Мы любим обсудить, почему власть не позволяет нам построить гражданское общество, а российская Кремниевая долина «Сколково» не производит ничего, кроме коррупционных скандалов. И забываем за этими разговорами, что в русской истории был прецедент, когда группе активистов удалось создать среду, где, вопреки режиму, жить было приятно, весело и интересно. Новосибирский Академгородок, который кто-то из центральных чиновников, проехавшись по институтам и не встретив там ни тени почтения, в раздражении назвал царством непуганых идиотов, стал той самой социалистической утопией, где люди любили своих соседей и помогали друг другу, а прибыль от инженерных инноваций шла на благие цели. В этом материале: беззастенчивая ностальгия W→O→S и попытка понять, из чего и кого состояло то время и место, куда сейчас так хочется вернуться.

Приезд в Академгородок профессора
Р. Рихтмайера (справа).
В центре — Г.И. Марчук.

Приезд в Академгородок американского и советских космонавтов. Слева
направо: Коля Марчук, Г.И. Марчук, Миша Лаврентьев, В.В. Пазельский,
Н. Армстронг, А.К. Романов, Н.А. Куземо.

Академгородок.
Колонна Вычислительного
центра готовится к
демонстрации

1975 год, Новосибирск. Слева
направо: Ю.Л. Ершов,
С.С. Гончаров в НГУ со студентами

1957 год, «Хороша ли
водица?» М.А. Лаврентьев
при выборе площадки под
Академгородок

История

Отцы-основатели

Академики, приехавшие из столиц в Сибирь строить науку, помимо недюжинных знаний и интеллекта обладали тем, что сегодня называют personal touch. Они знали всех подчиненных в лицо, делили с ними радости и горести, были примером для подражания и стойко боролись со всеми бюрократическими препятствиями на своем пути.

Самым ярким примером харизматичного лидера и эффективного менеджера был академик Лавреньтев — даже не отец, а дед-основатель Академгородка.

Именно Дедом называли Лаврентьева подчиненные, коллеги, знакомые и друзья. Академ был основан в 1957-м, и в следующие годы за Дедом в Сибирь ехали целые лаборатории, и сам он разъезжал по Союзу и в погоне за командой мечты переманивал из других институтов светлые умы. В процессе создания Академгородка Лаврентьев был не просто идеологом: он лазал по стройкам, пилил дрова, помогал подчиненным с личными проблемами и поддерживал их самые смелые начинания.

Свидетельств о том, какими были те самые отцы-основатели, в интервью и мемуарах сохранилось предостаточно. Из них мы узнаем, как можно руководить целыми институтами (или даже академиями наук) и при этом оставаться человеком чутким, интеллигентным и обаятельным.

А.П. Окладников, М.А. Лаврентьев, М.М. Лаврентьев

Сибирская уха. Гости Академгородка: летчики-космонавты
СССР К.П. Феоктистов и Г.Т. Береговой, между ними
летчик-космонавт США Нил Армстронг. 1970 год

Фотолюбитель М.А. Лаврентьев

«Что касается внутреннего такта Г.И. Марчука, то здесь даже складывались легенды. Была сформулирована единица вежливости “один гурий” (имя Марчука Гурий, но это написано только ниже), подразумевающая, что у обычного человека вежливость измеряется в микрогуриях».

(Воспоминания Ильина В.П. о Гурии Ивановиче Марчуке, в то время директоре Вычислительного центра Сибирского отделения Академии наук СССР, позже президенте АН СССР)

«Вспоминается в этой связи такой эпизод. Встретив Алексея Павловича в аэропорту, я решился привезти его на обед в свой подвал. Моя теща Мария Абрамовна (впоследствии она очень подружилась с Окладниковым, угощала его при случае вкусной едой) приготовила чисто сибирский обед. Наш подвал Алексея Павловича не смутил, после обеда возникла непринужденная беседа. По простоте душевной Мария Абрамовна сказала Алексею Павловичу: “Как легко с вами общаться. Вы совсем на профессора не похожи. А он ответил: “А я и не профессор вовсе, я — землекоп”».

