Это вам не интернет: фидошники сегодня
Как устроен российский сегмент альтернативной интернету сети Фидонет
Кроме специалистов мало кто знает, что интернет не является единственной компьютерной сетью. Если же кто-то и слышал об альтернативных сетях, то ассоциирует их с 90-ми, старшими научными сотрудниками в толстенных очках, перфокартами и пыльными металлическими гробами, которые по недоразумению называют компьютерами. Но и в 2016 году существуют люди, занимающиеся развитием и популяризацией альтернативных сетей. ВОС узнал, как работает сеть Фидо, и поговорил с ее адептами.
Сергей Чумаков, пользователь Фидонета, отвечает на главные вопросы о сети
Как появилась Фидо
Дело было в далеком 1984 году. Американский анархист и программист Том Дженнингс придумал систему обмена сообщениями по модемной линии, чтобы связаться со своим другом и соратником Джоном Мэдиллом. Затея эта не претендовала на что-то большее, чем хобби; друзья воплощали в жизнь интересную задумку. И уж тем более не знали, какое будущее ждет появившуюся сеть. Вот что сам Том говорит об этом: «В момент первого тестирования Fidonet сеть состояла всего из двух узлов — мой узел Fido #1 в Лос-Анжелесе и узел Fido #2 Джона Мэдилла в Балтиморе. Джон и я провели всю первоначальную работу по созданию и тестированию Fidonet. Никаких особых целей мы перед собой не ставили: нам было интересно просто убедиться в работоспособности сети, как радиолюбителям — в работоспособности придуманной для забавы схемы».
По своей сути Фидо и в 1984 году, и сейчас представляет собой компьютерную сеть, по которой люди свободно могут обмениваться сообщениями, то есть электронными письмами. Этот обмен происходит не в реальном времени — после того как фидошник что-то написал, он соединяется с сетью и отправляет информацию. Как правило, до адресата (или адресатов) она доходит в пределах нескольких минут (реже — десятков минут).
Структура сети сильно отличается от структуры интернета. Хотя бы потому, что за каждым звеном фидошной сети стоит не корпорация, а человек.
В Фидо участников можно разделить на три категории (условно): поинты, ноды и хабы. Поинт — обычный участник сети, он пишет и получает письма. Эти письма проходят через узел — ноду (как правило, это домашний компьютер или ноутбук, на котором стоит соответствующий софт, обслуживающий поинтов и пересылающий их корреспонденцию в остальную часть Фидонета). Ну и последний уровень — хаб. Хабы обеспечивают координацию между узлами на территории областей и стран.
Поэтому корректно будет говорить о первом узле Фидонета, который запустил Том Дженнингс. К сожалению, сейчас он не функционирует, да и сам Том покинул Фидо. А кто был первым поинтом, сказать трудно.
Фидо в России
Первый узел Фидо заработал 21 сентября 1990 года в Новосибирске, его системным оператором (сисопом) был журналист Тадеуш Радиуш. Уже в октябре узлы появились в Москве, Челябинске и Ленинграде. Так сформировался российский сегмент Фидонета, который продолжает функционировать и по сию пору.
В чем разница между Фидонетом и интернетом? Что безопаснее?
Разница огромнейшая. Не только техническая, но и культурная. Впрочем, я начну с технической. Все пользователи интернета привыкли, что адресация в нем осуществляется посредством букв — грубо говоря, чтобы зайти на определенный сайт, необходимо знать его адрес вроде w-o-s.ru. При этом, соединяясь с сайтом, данные пользователя побывают на некоторых компьютерах, чье расположение и назначение, скорее всего, пользователю неизвестно.
В Фидо принята цифровая адресация, каждый узел имеет адрес вида 2:5030/722, где 2 — номер региона в Фидонете (2 — Россия), 5030 — город (5030 — Петербург, 5020 — Москва и т. п.), 722 — номер узла. Ну а поинт имеет адрес вида 2:5030/722.1, то есть к стандартному прибавляется еще одна цифра, порядковый номер поинта.
Помимо личной почты в Фидо есть эхоконференции (что-то вроде почтовых рассылок на гуглогруппах или группового чата), название которых обозначается большими латинскими буквами и чаще всего отражает смысл, например RU.GAME (эха о компьютерных играх) или SU.BOOKS (все о литературе).
