Как сделать стартап и не облажаться
18 правил для тех, кто хочет реализовать свой проект
Не бойтесь изобрести велосипед. Пусть 56 родившихся у вас идей были воплощены задолго до вас, 57-я может стать настоящим открытием.
Ставьте четкие цели. Если вы, например, делаете общественно-полезный сайт, то сразу думайте, к какой посещаемости он должен прийти через год.
Помните про гранты и государственную поддержку. Стоящие идеи всегда найдут соратников.
Много грантов выделяется на инициативы в области здравоохранения, молодежной политики и, как ни странно, краеведения. Иногда гранты могут быть нацелены на развитие отдельных регионов. Так, Фонд Михаила Прохорова поддерживает театральные проекты жителей Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Каждый год фонд «Наше будущее» проводит конкурс «Социальный предприниматель» — финалисты получают займы до 1 млн руб. на семь лет. Гранты выделяют и зарубежные организации. Молодые художники могут найти поддержку, например, у «Винзавода», приняв участие в программе «Старт» — художники получат выставочную площадку, а также организационно-материальную поддержку. А Московский молодежный многофункциональный центр выделяет средства на реализацию лучших проектов студентов Международной школы.
Ищите свою нишу. Говорят, что сейчас востребованы проекты в области городского устройства, местного самоуправления, новых медиа. Классика на все времена — культурные проекты.
Цените тех, кто пришел в проект вместе с вами и готов рисковать ради еще не начатого дела. Незаменимые люди есть.
Ничего не делайте в одиночку. Обсуждайте все проблемы и идеи вместе. Принимайте решения сообща, договорившись, что право решающего голоса может быть только у одного из вас.
Не бойтесь быть смешными и уязвимыми. Над теми, кто придумывает что-то новое и опережает время, всегда поначалу смеются.
Нельзя быть слишком молодым или старым для того, чтобы начать свое дело. У вас есть идея — значит, сейчас самое время, чтобы воплотить ее в жизнь.
Относитесь к своему делу как к поводу хорошо провести время. Не беритесь за дело исключительно из чувства гражданского долга. Мысль о том, что «так надо» — это путь к унынию и прокрастинации.
Любите свою целевую аудиторию, или проще — тех людей, ради которых вы все и делаете. Ваши клиенты — самые лучшие. Вам воздастся.
Будьте бесстрашны. Не думайте о возможных провалах и неудачах. Идите напролом.
Изучайте, любите и цените конкурентов. Недооценивать, а тем более презирать их — крайне опасно.
Узнайте, что сделано в вашей сфере за рубежом. Обычно, когда в России говорят о социальных стартапах — получается что-то невыразительное и неудобное. Если вы взялись за дело — сделайте его хорошо вне зависимости от того, ставите ли вы перед собой цель заработать деньги или это просто ваша гражданская инициатива.
Не ищите деньги под проект. Ищите единомышленников с деньгами. Воодушевите их, и тогда это станет вашим общим делом.
К каждому потенциальному инвестору относитесь как к тому самому и единственному. Не путайте его с другими. Но не выстраивайте четких, красиво сформулированных концепций и не показывайте вычурных презентаций. Инвестора этим не удивить. Если он увидит, что вы действительно верите в то, о чем говорите, — у вас больше шансов.
Начните с чего-то простого. Просто прекрасно, если в вашей голове уже созрел план по захвату мира. Но начать лучше не с запуска завода нового поколения, производящего суперскамейки для людей с ограниченными возможностями. Сначала соберите жителей вашего района и облагородьте парк.
Начинайте прямо сейчас.
Желательно, чтобы в команде были кудрявый и долговязый.
На счастье.