(Воспоминания Ильина В.П. о Гурии Ивановиче Марчуке, в то время директоре Вычислительного центра Сибирского отделения Академии наук СССР, позже президенте АН СССР)

1979 год, Новосибирск. Г.И. Марчук
и Ю.А. Воронин (справа) на лыжах.
Небольшая передышка, можно и
позагорать

Университет

Организованный почти сразу после основания Академгородка, университет стал точкой притяжения молодежи со всей страны: сюда ехали целыми диаспорами, потому что знали: шанс поступить был и у нацменьшинств, и у ребят из сел и весей. Приемная комиссия прежде всего оценивала потенциал, а не формальные признаки абитуриентов. Наравне с провинциалами в Сибирь приезжали и дети из столичных образованных семей. Московское начальство возмущалось: слишком уж высок был процент докторов и академиков в преподавательском составе, большинство из них — личности по меньшей мере незаурядные: они не стеснялись называть реальные цифры, так тщательно скрываемые советским официальным образованием, могли лечь во время семинара на стол. Посещаемость на некоторых факультетах была свободная. Студенты и ректор знали друг друга в лицо и совместно организовывали масштабные праздники.

Участники карнавала вносят вновь
избранную королеву

1970 год. Участники четвертого карнавала НГУ
на Обском море. Слева направо: Г. Сойфер,
А. Березовский, С.Т. Беляев

Частью карнавала было шествие, во время которого легендарного ректора НГУ Спартака Беляева везли на телеге через весь городок.

Уже через пару лет партийное руководство решило «причесать» студенческую самодеятельность, перенеся ее на задний двор университета. Что, конечно не помешало самым удивительным и мистическим событиям происходить на университетских маевках.

Студгородок НГУ был построен по образцу американских и европейских кампусов, в которых университет непременно утопает в деревьях и окружен общежитиями, вибрирующими от бурной студенческой жизни.

В 60-х участники студенческого КВН устраивали на первых этажах общежитий осенние балы с танцами, комнатами ужаса и даже тараканьими бегами. За балами, на которые физики и математики по традиции приходили знакомиться с гумочками, последовали дискотеки 70-х и видеосалоны 80-х, на смену которым пришли подвальные бары 90-х. Сейчас, к сожалению, единственные обитатели первых этажей общаг — это строгие, подобные каменным горгульям, комендантши.

География

Начинавшийся с поселка щитовых домиков, в которых ученые коммуной ютились в 40-градусные морозы в первую зиму 1957 года, Академгородок постепенно разросся в сложносочиненный район с самой насыщенной НИИ улицей в мире, магазинами и кинотеатром, полными белок лесами и, конечно, тропинками, соединяющими потайными путями каждый пункт. Все началось с эксперимента, предложенного Лаврентьевым, когда тропинки решено было не прокладывать, а дать им стихийно сложиться в самых нахоженных местах. За более чем 60 лет существования городка тропинки превратились в бетонированные дорожки со своими названиями, и главный секрет передвижения по городку заключается в том, что на общественном транспорте это занимает гораздо больше времени, чем пешком.

Маршруты

Для тех, кто проездом будет в Новосибирске, W→O→S составил гид одного дня по ностальгическим местам Академгородка.

Куда пойти
Тропинкой от университета до остановки ходил когда-то академик Векуа.
Когда-то здесь было легендарное кафе «Под интегралом», теперь это всего лишь отделение банка.
Кинотеатр ДК «Академия», когда-то он носил гордое имя «Москва» — это единственный кинотеатр, где можно, обладая определенной ловкостью, курить во время сеанса, а афиши фильмов до сих пор рисуют вручную.
Дом ученых — когда-то был центром притяжения интеллектуалов и площадкой для бардовских концертов, да и сейчас он может похвалиться прежним обаянием: зимний сад, кружки по интересам и ностальгический ресторан со всеми приметами былой роскоши.
Купить молочный коктейль и посидеть в окружении прыщавых студентов можно в студенческой столовой не территории кампуса НГУ.
Ботанический сад — рай для ценителей природы. Здесь можно пропасть на пару-тройку часов в поисках потаенных прудов и японских садиков, скрытых в глубине оврагов и за холмами.
В Домике Лаврентьева когда-то жил знаменитый Дед, а сейчас здесь располагается музей Сибирского отделения РАН — это лучшее место для медитации.
Обское море — на самом деле просто карман реки, летом здесь играют в волейбол подтянутые научные сотрудники.
Психоделический опыт можно получить отправившись в Музей Института геологии или (если повезет со временем приезда) на день открытых дверей в Институт ядерной физики).
Клубы по интересам

Помимо занятий по фехтованию, ребята изучали также искусство, французский язык, историю России, чтобы быть достойными девиза клуба: «Отвага. Родина. Честь!» Каждый отряд фехтовальщиков имел своего «духовного наставника» из числа героев русской истории и назывался «Коловрат», «Сусанин», «Суворов», а проводимые турниры: «На поле Куликовом», «Бородино».

