Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер

Во имя квадрата, круга и креста

Иконы и авангард по одну сторону баррикад

В Москве разворачивается движение православных акционистов. Дмитрий Энтео, Дмитрий Пименов и Константин Звездочетов привлекают в арт-группу все новых художников и готовят контратаку на противников РПЦ. Пока вокруг обсуждают, где здесь граница между искренностью и провокацией, W→O→S вспоминает другой период бурного интереса к православной культуре — авангард начала XX века. Чтобы не ударяться в пространные философские рассуждения, мы решили показать связь иконописи и абстрактного искусства наглядно.

авторы:
Дарья Борисенко, Соня Ступенькова
дата:
24 октября
рубрика:
арт

Первым, кто заметил общность языка русской иконы и авангардной живописи, был Анри Матисс. С тех пор на эту тему возникают многочисленные споры и спекуляции, однако существует ряд серьезных исследований, далеких от витиеватого богословия. Исследователи приходят к выводу, что авангардисты не пытались воссоздать иконы, они остаются неповторенным феноменом русского средневековья. Однако их духовные искания привели к отказу от классической сюжетности произведения искусства, объема и линейной перспективы, царивших в русском искусстве с начала XVIII века. Во главу угла стал символизм цвета, простых геометрических форм и композиции. В работах Василия Кандинского, Казимира Малевича и даже Марка Ротко можно увидеть иконы, которые перестали быть иллюстрацией Священного Писания и обратились к своей мистической первоприроде, состоящей из чистых символов.  

Дмитрий Энтео и Дмитрий Пименов о связи православного акционизма и русской традиционной иконы.

Д. Э.: «Древнерусская икона направлена на ум, высшую часть человеческой души. В эпоху Ренессанса искусство уже обратилось к чувственности человека, а постмодернизм апеллирует к бессознательному. Наша же задача — воздействие на ум, вознесение его к высшей реальности. Только те, кто обладает мистическим опытом, могут творить искусство, способное никого не задеть».

Д. П.: «Связь нашего движения с православной культурой — опасная связь. Что касается икон, да, мы создали свою икону. Это Дмитрий Энтео, икона стиля!»

Символика иконы


 

Василий Кандинский о цвете



«Красный квадрат» Малевича, второе название которого — «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях»

Казимир Малевич о цвете

«Супрематизм делится на три стадии по числу квадратов – черного, красного и белого. Самое главное в супрематизме – два основания – энергия черного и белого, энергия цветного, служащие раскрытию формы действия,(…) Считаю белое и черное выведенными из цветовых и красочных гамм (…) Для меня стало ясным, что должны быть созданы новые основы чистой цветописи».

 

 Формы и композиция


 

Казимир Малевич о геометрии искусства

Пустота

«Нет ни одной иконы, где бы изображен был бы нуль. Сущность Бога — нуль благ, и в этом в то же время и благо. Нуль как кольцо преображения всего предметного в беспредметное»

Треугольник и четырехугольник

«Современность нелегко вмещается в рамки древнего треугольника, поскольку жизнь в настоящее время стала четырехугольной».

 

Квадрат

«Квадрат — зародыш всех возможностей».«На выходе еще одна тема о супрематическом четырехугольнике (лучше квадрате), на котором нужно было бы остановиться, кто он, и что в нем есть; никто над этим не думал, и поэтому я, занятый вглядыванием в тайну его черного пространства, которое стало какой-то формой нового супрематического мира, возведу его в дух творящий. (…) Вижу в этом то, что видели люди в лице Бога».

Точка

«В точке нечего видеть кроме точки, поэтому появляется в супрематизме точка в виде квадрата или круга, вызывающая сильнейшее негодование всего общества. Но в конце придут к точке - себе».


«Часовня» Марк Ротко

{"width":166,"columns":6,"padding":40,"line":80}

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+