер собирался открыть музей. По последним данным, картина найдена в банковском хранилище, но какой страны — неизвестно.
В 1829 году польский портретист запечатлел на своих картинах всю семью Фредерика Шопена, в том числе и самого композитора. Но в самом начале войны портреты были уничтожены, сохранились лишь черно-белые фотографии.
В результате бомбардировки советскими ВВС были полностью разрушены промышленные точки и жилые дома, театр «Эстония», церковь Нигулисте, городская синагога, четыре кинотеатра и Городские архивы с коллекциями средневековых документов. Не сохранились даже последние развалины старых зданий, которые служили памятником жертвам, — в 2007 году на их месте разбили парк.
Экспонаты из сейфа Могилевского музея
Летом 1941 года из комнаты-сейфа Могилевского областного краеведческого музея таинственно пропали важнейшие экспонаты: серебряная булава короля Сигизмунда, нумизматическая коллекция в 18 000 единиц, картины Боровиковского, Левицкого, Айвазовского, оружие мастеров XVI–XVIII веков, икона Спасской Богородицы 1670 года, копия иконы Казанской Богоматери, изъятая из Могилевского собора, в серебряно-позолоченном окладе с бриллиантами. По некоторым свидетельствам, культурные ценности могли быть сожжены местными властями по указу Сталина, так как их нельзя было эвакуировать. Что же произошло с артефактами на самом деле, неизвестно до сих пор.
14 февраля 1945 года американские самолеты, летевшие бомбить Дрезден, сбились с курса. Эта роковая ошибка не только унесла жизни мирных граждан, но и лишила Прагу многих зданий, которые представляли историко-культурную ценность, — в том числе Эммаусский монастырь. На месте старинных башен монастырского костела возведены скрещенные крылья, а само здание отстроено.
В 1944 году СССР начал бомбардировать Хельсинки. В результате одной из операций была утрачена картина Ээро Ярнефельта, на которой была изображена встреча тайного общества «Аврора».
Сильнее всего пострадали Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец и Павловский дворец. Сотни тысяч музейных экспонатов, находившихся в этих и других дворцах, пропали и так и не были обнаружены после войны.
Здание Национальной библиотеки в Белграде, построенное в 1832 году, было полностью уничтожено в 1941 году. Около 350 000 книг, включая бесценные средневековые рукописи, пропали. В библиотеке находилось собрание турецких рукописей, свыше 200 печатных книг XV и XVII веков, старинные карты, гравюры, картины, газеты, а также все книги, выпущенные в Сербии и соседних странах с 1832 года.
Твардовский придумал Василия Теркина — солдата, который мечтает увидеть победу и мирные дни. Поэт справился с непростой задачей описать будни войны в стихах так, чтобы это звучало одновременно сильно (и стильно) и без лишнего пафоса.
Книга о приключениях американских пилотов в 1944 году, расквартированных на острове посреди Средиземного моря. Все начинается как комедия, с историями про бессмысленность войны и бюрократические парадоксы, но с каждой главой сюжет становится все более мрачным.
Идея новой международной организации возникла на Тегеранской конференции союзников в 1943 году. До этого существовала Лига наций, которая не смогла противостоять милитаризации Германии и развязыванию войны. ООН с самого начала обладала реальной силой и разветвленной структурой, так что могла поддерживать гуманитарные и миротворческие миссии по всему миру и не дать конфликту США и СССР вылиться в третью мировую.
В 1940-е годы Палестина находилась под контролем британского колониального правительства, которое стремилось ограничить перемещение евреев из Европы на свою территорию. Эта политика сохранялась даже во время войны, несмотря на поддержку союзников палестинскими евреями. После войны под давлением США и Советского Союза Британия признала, что не может больше контролировать регион. Это спровоцировало первый арабо-израильский конфликт, но тем не менее привело к созданию современного еврейского государства.
Воспоминания немецкого офицера, философа-консерватора и ветерана двух мировых войн. Юнгер пытается сохранить идеалы прусского рыцарства внутри организации СС в условиях тотальной войны на уничтожение.