Желающие могли войти в Совет творческой молодежи, заниматься нетривиальной хореографией в клубе «Терпсихора», фотоискусством, а также театральными миниатюрами (благодаря Евгению Вишневскому, познакомившему Академгородок с ранними Г. Гориным и М. Розовским).

Любой клуб нуждается в стабильном финансировании. В Академгородке середины 60-х источником средств для клубной деятельности стало научно-производственное объединение (НПО) «Факел», которое занималось внедрением в производство научных достижений СО АН. В свободное от работы время молодые ученые адаптировали к жизни последние научные идеи, проводили междисциплинарные исследования, в том числе импровизированные и рискованные, и результаты самых удачных пускали в производство. Оборот «Факела» был очень большой, в год перед закрытием — порядка 5 млн в год.

Известна страсть населения Академгородка к организации всевозможных клубов по интересам. Спортивные секции и кружки собирал вокруг себя мастер спорта Геннадий Аношин, некогда ставший чемпионом мира по шахматам среди юниоров. Это были прежде всего туризм и альпинизм, традиционные виды спортивного досуга для научной общественности всех возрастов. Клуб подводников «Нептун» осваивал шельф Обского моря. Детский фехтовальный клуб «Виктория» воплотил в себе буйную спортивно-филолого-художественную фантазию его создателя журналиста Карема Раша.

Занятия в Клубе юных техников.

«Закрыли не потому, что кто-то проворовался, а потому, что он не вписывался ни в какие рамки законодательства того времени “Факел” выбрасывал на рынок неплановый миллион рублей заработной платы. Никто не считал экономический эффект, который мы давали. Лаврентьев защищал “Факел” и даже написал письмо к партии по этому поводу. Нас закрывали почти год, очень хотели найти какие-то компроматы, но не нашли. И это неудивительно. “Факел” создавался энтузиастами, которые не были сильны в бухгалтерии, поэтому расходы не всегда оформляли должным образом, но воровства не было».

(Ермиков В.Д., кандидат геолого-минерологических наук, директор департамента науки СО РАН)

Дух свободы

«Был дух азарта и молодого легкомыслия. С техникой безопасности не очень-то считались. Так, когда нам понадобилось работать не с электрическим разрядом, а заменить его взрывом, то, недолго думая, у кого-то из друзей в Институте гидродинамики попросили взрывчатки. Нам ее дали. И в общей экспериментальной комнате, без всяких предварительных конструкций, я занималась тем, что отливала на спиртовке цилиндрические заряды тротил-гексогена…»

(Из интервью с Ковальской Г.А., кандидатом физико-математических наук, научным сотрудником Института химической кинетики и горения)

«Интеграл»

Открытый в здании бывшей столовой, клуб «Под интегралом» моментально стал площадкой, где в водоворот событий вовлекались гости Академгородка, именитые ученые и поэты, международные комментаторы, корреспонденты советского ТВ и BBC, крупные экономисты и музыканты. Клуб завоевал репутацию места, где можно выговориться всласть, излить душу, распахнуть ее настолько, насколько хватало смелости. Этот оазис гласности процветал с 1963 по 1968 год. Его постоянные обитатели учредили нечто вроде игрушечного государства со своей конституцией, идеологией и правительством.

В Академгородке довольно быстро воцарилась атмосфера демократии и свободолюбия. На витринах универмага могли появиться надписи в поддержку политзаключенных, в киосках продавались польские и чешские газеты, научные сотрудники подписывали протестные письма. Руководство Академгородка смотрело на эти выходки строго, но чаще всего сквозь пальцы.

Клуб-кафе “Под интегралом”. 1965г

Из устава клуба:
«Клуб «Под интегралом» — самородная, самовольная, самодельная, самосовершенствующаяся, самоуправляемая, самопрограммируемая, самоокупаемая, саморекламирующаяся, самоохраняемая… самоорганзиция академгородковцев. Его задачи: обеспечить членам клуба свободный обмен знаниями и опытом. Содействовать взаимопониманию, содружеству и сотрудничеству. Способствовать возникновению и прогрессивному развитию различных любительских клубов.

Каждый год в клубе проводились выборы «Мисс интеграл» и ее первые производные. Но и обычные «кабачковые» дни (субботы и воскресенья) как магнитом,притягивали молодежь со всего миллионного города».

Пиком и, к сожалению, концом деятельности «Интеграла» стал фестиваль бардовской песни 1968 года, на котором состоялся единственный настоящий концерт Галича в СССР, при аншлаге, в присутствии всей аккредитованной при фестивале прессы, под камерами двух кинохроник. Его записывали на несколько магнитофонов одновременно, и эти записи разошлись впоследствии по всей стране. Вспоминают о нем так: «Концерт, который мы слушали с замиранием сердца, ибо у многих оно стучало в унисон с тем, что проповедовал артист с эстрады, вызвал под конец бурю оваций, все встали, за исключением руководящих товарищей, занимавших места в первом ряду. В тот момент никто не задумывался над тем, что может случиться дальше, и вообще казалось, что система начнет трансформироваться в некий демократический рай».