Важный момент: при работе в Фидо каждый поинт знает, через какие компьютеры проходят его письма, он даже может знать по именам-фамилиям хозяев некоторых из этих компьютеров (то есть узлов).
И конечно, в Фидонете контент создают сами пользователи. Это не интернет, развлекать или кормить рекламой тут никого не будут. Поинты и сисопы создают информационное наполнение почты или эхоконференций, обсуждая интересные темы.
По вопросам безопасности однозначного ответа дать нельзя. В связи с тем, что фидошная почта передается по обычным интернет-каналам (строго говоря, Фидо можно настроить и на работу без интернета, по Wi-Fi, модемам или радиостанциям), она может быть перехвачена или записана. Другое дело, что фидошные соединения шифруются, как, например, соединение юзера при заходе на сайт банка… Но уж точно с точки зрения психологического комфорта в Фидонете безопаснее всего. Все фидошники пишут под своими настоящими именами, коммерческая деятельность пресекается, поэтому тут нет троллинга, травли и спама. Не было и никогда не будет. Это та сеть, где можно действительно выразить себя.
Законы Фидонета
Фидонет функционирует как самоуправляющаяся структура, не контролируемая извне. Поэтому существуют договоры о работе и поведении в сети. Самый главный из них — Policy, устав. Документ объемный, но детально описывает права и обязанности фидошника. Если совсем кратко, то не раздражайся по пустякам и не раздражай других. Соответственно, за слишком агрессивное или неадекватное поведение, нарушение технических регламентов, узел Фидонета может быть исключен из Фидо (так называемая экскоммуникация), а поинт переведен в режим read-only, когда он не может писать в эхоконференции.
В самих эхоконференциях есть правила, которые время от времени публикуются, за их нарушение модератор либо выносит предупреждения, либо, когда предупреждений накапливается достаточно, отключает поинта или узел от эхи. То есть механизмы очень ясные и исключающие манипуляции.
Будущее Фидо
Честно говоря, до сих пор уверен, что будущее при стечении некоторых факторов будет весьма безоблачным. Фидонет дает возможность человеку реализоваться, не опасаясь всех прелестей веба вроде троллинга, о котором я говорил выше. Здесь много интересных, творческих людей, с которыми просто находить общий язык, их приятно почитать или обменяться с ними хотя бы парой фраз. Или спорить до полуночи, не отвлекаясь на мельтешение рекламных баннеров.
Стоит еще раз подчеркнуть, Фидонет оставляет человека хозяином своей информации, своей переписки. Фидошник знает, где она хранится или куда уходит. А главное — кому. В эпоху, когда каждый чих в интернете оседает на тысячах серверов, это просто огромный плюс. Тем более, сейчас возможно работать в Фидо даже с планшета под Android, так что сеть стала чрезвычайно мобильной.
Кто занимается Фидо
Фидошники — это, в принципе, обычные люди. Отличает их от остальных просто наличие фидошного адреса и увлечение этой сетью. Тот же Дженнингс называл Фидо «нашим долбаным хобби». Студенты, врачи, учителя, сисадмины, футболисты, даже виндсерферы и пивовары… Фидошники, кстати, часто проводят встречи в реальной жизни, любят вместе погулять, отдохнуть и т. п. За что я и люблю сеть — это люди, новые знакомства, новый опыт. Рождается атмосфера некоторой сопричастности. Наверное, фидошников в некоторой степени можно назвать пассионарными, как бы высокопарно это ни звучало.
В связи с тем, что каждый год из Фидо кто-то уходит, а затем приходят новые лица, встает вопрос о знакомстве с принципами и историей сети. Хотя сейчас фидошные программы настраиваются в три клика, все же некоторые вопросы по софту и по общению в Фидо у людей постоянно бывают. И дабы развеять все глупые мифы о Фидонете, родилась идея провести Fidonet Install Fest, где мы могли бы собраться, интересующиеся узнали бы об истории сети, получили поинта на месте, поболтали с сисопами, настроили софт и интересно провели время. Посмотрим, что из этого выйдет, мероприятие пройдет 16 июля, если зал на 40 человек, что мы арендовали в Москве, будет заполнен — будет круто.