Муссолини был покровителем кинематографа: он построил в Риме студию «Чинечитта» и придумал первый в мире кинофестиваль – Венецианский. Но почти все работавшие под его крылом кинематографисты в глубине души были антифашистами — как только закончилась война, они стали снимать антивоенное кино, которое рассказывало о борьбе и освобождении и покорило весь мир. Поскольку денег на производство не было, а «Чинечитта» подверглась бомбардировкам, режиссерам пришлось выйти из павильонов на улицу, привлекать непрофессиональных актеров и совершать другие открытия. У отца итальянского неореализма Роберто Росселлини учились режиссеры французской новой волны — так, опыт войны и борьбы с фашизмом определил развитие всего европейского кино в XX веке.
Трио «Кукрыниксы» состояло из художников Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» был одним из первых объектов советской военной пропаганды. В отличие от многих других агитматериалов военного времени, работы «Кукрыниксов» до сих пор кажутся красивыми и остроумными и напоминают советские комиксы, которых никогда не существовало.
Все творчество одного из самых влиятельных художников XX века вырастает из случая, произошедшего во время службы в воздушных войсках Германии. В 1944 году самолет Бойса был сбит над крымской степью, художник получил ранение и был воскрешен татарским шаманом. Бойс считал лечение Германии от травмы нацизма одной из важнейших задач искусства.
Симфония 1941 года изначально посвящалась Ленину, но блокада Ленинграда и эвакуация жителей (в том числе и самого Шостаковича, которого перевезли в Куйбышев) заставили композитора изменить тему произведения. В 1942 году симфония была исполнена в осажденном Ленинграде оркестром под руководством Карла Элиасберга. Трансляция велась по радио, музыка лилась из громкоговорителей по улицам города, так что доносилась и до захватчиков.
Хит 1943 года — история экипажа американского бомбардировщика, из последних сил возвращающегося с боевого вылета. Оркестр Утесова перепел эту песню, а в наше время она известна благодаря каверу группы «Чиж и Ко».
Написанная для фильма «Два бойца» композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым, «Темная ночь» — одна из самых пронзительных и мелодичных песен Великой Отечественной войны. Популярна до сих пор. Ее семплировала группа Bad Balance, а кавер-версии исполняли Земфира и Noize МС.
Если взгляды немецких философов-экзистенциалистов сложились после Первой мировой, то своих французских последователей — Сартра, Камю, Симону де Бовуар — это течение обрело в годы немецкой оккупации и режима Виши. Повседневное насилие, постоянная безысходная тревога, опыт коллаборационизма или, напротив, участия в Сопротивлении лучше всего подходят для формирования философии, утверждающей, что человек не живет, но существует.
Несмотря на то что некоторые исследователи японских комиксов указывают на национальную традицию гравюр и рисунков как на основу манги, ее становление в известной нам форме напрямую связано со Второй мировой войной. С одной стороны, война уничтожила японскую цензуру и открыла простор для фантазии художников, с другой — японские художники познакомились с американскими комиксами и карикатурами и переосмыслили западный опыт.
Во время войны немецкий филиал фирмы «Кока-Кола» не мог получать необходимые ингредиенты из-за торговой блокады союзников. Поэтому из доступных в Германии ингредиентов стали готовить новую, немецкую газировку. Напиток сильно отличался от нынешней «Фанты». Руководство компании никогда не вступало в НСДАП, и после войны «Кока-Кола» получила права на формулу газировки и прибыль за военные годы.
Итальянская экономика была разрушена войной, покупать автомобили было некому. Компания «Пьяджо», которая раньше занималась производством самолетов, переключилась на скутеры. Водить их быстро научились даже женщины, которых в патриархальной Италии до войны едва ли пускали за руль.
«Летят журавли» Михаила Калатозова, 1957 год
«17 мгновений весны» Татьяны Лиозновой, 1973 год
«Иди и смотри» Элема Климова, 1985 год
«Двадцать дней без войны» Алексея Германа, 1976 год