Фестиваль авторской песни.
Поет А.А. Галич.

Закончилось, как водится, все грандиозным скандалом, Галич по указанию РК КПСС от дальнейшего участия в фестивале был отстранен, последовал разбор полетов, после чего клубу перекрыли финансирование в профсоюзе и он постепенно угас.

«Никто, в сущности, не пострадал. Если, конечно, не считать того, что “Интеграл” еще раз был беззвучно закрыт, и на этот раз окончательно. Но полгода спустя закрылись и все остальные клубы по стране, ничем особо не провинившиеся. Танки были в Праге, дискутировать было не о чем».

(Бурштейн А.И., доктор физико-математических наук, профессор, бессменный президент клуба «Под интегралом)

Сумасшедшие

Среди жителей Новосибирска Академгородок традиционно считается прибежищем большого количества чудиков и сумасшедших. Что вполне объяснимо. Когда-то приехавшие строить городок ученые из Москвы и Ленинграда были личностями харизматичными и подчас весьма неординарными, что задавало определенный тон тому, как протекала жизнь городка. В итоге эксцентричное, иногда экзальтированное поведение, стало для жителей Академа вполне нормальным.

>> Приводим небольшую, но собранную с любовью подборку странноватых персонажей, которых можно встретить и сегодня на улицах Академгородка.

Дед Говорун

Зимой и летом одетый в подпоясанное веревкой пальто, Дед Говорун знаком каждому жителю Академгородка. Передвигаясь по району зигзагообразно, он бормочет себе под нос непонятную тарабарщину, в которой, согласно детским приметам, может крыться вещий ответ на любой вопрос. Прошлое дяди Миши (так его вроде бы зовут) туманно, но все теории без исключения сводятся к тому, что некогда он был профессором физики, а после трагической гибели семьи сошел с ума. Привлечь внимание Деда Говоруна можно произнесением терминов из физики и гидродинамики. Так, по свидетельству очевидцев, на слова «Катушка индуктивности…» он незамедлительно ответил: «ПУСКАЙ КРУТИТСЯ!» Также характерной чертой Деда является нелюбовь к растительности на теле: он был замечен за бритьем фаланг пальцев и груди в умывальнике студенческой столовой, а с бровями и волосами на голове он справляется при помощи пламенеющих сигаретных бычков. Автор потрясающей по степени психоделичности фразы: «Дружба двух бойцов продолжалась, а потом его съела моль».

Велосипедист Иисус

В любую погоду вы заметите рассекающего на велосипеде по кампусу НГУ иисусоподобного мужчину лет 30. Его длинные волосы развеваются на ветру, а с лица не сходит улыбка Джоконды. Студенты, сидящие на лавочках перед корпусом университета, стыдливо хихикают и переговариваются, не зная, что за образом Иисуса скрывается вполне себе нормальный ученый-физик, который ведет семинары в универе, работает в лаборатории и вполне социализирован, хотя и окружен легкой аурой безумия. По словам студентов, если Иисус в общительном настроении и погода на улице хорошая, он может запросто начать небольшой рассказ о том, как в домашних условиях синтезировать ЛСД, а также на другие познавательные околонаучные темы.

Продавец карт у ДК «Академия»

С приходом весны на зеленой лавочке у ДК «Академия» появляется тучный бородатый мужчина, похожий на лесника. Он продает географические карты. Ассортимент на его скамеечке не меняется годами: это карты города, региона и области — тех мест, куда вы можете отправиться на выходные. Иногда среди них появляются также карты экзотических стран. Перед тем как продать карту, он любит задать каверзный вопрос или загадать загадку, причем не какую-то глупую, всем нам известную загадку, а ту, что посложней, из области мировой истории и философии. Счастливчикам, верно ответившим на все вопросы, продавец с удовольствием сделает скидку, а иной раз отдаст карту совсем за бесценок.

Одинокий флейтист

А еще с наступлением тепла на улицах Академгородка вы сможете встретить Одинокого флейтиста — человека, неизменно одетого в коричневый балахон и играющего на деревянной флейте. Под длинным капюшоном не разобрать черт лица, от этого может стать как-то не по себе. Флейтист имеет свойство появляться в самых неожиданных местах и так же внезапно исчезать. Ни одному человеку еще не удалось поговорить с ним, но есть подозрения, что без знания эльфийского языка вам все равно это не удастся.