Фидо изнутри
Владимир Федоров, 46 лет, инженер допечатной подготовки
В Фидо я пришел году эдак в 1996-м. Как и большинство в то время, использовал компьютер и модем на работе, бессовестно транжиря государственные ресурсы. Прошел обычным тогда путем: юзер BBS (электронная доска объявлений) — поинт (оконечный пользователь Фидо) — нода (узел) сети Fidonet. Про интернет уже слышали, но почти никто живьем его не видел. Это было безумно дорого, к тому же перегружено лишней информацией и рекламой. А учитывая черепашью по современным меркам скорость модемов, каждый лишний байт был весьма обременителен. В частности, поэтому в Фидо и сложилась определенная культура общения. В большинстве эхоконференций нещадно наказывали за излишнее цитирование, избыточную длину подписи и просто за флейм, не несущий смысловой нагрузки.
Подкупало Фидо также своей демократичностью. Во-первых, все были друг с другом на ты. Помню, как впервые на сисопке (от sysop — «системный оператор») в Курске я встретился с легендой тамошнего Фидо Леонидом «Сергеичем» Ищенко, которому тогда уже было под 60. Но даже с высоты своего возраста он запросто отвечал «тыкающим» ему молодым парням и девушкам, разъясняя им хитрости FTN-технологии. Во-вторых, руководящий состав в Фидо выбирали сами члены сети (поинты, правда, к ним не относились. Хотя в выборах модераторов они тоже могут участвовать).
Изначально сеть создавалась для обмена информацией. Но очень скоро сложилась собственная субкультура, и для меня атмосфера в сети оказалась как бы не более важной, чем информационная составляющая. Несмотря на то что здесь всегда присутствовали люди самых разных взглядов, громадное большинство было готово оказать братьям-фидошникам любую помощь и поддержку как в виртуальной, так и в реальной жизни. Так, например, в нашем городе (Железногорск Курской области) несколько лет ходил маршрутный автобус, в котором фидошники могли ездить бесплатно. Нетрудно догадаться, что его владелец и сам был узлом сети.
При всем этом нельзя сказать, что в Fidonet все друг перед другом расшаркивались. Бывало всякое: и комплейны (жалобы координатору) иногда писали, и «кащениты» набеги на эхи совершали, и «священные войны» устраивали (линуксоиды против виндузятников, StarCraft vs WarCraft и т. п.). Собственно, даже термин «холивар» родился в Фидо. Тем не менее большинством все это воспринималось как некая игровая составляющая полезной сети вроде тетриса, встроенного в файловый менеджер DOS Navigator. Поэтому в очень многих «болтологических» эхах тон дружеского наезда и беззлобных подколок считался и до сих пор считается нормальным явлением.
Самим важным ресурсом сети были и остаются эхоконференции. Личная почта (нетмейл) тоже была очень важна, но сейчас ее роль заметно снизилась, поскольку e-mail или, скажем, IM-клиенты предоставляют большую скорость и удобство. Третье составляющее Fidonet — файл-эхи, подписавшись на которые можно получать тематические файлы (книги, картинки, музыку, схемы, софт и т. п.). По понятным причинам сейчас файл-эхи тоже мало востребованы.
Я не буду здесь анализировать причины нынешнего состояния сети Фидо — это обсуждалось многократно. Интернет без боя выиграл битву за аудиторию, что неудивительно, если сравнивать изначально коммерческую сеть с горсткой энтузиастов, вкладывающих в поддержание своего хобби собственные силы, деньги и время.
Некоторые из когда-то ушедших в интернет считают, что до сих пор трафик в Фидо передается только с помощью модемов. Другие же уверены, что Fidonet и вовсе мертв. И очень удивляются, когда им говоришь, что эта любительская сеть не только жива, но и развивается. Большая часть трафика сейчас передается поверх IP, хотя и остаются энтузиасты, использующие модемы или экспериментирующие с радиосвязью. По-прежнему — пусть и не так бурно, как раньше, — разрабатывается софт, появляются программы на новых платформах. Достаточно упомянуть проект jNode — узловой фидософт на Java, поинт-комплекты на Android — HotdogEd и AfterShock, фидопакет Raptor для BlackBerry. Кроме того, весь «классический» софт портирован на Mac OS X.
