Лучшие из худших: ошибки «Золотой малины»

Голливудскую антипремию вручили в 32-й раз, но некоторые из ее номинантов и победителей стали классиками
1 апреля в Лос-Анджелесе состоялась 32-я церемония вручения наград за самые сомнительные достижения в кино «Золотая малина». Впервые за всю историю премии все награды достались одной картине — воистину чудовищной комедии «Такие разные близнецы» с Адамом Сэндлером. Однако так было не всегда: Леонид Марантиди вспоминает отмеченные премией фильмы, которые теперь считаются классикой американского кино.

«Сияние», реж. Стэнли Кубрик. 1981: две номинации, ноль статуэток
Кубрика и его фильмы всегда упрекали в высокомерии. Тем приятнее было поглумиться над картиной, заявленной автором как самое страшное в истории кино. На антипремию номинировали режиссера, переснимавшего сцены по 127 раз, и актрису Шелли Дювалл, доведенную им до нервного истощения. Фильм не взял ни одной статуэтки (диско-мюзиклам начала 80-х противостоять невозможно), но получил традиционный для Кубрика ворох насмешливых и возмущенных отзывов. Лучше всех выразила недовольство самая стойкая противница режиссера, легендарный критик Полин Кейл: «Кто хочет увидеть зло при дневном свете и через широкоугольный объектив?»

Первая церемония «Золотой малины» состоялась в 1981 году сразу после оскаровского вечера. Основатель премии, публицист и синефил Джон Уилсон, провел ее у себя в гостиничном номере

Сиквелы «Рэмбо» и «Рокки IV». 1983-1991: 27 номинаций, восемь статуэток
Сильвестру Сталлоне за всю его карьеру от «Золотой малины» достались рекордные 30 номинаций (при десяти победах) и звание худшего актера XX века. Но самым черным его часом следует назвать церемонию 1986 года, когда практически все призы распределились между четвертым «Рокки» и вторым «Рэмбо». Обе франшизы сейчас считаются легендарными, а про Сталлоне вспоминают с ностальгией.

«Телохранитель», реж. Мик Джексон. 1993: семь номинаций
Фильм лидировал по количеству номинаций, но так ни в одной и не «выиграл». И это притом, что за звание худшей новой звезды одновременно боролись Уитни Хьюстон и прическа Кевина Костнера, которая, по замыслу создателей, должна была придать ему сходство со Стивом Маккуином. Тем не менее фильм остался в памяти как один из главных романтических хитов 1990-х, а песня I Will Always Love You зазвучала с новой силой после смерти Хьюстон.


«Звездные войны. Эпизод 1: Скрытая угроза», реж. Джордж Лукас. 2000: семь номинаций, одна победа
Первым, кто решился принять премию лично, был режиссер Пол Верхувен. Его эротическая драма «Шоугелз» собрала семь «Золотых малин», получила звание «Худший фильм десятилетия» и показала, как часто люди путают китч с трэшем. Для американцев этот фильм — синоним дурного вкуса, для Европы — любимый пример того, что американцы ничего не понимают в собственном кинематографе
Чем дольше ждут, тем громче освистывают. После выхода первого эпизода «Звездных войн» мир так и остался прежним, поэтому неплохой в общем-то фильм оказался во всех основных номинациях «Малины». Приз получил только актер, отвечавший за самого нелепого персонажа саги — ушастого уроженца планеты Набу Джа-Джа Бинкса. Впоследствии премия переключилась на главного героя, дважды вручив повзрослевшему Энакину Скайуокеру награду за худшую мужскую роль. В феврале фильм вышел в повторный прокат в 3D-версии и заработал еще $43 млн только в США.

«Нечто», реж. Джон Карпентер. 1983: одна номинация
У триллера Джона Карпентера единственная, но одна из самых возмутительных номинаций за всю историю антипремии. Режиссер, который всегда сам сочинял музыку к своим фильмам, доверил звуковое оформление Эннио Морриконе, до этого электронику никогда не писавшему. Тревожно-меланхоличный саундтрек тут же стал хитом, но над профессионалами на чужом поле принято смеяться. Премию композитору так и не дали (спасибо уже упомянутым мюзиклам 80-х), но позорную номинацию устроителям «Малины» припоминали еще долго.


В 2005 году за худшие «роли» в документальном фильме «Фаренгейт 9/11» наградили пул Белого дома: министра обороны США Дональда Рамсфельда, госсекретаря Кондолизу Райс, президента Джорджа Буша-младшего и его ручную козу
Хиты 90-х
В 1997 году была введена и тут же отменена премия за худший блокбастер. Боролись за нее эталонные хиты 90-х: «Смерч» Яна де Бонта, «День независимости» Роланда Эммериха, лучший фильм Джоэля Шумахера «Время убивать» и «Миссия невыполнима» Брайана де Пальмы. Вообще с блокбастерами «Золотая малина» прогадывает до обидного часто. Чего стоит хотя бы одновременный залп по «Армагеддону» и «Годзилле» (оба вышли в 1998-м) или номинация Милле Йовович за худшую женскую роль в «Пятом элементе». При этом ни у одной серии «Сумерек» до сих пор нет ни одной статуэтки, несмотря на неофициальное звание «Худший блокбастер нулевых».
По теме

Новые звезды
Самая обидная номинация «Золотой малины» — «Худшая новая звезда». Победа или даже просто участие в ней означает, что в кино человеку лучше не возвращаться. Но и здесь у самопровозглашенных академиков случались просчеты. Так, в 1991-м награду получила София Коппола за то, что не вписалась в актерский ансамбль «Крестного отца — 3» (актриса она и правда не очень хорошая, зато каким оказалась режиссером). А в 1995-м в списке номинантов появился малоизвестный тогда комик Джим Керри за роль детектива Эйса Вентуры. К счастью, Керри, как, впрочем, и подавляющее большинство осмеянных кинематографистов, не обратил на премию никакого внимания.
Подпишитесь на нас в социальных сетях