П О Л И Т П Р О С В Е Т:
Когда гниет Запад
История «загнивающего Запада», «пятой колонны» и «креаклов»
Во время Второй мировой войны, в ходе изучения влияния пропаганды на человека, американские психологи открыли феномен, названный «эффектом спящего» (sleeper effect). Выяснилось, что по прошествии нескольких недель после столкновения с той или иной информацией у реципиентов существенно возрастает доверие к ней. При этом человек не всегда помнит, откуда эта самая информация взялась. Исследователи предположили, что если мы забываем, кем была высказана идея, мы верим в нее больше, поскольку со временем принимаем ее за плод собственного умственного труда. Чтобы пробудить ваше спящее сознание, W→O→S напоминает, как были придуманы актуальные политические клише.
Политпросвет: когда гниет Запад
Духовные скрепы
«Дефицит духовных скреп», упомянутый Путиным в ходе обращения к Федеральному собранию в 2012 году, тут же вызвал бешеный ажиотаж в интернете из-за архаичности своего звучания. Словосочетание стало мемом и мишенью пародий, но до сих пор используется некоторыми СМИ совершенно серьезно. В том же обращении президент пояснил, что духовные скрепы — это «милосердие, сочувствие, сострадание друг к другу, поддержка и взаимопомощь…». Доселе малоизвестное слово «скрепа» в значении «инструмент сплочения» можно найти у Пастернака, Горького, а позже — у Быкова и Прилепина. Конкретно «духовные» скрепы появляются в письме революционерки Александры Коллонтай к трудящимся, озаглавленном «Дорогу крылатому Эросу!» (1923). Но скорее всего Путин позаимствовал свою крылатую фразу из проповеди патриарха Кирилла: «Церковь наша [...] — это духовная скрепа, это линия самоидентификации нашей нации, это та общность, разрушив которую, мы разрушим свое Отечество».
Европейские ценности
Сегодня выражение появляется в российских СМИ в значении всего самого непотребного, что только может породить испорченная фантазия. Например, бородатые женщины с тремя пенисами, которые живут друг с другом в законном браке и воспитывают пробирочных детей-наркоманов в лучших антихристианских традициях. При этом 36% опрошенных россиян вообще не понимают, что под этими ценностями подразумевается. Но что же это за ценности такие, в самом деле? Из хартии ЕС об основных правах следует, что европейские ценности — это человеческое достоинство, свобода, равенство и солидарность. Ангела Меркель, при вступлении в должность председателя ЕС в 2007 обновила интерпретацию европейских ценностей: «Европейский Союз основан на ценностях, которые мы все разделяем — уважении к правам человека, свободе, справедливости, демократии и господстве закона».
Пятая колонна
В связи с событиями на Украине это затертое клише обрело новую жизнь. Значение его осталось прежним: пятой колонной называют любых вражеских агентов и предателей, которые действуют на территории страны. Авторство термина приписывается лихому генералу-франкисту Эмилио «Директору» Моле, который в 1936 хвастался, что помимо четырех военных подразделений, наступающих на Мадрид, у него имеется и пятая колонна, уже в городе. И понеслось. В 1937 Хемингуэй написал одноименную пьесу, в 1941 вышел научно-фантастический роман «Шестая колонна» Роберта Хайнлана, и выражение крепко осело в языках мира. С тех пор «пятой колонной» можно назвать кого угодно – журналистов, активистов, чиновников, иммигрантов и просто очень тихих людей.
Загнивающий Запад
В глазах русского человека Запад гнил уже в XIX столетии. Выражение берет начало в 1841 году, когда литературный критик и историк славянофильского толка Степан Шевырев заметил в журнале «Москвитянин», что от Запада пахнет будущим трупом, а мы, дескать, этого не замечаем, «целуемся с ним, обнимаемся, делим трапезу мысли и пьем чашу чувства». Полемика между западниками и славянофилами разрослась и «загнивающий Запад» укрепился в качестве одного из ее тезисов. В лучшие времена СССР мотив гниения аккуратно подобрали и привели в готовность для борьбы с капиталистическим духом. Клише «загнивающий Запад» быстро стало советизмом, продолжая заражать и другие неугодные понятия: в одной котомке дружно гнили либерализм, буржуазия и США. Оттуда же идет знаменитое «тлетворное влияние Запада», сатирически цитируемое в «Бриллиантовой руке». С возрождением риторики Холодной войны в наши дни «загнивающий Запад» значит примерно то же, что и «европейские ценности».
Про- (российский, кремлевский, американский…)
Как известно, приставка «про-» в слове «пророссийский» не славянского, а латинского происхождения, и переводится как «ради», «вместо» или «в интересах». В современной речи «про-» широко используется, когда нужно сказать, что некие люди или организации, не представляющие ту или иную политическую силу непосредственно, тем не менее поддерживают ее или тайно действуют в ее интересах. Приставку можно прицепить к чему угодно, добавив раздраженную интонацию и интеллигентное выражение лица, например: «Совершенно очевидно, что Nokia - просамсунговая корпорация, пытающаяся конкурировать с Apple…». Задолго до того, как эта приставка стала клише, ее использовал Джордж Оруэлл в своем эссе «Пацифизм и война» (1942), написав, что «пацифизм — это явление профашистское».
Креативный класс
Автор термина — экономист Ричард Флорида, в своей книге «Восстание креативного класса» (2002) определяющий креативный класс как тип трудящихся, работа которых основана на комплексных знаниях и самостоятельных решениях. В России термин всем очень понравился, и в 2011 году Владислав Сурков написал о необходимости создания «творческого, креативного класса людей, способных изобретать и создавать инновации». После волны протестов 2012 года креативным классом вдруг стали обзывать либерально настроенных активистов и оппозиционеров. Образуется презрительное сокращение советского образца «креакл», которое применяют уже к конкретным политическим деятелям. В 2012 году Путин призвал повысить уровень доходов креативного класса, имея в виду работников бюджетной сферы: «Креативный класс, а если использовать более традиционное слово интеллигенция, — это прежде всего врачи, учителя, работники культуры». Понятие «креативный класс» становится все менее понятным и все более модным, в официальном языке оно также заменяет слово «хипстер». Знанием модных клише отличился и патриарх, в декабре 2013 ни с того ни с сего обвиниший креативный класс в пренебрежении к народу. Судя по частому употреблению клише в интернете и СМИ, многие понимают креативный класс как некую противоположность рабочему классу — людей, занимающихся фотографией, блогами, музыкой, в общем, чем угодно, лишь бы не работать.
Культурное наследие
Когда говорят о культурном наследии народов России, то имеют в виду все, чем только может гордиться истовый патриот: от матрешки и балета до «Войны и мира» и собора Василия Блаженного. Сегодня это клише часто появляется в контексте ретроспективного возвеличивания России и необходимости что-то защищать. Словарное определение культурного наследия довольно расплывчато: «часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое». По версии законодательства РФ, культурное наследие — это архитектура и достопримечательности, «представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии». При этом «наследие» нередко подменяется словом «достояние», что изменяет смысл термина. ЮНЕСКО выделяет предметы нематериального культуного наследия: «обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства». Концепция защиты «нематериального» была предложена в 90-ых и официально принята в 2003 году. Оберегают это наследие от всего подряд – культурных революций, порнографии, влияния Запада и строительства торговых центров.
Подпишитесь на нас в социальных сетях