Благодаря всему этому, а также неугасающему энтузиазму некоторых сисопов, в последнее время заметен приток не только возвращающихся в сеть экс-фидошников, но и новичков. И пусть у первых это чаще всего вызвано чувством ностальгии, а у вторых — любопытством, но иной раз пришедшие остаются надолго, особенно если им удается прочувствовать ту атмосферу Фидо, что сохранилась с былых времен.
Бытует мнение, что Fidonet стал своего рода музеем паровозов, про который интересно почитать, посмотреть фотографии, куда можно сводить своего ребенка, чтобы прокатиться на пыхтящем локомотиве, поговорить с машинистом и кочегаром и — если повезет — самостоятельно переключить стрелку. А пусть даже и так. Любому музею нужен обслуживающий персонал, а еще нужнее — благодарные посетители.
Сергей Чумаков, 28 лет, преподаватель
Году в 2005-м я первый раз увидел интернет, и он меня категорически не устроил. Тогда скорость соединения с сетью была чрезвычайно низкой, поэтому загрузка нужных сайтов происходила медленно. Я уж молчу о форумах. А поговорить хотелось. Тогда мне показали, как читать Фидо и писать туда из почтовой программы, чем я и воспользовался.
Но время шло, и, несмотря на улучшение связи, появление 3G и позднее 4G, не хотелось расставаться с сетью, где тебе отвечают или пишут люди, а не кто-то, спрятавшийся под ником. И в начале 2009-го я связался с сисопом определенного узла, получив первый поинт. К тому времени необходимый софт существовал под все версии Windows или Linux, так что вопросов у меня не возникало. Сисоп вскоре бросил Фидо, но я быстренько перешел на другую ноду.
Уходить не собираюсь. Это как начать спуск с заснеженной горы на лыжах, а в пути просто снять их. Невозможно и некомфортно. Я так привык к атмосфере, к принципам, к сленгу, что интернет при всех его положительных чертах уже не способен заменить Фидо. Даже планшет себе недавно приобрел, чтобы читать-писать в дороге.
Что касается современных фидошников, то точное число их подсчитать сейчас не могу (хотя это возможно, ибо существуют списки узлов, нод-листы, и списки поинтов, поинт-листы). Могу лишь сказать, что в Москве узлов пока что ровно 100, вот на такую цифру в столице лучше ориентироваться.
Глеб Деревлев, 19 лет, студент
Лет пять-шесть назад попал в Downgrade-тусовку. Довнгрейд — тусовка, посвященная ретрокомпьютингу и всему сопутствующему. В какой-то момент я узнал про Фидо и проявил интерес. Было это, если не ошибаюсь, где-то перед выходом Slackware 14, значит, 2012 год, примерно июль. Впрочем, я и до этого пытался во всем разобраться, читал эхи.
Начитавшись мануалов и помучив коллег-довнгрейдеров, узнал про то, как что работает по софтверной части, добрался до fidoip. Это такой комплект софта для Фидо, позволяющий без излишних копаний установить его и настроить — все что можно заскриптовано для создания подобия user-friendly, исходники подготовлены для сборки если не вообще во всех, то во всех ходовых Linux-дистрибутивах, в том числе и для слаки, на которой я тогда сидел.
После чего стал копать, кто может выдать мне поинта. добрался до ноды 2:5020/1955 — очень хотелось получить поинт на узле поближе к родному Раменскому.
Сисопа звали Костя Волков. Слегка потерроризировав его в аське, удалось поставить и настроить софт. Ну и пошло-поехало потихоньку.
В какой-то момент станция умерла. Тогда еще не особо привязался к Фидо и на этой ноте объявил, что заканчиваю свой путь фидошника.
Но путь в довнгрейде на этом не закончился, и на одном из наших фестов Серега, он же inf0rmatik, стал активно форсить Фидонет, фидокультуру и вообще чуть ли не пинками (шутка) гнать нас всех в Фидо. Ну, где наша не пропадала.
Общаясь в Фидо, я осознаю, что заряжаю его жизнью и сохраняю его для потомков, для довнгрейда будущего. А сохранить и передать — очень важная составляющая довнгрейда.
Фидо, в отличие от интернета, заставляет намного более вдумчиво относиться к тому, что читаешь, и особенно к тому, что пишешь.
И самое главное — благодаря Фидо я познакомился с целой толпой интересных людей. Творческих, здравомыслящих, и, что особенно круто, с такими хобби, о каких я даже не знал.
Подпишитесь на нас в социальных сетях