Эпилог

О том, почему в итоге Академгородок перестал быть «тем самым» и стал «одним из», можно рассуждать бесконечно. Некоторые считают, что с тех пор, как в 90-е местное правительство решило продавать квартиры академиков, район наводнили нувориши и слишком разбавили устоявшуюся культуру. Другие настаивают, что кризис Академгородка прежде всего связан с кризисом отечественной науки, случившимся в постперестроечное время. Третьи и вовсе думают, что золотая эпоха Академгородка закончилась задолго до перестройки и осталась лишь в памяти шестидесятников. Но, может быть, за всеми этими догадками скрывается нежелание назвать реальную причину конца всех благих начинаний отечественной интеллигенции? Ее пассивность и инертность? Собравшись ради единой цели, она поначалу сплачивается крепче любой армии, строит свою временную утопию, рвется на баррикады, не спит днями и ночами, чествуя победу духа и демократии. Но вот проходит год, два, и мы находим интеллигентов, устало сидящих по углам, — теперь у них нет времени, они все обсудили, они хотели всем доказать, но не получилось, опять не получилось.

Из воспоминаний президента клуба «Под интегралом» Анатолия Бурштейна:

«К 1967 году стало казаться, что мы исчерпали весь ресурс активности Академгородка. Где же наши сторонники, недоумевали мы, куда они все рассеиваются после аншлаговых концертов, дискуссий, встреч? Какого же пастыря нужно этой инертной массе?

Отчаявшись найти ответы на все вопросы, клуб вызвал на полемическую дуэль все остальное население Академгородка. К тезисам “Дефицит щедрости” прилагалось объемистое эссе “Интеграл” на распутье”, написанное мною в сердцах, безо всякой цензурной оглядки, — замечательный самодонос, распространенный по библиотекам всех институтов для ознакомления публики. Это было яростное, запальчивое обвинение интеллигенции в социальной вялости: “Наука не индульгенция. Ответственность за судьбу общества все делят поровну. Независимо от того, воспринимают ли они упрек в равнодушии (с экрана, со сцены) в свой собственный адрес или проецируют его на соседа, занятого менее интеллектуальным трудом. Иные считают, что право хвалить или порицать современное общество узурпировали писатели и журналисты. Но это не так: мы добровольно отдали им право, ибо очень удобно жить, считая, что разделение труда распространяется и на человеческую совесть. Никто не вправе отлынивать от исполнения своего гражданского долга, быть неслышимым и невидимым.

В “Интеграле” мы нашли свой кустарный способ выкристаллизовывать злободневное мнение, сообщать людям нетривиальную информацию, тревожить их совесть. И если нашей деятельности суждено заглохнуть, так и не вызвав резонанса в узкополосных, прямолинейно запрограммированных душах, то мы получим печальное подтверждение мысли Дарвина о деградации нравственных качеств личности, всецело отданной односторонним занятиям естественными науками…»

По следам утраченного

Что посмотреть, почитать и послушать, чтобы вернуться в Академгородок тех лет.
Посмотреть:

«Девять дней одного года», 1961
Фильм о трудовых подвигах и любовном треугольнике физиков-ядерщиков, частично основанный на реальных событиях.

«Все остается людям», 1963
Еще один фильм про ученых, которые решают, что наука важнее их собственной жизни.

«Лесная сказка. История Новосибирского Академгородка»
Документальный фильм о создании Академгородка, помимо изумительного музыкального сопровождения содержит идиллические пейзажи и позволяет максимально погрузиться в ностальгию по 60-м.

Послушать:

Редкие архивные записи выступления Галича в клубе «Под Интегралом» в 1968 году.

Почитать:

«И прирастать будет Сибирью». М.А. Лаврентьев
Книга, написанная самим Лаврентьевым (хотя многие утверждают, что авторство принадлежит секретарю Лаврентьева — Наталье Притвиц), рассказывает о треугольнике Лаврентьева, концепции, на которой зиждилось существование Академгородка. Три вершины треугольника — это образование, наука и производство. Дополняя друг друга, они образуют жизненный цикл людей и идей науки, который может полностью реализовываться на территории Академа. Есть смысл почитать, чтобы понять, благодаря чему идея Академгородка действительно работала в советские годы (чего нельзя сказать о сегодняшнем дне).

Протестная весна 1968-го
Интервью с жителями Академгородка, которые не побоялись вступиться за московских политзаключенных и подписали известное в СССР «Письмо 46».